Технологическая карта к открытому уроку окружающего мира "Природные зоны России. Пустыня" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Морозова Лариса Анатольевна

Технологическая карта разработана для учащихся 4 класса с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока для детей с задержкой психического развития

Предмет

Окружающий мир

Учитель

Морозова Лариса Анатольевна, ГБОУ школа-интернат №4 г. Самара 2017г.

Программа

«Школа России»

Класс

4 «б»

Тема

Природные зоны России. Пустыни

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Формирование знания о природной зоне пустынь, ее особенностях и обитателях

Задачи урока

- Сформировать у учащихся представление о пустыне

- Познакомить с географически положением зоны пустынь, ее климатическими особенностями, растительным и животным миром

- Развивать речь детей, умение наблюдать, делать выводы

- Развивать воображение, память, мышление, расширять кругозор

- Воспитывать любознательность, активность

Умения и навыки

  1. Уметь находить зону пустынь на карте
  2. Знать погодные особенности зоны, названия растений и животных пустыни
  3. Характеризовать зону пустынь по плану
  4. Устанавливать зависимость природы пустынь от распределения тепла и влаги
  5. Формулировать выводы из изученного материала
  6. Уметь работать в паре, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Основные понятия, термины

Зона пустынь, барханы, оазис, суховей, саксаул, верблюжья колючка, джузгун, колосняк, песчаная акация, тушканчик, корсак, сайгак, верблюд, ящурка быстрая и т.д.

Формы работы

Работа парами, работа с учебником, текстами, схемами, ребусом, картинками, исследовательская работа, индивидуальная работа

Методы работы

Наглядный, проблемно-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный

Организация пространства

Класс

Ресурсы

Учебник, ноутбук, проектор, презентация

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность детей

I этап.

Организационный.

Цель – мотивация к учебной деятельности

- Поздоровайтесь с гостями.

А сейчас посмотрите на меня, подарите мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке. Сегодня мы с вами совершим новое открытие в области природы. Ваша активность и оптимизм помогут достичь желаемых результатов

Приветствуют гостей, учителя, проверяют свою готовность к уроку

II этап.

Актуализация знаний.

Цель – повторение изученного

- Прежде чем приступить к новой теме, ответим на вопросы и выполним задания. Какую большую тему по окружающему миру мы с вами изучаем? Какие природные зоны мы с вами уже изучили? Предлагаю определить природную зону по описанию. Будем работать парами. На парте у вас лежат каточки с текстом. Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом и ответьте какая природная зона описана у вас в тексте.

Карточка 1

Как море, волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое, с сухими ветрами. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов.

Карточка 2

Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Тишина и безлюдье кругом.

Карточка 3

Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду.

Карточка 4

Здесь темные, хвойные леса на больших пространствах. Хозяин здесь бурый медведь и лось.

Молодцы, ребята! Ответили верно.

Ответы детей.

Работа по карточкам.

Чтение, обсуждение. Ответы детей

III этап.

Вхождение в тему урока

Цель – формулирование темы урока

- Сегодня нас ждет новое путешествие. А в какую природную зону мы отправимся, вы узнаете отгадав ребус. Посмотрите внимательно, что изображено в ребусе и отгадайте слово.

- Верно, ребята, сегодня мы отправимся в пустыню.

Разгадывают ребус.

Формулируют тему и задачу урока

Просмотр презентации.

IV этап.

Работа над новым материалом.

Цель – объяснение нового материала

- Откройте ученик на стр. 72. Посмотрите на карту и найдите зону пустынь.

- Кто может показать пустыни на большой карте?

– Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена на юго-западе нашей страны, южнее зоны степей. Это небольшая по площади зона.

Вы сейчас закроете глаза, послушаете стихотворение и попробуете представить себе пустыню.

Солнечный, жаркий

Желтый поток –

Льется в пустыне

На желтый песок.        

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица

Неслышно плывет…

Расскажите, как вы представили себе пустыню.

Как вы думаете, от какого слова происходит слово «пустыня»? Посмотрите на картинку, действительно на первый взгляд в пустыне пусто. Но так ли это? Как вы предполагаете?

Выдвигаем гипотезу: в пустыне не пусто. А чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть нам надо работать по плану и узнать о климате, растительном и животном мире пустыни. Вам интересно? Вы готовы? Отправляемся в увлекательное путешествие по пустыне.

Что нам надо узнать сначала?

И так зона степей постепенно переходит в полупустыни, а полупустыни в пустыни. Это песчаная пустыня. А холмы из песка называются барханами. Они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь  и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Каков же климат в пустыне?

- Найдите в учебнике описание лета в пустыне. Стр. 119

Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок быстро остывает. Иногда песок, подгоняемый ветром, может разгуляться вовсю. Тогда приходят в движение барханы. Возникают песчаные бури.

Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца.

Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. За все лето не бывает ни капли дождя.

В таких трудных условиях могут ли расти растения?. На этот вопрос мы ответим перейдя к следующему пункту плана. Растительный мир пустыни.

Очень трудно приходится растениям в этой зоне (зной, недостаток влаги, сильный ветер). Поэтому и растительность здесь бедная. И все же благодаря специальным приспособлениям растения ухитряются жить и в пустыне.

Одно из известных растений пустыни – верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Представить это поможет нам вот этот моток веревки длиной 20 метров.

Благодаря таким длинным корням, верблюжья колючка даже в самый зной ярко-зеленая. Она действительно колючая, но ее с удовольствием едят верблюды.

Растения колосняк и джузгун выполняют важную работу: корнями закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. У джузгуна роль листьев выполняют зеленые  веточки.

В пустынях встречаются и деревья: песчаная акация и саксаул. Саксаул очень интересное дерево .

Раскидистые кроны даже в самый разгар лета напоминают наши лиственные деревья в зимнюю пору, они стоят голые, без листьев. Саксаул не дает тени и под ним нельзя укрыться от жары.

Но есть в пустыне места, где вода поступает к поверхности и образует небольшие водоемы, около которых растений гораздо больше, люди даже живут около этих мест. Эти места называются оазисами.

С какими растениями пустыни мы познакомились? Перечислите.

Как приспособились растения к жизни в пустыне?

- А сейчас мы немного отдохнем, прогуляемся по пустыне, где встретим некоторых ее обитателей. Повторяйте движения за мной.

- Перейдем к третьему пункту плана. Животный мир пустыни. Сегодня на уроке у нас присутствуют зоологи. Они помогут нам и расскажут о некоторых животных пустыни.

- Каждое животное пустынь по-своему интересно.

Как называется это животное? (Тушканчик)

- Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные норы и живут в них группами.

- В пустыне встречаются ушастый еж и маленькая лисичка корсак.

- Из более крупных животных замечательны сайгаки.

- В пустыне не мало пресмыкающихся: черепахи, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка, песчаный удавчик, кобра.

- Самое большое животное пустыни - верблюд.

- Верблюд, пожалуй, единственный транспорт в пустыне. Его еще называют «кораблем пустыни». Как вы думаете, почему?

- Приспособленность животных пустыни к условиям жизни проявляется в их маскирующей окраске песочного цвета, а также в поведении. Днем многие животные прячутся в норы, а по ночам выходят в поисках пищи. Животные, которые кормятся днем,  держаться в тени растений.

Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают из растений. Многие животные в самое жаркое время года впадают в спячку.

О каких животных мы говорили?

С помощью чего животные выживают в пустыне?

Весь план мы выполнили? Вернемся к нашей гипотезе. Мы ее подтвердили?

- Наше путешествие подходит к концу. Посмотрим