Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Символы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Пивнева Наталья Ивановна

Урок окружающего мира в 4 классе "Символы России" по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_simvoly_rossii.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: СИМВОЛЫ  РОССИИ

Тип урока: комбинированный

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Окружающий мир», авторы Н. Я. Дмитриева,  А. Н. Казаков, часть 2, Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2007.                                          

Цели урока: обеспечить условия для формирования:

- ключевых образовательных компетентностей через расширение знаний учащихся о символах государственной власти Российской Федерации: флаге,  гербе, гимне; знакомство с символикой Белгородского края, г.Белгорода;

- интеллектуальной компетентности через развитие умения     классифицировать (работа с таблицами, схемами), анализировать (работа с текстом учебника),  сравнивать (работа с гербами городов),       обобщать;

-социальной компетентности через совершенствование умения  ставить цели своей деятельности, работать в группе и паре, оценивать свою работу на уроке:

 - информационно – коммуникативных компетенций через умения находить  информацию в разных источниках, высказывать свои мысли;    

 - компетентности продуктивной творческой деятельности через     нестандартные задания на уроке и творческое домашнее задание.

Оборудование: компьютерная презентация, изображение герба, флага России, запись гимна России, картины художников с изображением природы России.

Ход урока

I. Оргмомент.(1 мин) Вот прозвенел опять звонок.

                                         Мы начинаем наш урок.

Вы – любознательные дети,

Хотите все узнать на свете.

-Сегодня у нас праздник -  открытый урок, на котором мы покажем свою работу. Поприветствуйте гостей!

-Я желаю вам плодотворной и дружной  работы. Присаживайтесь.

II. Проверка усвоения предыдущей темы (6 мин)

- Какой раздел мы изучаем? (Современная Россия).

- Как называлась тема предыдущего урока? (Устройство государственной власти в России)

-Как называется наше государство? (Российская Федерация)

-Какое это государство? (Демократическое, федеративное)

-Что значит демократическое? (своих представителей в органы власти выбирает народ)

-Что значит федеративное? (в состав нашего государства входят относительно самостоятельные регионы: области, края, республики, автономные округа)

-Приведите примеры. ( Белгородская область, наши соседи - Курская область, Воронежская область (всего 46); Алтайский край, Ставропольский край (всего 9); Республика Дагестан (всего 21); Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ (всего 4).

– Как устроена и работает государственная власть России? У каждого на столе лежит схема, которую надо заполнить (3 минуты)

Проверка: Слайд  № 1

-Обменяйтесь работами. Проверьте зелёной пастой, как мы это делали в тестах. Сдайте работы (на середину парты, один соберёт)

- Продолжаем повторение. Чем занимается законодательная власть? (принятие законов, регулирующих жизнь страны)

-Назовите основной закон нашей страны. (Конституция Российской Федерации)

-Когда она принята? (12 декабря 1993 года; отмечается День Конституции)

-Кто осуществляет исполнительную власть? (Глава государства – президент (ФИО) и правительство (председатель  ФИО))

- Какие обязанности у судебной власти? (следить за соблюдением законов, выявлять и пресекать нарушения)

- Молодцы, отлично справились с работой.

III. Целеполагание (2 мин)

Герб, гимн, правительство, флаг.

-Я назову слова, а вы скажите какое слово «лишнее»? (правительство)

- Почему? (Остальные слова обозначают государственные символы.)

- Так о чём же мы будем говорить сегодня? Назовите тему урока.

( Символы России)

Открыть доску:  появляется тема урока и картинки с символами России.

-Ознакомьтесь с планом нашего урока. Первые два этапа мы прошли.

План урока (на доске)

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

4. Физминутка

5. Закрепление изученного

6.  Подведение итогов. Рефлексия

7. Задание на дом.

-А зачем вообще нужно планирование? (чтобы добиться поставленных целей)

-Значит, нам нужно определить цели урока. Мы и раньше  говорили с вами  о символах России. Для чего же нам нужен сегодняшний урок?  Прежде, чем ответить,  прочтите слова Л.Н.Толстого.

Н а   д о с к е:

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью.

Л. Н. Толстой

– Как вы понимаете это  высказывание? (Нельзя опираться в учебе только на память, надо добывать знания усилиями мысли, умственным трудом)

- Так что же нам предстоит сделать, чтобы добыть знания? (думать, рассуждать, анализировать, углублять знания, расширять кругозор)

Дети называют цели, они закрепляются на доске.

-Зачем нам нужны знания, полученные на уроках? (для применения в жизни)

-А моя цель – помочь вам в этом, учить вас учиться.

- В конце урока мы увидим, все ли цели достигнуты.

IV. Изучение нового материала (20 мин)

  1. –Мы живём в государстве Россия. Чем оно является для каждого из нас? (Родиной).

- Какие ассоциации возникают у вас со словом Родина?

-А как вы понимаете понятие малая родина?

Слайд № 3 Работа с пословицами в группах (по рядам) 

-Сейчас мы поработаем в группах по рядам.

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Одна у человека мать, одна и Родина.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.

- Объясните смысл пословиц.

Проверка

2) Рассматривание иллюстраций.

-Наша Родина велика и прекрасна. Её природа всегда вдохновляла художников на  написание живописных полотен.

Слайд №4. Рассматриваются картины Шишкина, Левитана, Айвазовского и др.

- Сюжеты самые разные, но всё это наша Родина – Россия.

- На каких уроках мы часто «заходили» в картинную галерею и любовались картинами великих художников? (на уроках литературного чтения)

3) Знакомство с символами России.

-Как и  у каждого государства, у России есть свои государственные символы. Это герб, флаг и гимн.

-Давайте обратимся к тексту учебника.

Чтение текста учебника с. 110  2 абзац

Слайд № 4

  • – Перед вами герб России. Что обозначает слово герб?

- Обратимся к толковому  словарю Сергея Ивановича Ожегова.  Со словарём работала Даша Олейник (читает толкование). Будьте внимательны, запоминайте, в конце урока вам придётся отвечать на вопросы.

Учитель: Слово «герб» (от немецкого эрбе) означает наследство. Герб показывает исторические традиции стран. Гербы появились очень давно, более 4 тысяч лет назад.

– Что изображено на гербе России? (Двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, с тремя коронами, единство 3 царств: Казанского, Астраханского и Сибирского, с символами государственной власти: скипетр и держава, а на груди его – герб Москвы.)

- Двуглавый орёл на нашем гербе появился очень давно, в XV веке.

-Вновь обратимся к учебнику.

Чтение текста учебника с. 110  3 абзац

– Почему на гербе России изображён герб Москвы? (Столица, сердце нашей Родины, город федерального значения)

Чтение текста учебника с. 111  4-5 абзац

- Многие города России имеют свои гербы. Их изучением занимается наука геральдика. Обычно в гербах отражаются важнейшие исторические события, природные особенности территории.

-Рассмотрите гербы городов (в учебнике стр. 111).

Работа в парах:

 - Поработайте в парах. Попробуйте расшифровать герб Санкт-Петербурга. Что вы можете рассказать об этом городе? (Герб Санкт-Петербурга представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей - морского и речного (так как Санкт- Петербург – город речных и морских портов), положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом (Санкт-Петербург был столицей).

-А как выглядит герб нашего города? Кто знает его историю?

Слайд № 5  - герб Белгорода

- Вика Красовская нам об этом расскажет. Современный герб города Белгорода воссоздает историческую преемственность герба города Белгорода, утвержденного 21 июля 1893 года (с последующими изменениями) на основе знаменной эмблемы 1712 г. Белгородского пехотного полка, проявившего доблесть в Полтавской битве.

 - А есть ли герб у нашей области? Где можно подробно о нём узнать? (в ученических дневниках)

- О символике нашего края мы говорили на музейных уроках в МНК.

-Пришло время отдохнуть.

Физминутка

(2 упр. + релакс: -Представим с вами, что мы птицы, парящие над просторами нашей необъятной Родины…)

  • – Продолжаем работу. Следующий государственный символ – это флаг.

Словарь: Даша

-Как выглядит Российский флаг? (Триколор: белый, синий, красный)

Слайд № 7

- Что означают эти цвета? Аня Чепурина нашла несколько версий.

  • Первая версия. Царь Пётр Первый взял эти цвета у герба Москвы: белый – это белый конь, синий – цвет плаща Георгия Победоносца, красный - это красный цвет щита герба.
  • Вторая версия. Белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра Первого – царя Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными многочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий), русские (красный). Единство и общность этих народов и отражает флаг.
  • Третья версия. Геральдисты (учёные, изучающие гос. символику) полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство; синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

- Аня, где ты нашла эти сведения? Назовите другие источники.

-Я рекомендую вам детскую энциклопедию «Что такое? Кто такой?» в трёх томах. Великолепное издание!!!

-Прочтём о нашем флаге в учебнике.

Чтение текста учебника с. 112  - 2  абзац    

- Нашему флагу около 300 лет, его утвердил царь  Пётр Первый. В нашей стране есть праздник - День государственного флага РФ – отмечается 22 августа.

- Где вам приходилось видеть наш флаг?

-Во все времена флаг считается великой святыней, самой большой ценностью. В победном мае 1945 года наши доблестные бойцы водрузили флаг над Рейхстагом.  

-Ещё какие флаги вывешиваются в дни особых торжеств? (флаг области и города)

Слайд № 8 – флаг города

- Флаг города Белгорода является символом единения и взаимодействия жителей города. О флаге области можно прочесть на страницах дневника.

  • -Ещё один государственный  символ мы рассмотрим. Это гимн.

Словарь: Даша

-Гимн – главная песня страны. Слово гимн греческое и означает восхваление.

– Как вы думаете, что восхваляется в гимне? (Наша страна, её прошлое, будущее, настоящее).

- Кто авторы гимна? (Композитор Александр Александров, поэт Сергей Михалков.)

- Гимн был утверждён 30 декабря 2000 г.

Слайд № 9

– Как надо слушать и исполнять  гимн? (Стоя)

– Давайте сейчас встанем и послушаем гимн России. (1-й куплет.)

Запись гимна

- Где и когда исполняют гимн? (во время торжественных церемоний, спортивных состязаний и т.д.)

-Какие чувства  возникают у вас при звучании гимна?

V. Закрепление изученного (10 мин).

-Для того, чтобы вы смогли лучше запомнить материал, я предлагаю вам поработать в печатных тетрадях.

Работа в печатной тетради: с. 40  з.90

-Это самостоятельная работа (пункты 1,2,3). Задача: назвать символ и кратко написать, что он обозначает. Приступаем. (2 мин; герб - отличительный знак; флаг – прикреплённое к древку полотнище определённого цвета; гимн -  главная торжественная  песня страны)

Проверка

-А сейчас вы за 2 мин отгадаете кроссворд. Работаем в парах. Одна пара поработает у доски.

-Уважаемым гостям тоже предлагаем заняться кроссвордом.

Работа в парах

Проверка

VI.  Подведение итогов. Рефлексия (5 мин)

- Вы хорошо потрудились. Пришло время подводить итоги.

-Вернёмся к целям нашего урока. Всё ли намеченное мы выполнили? (отметить на доске магнитами)

-Чему научились? Как расширили кругозор? Что нового узнали для себя? Где можем применить полученные знания?

-Как вы чувствовали себя на уроке?

Таблица настроений

-Чью работу на уроке вы можете отметить?

Оценки за урок

Слайд № 10  VII. Домашнее задание.  Учебник с.110-112; Печатная тетрадь с. 41, з.91(задание творческого характера)

Урок окончен. Спасибо за работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"

Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку....

Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"

Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."...

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...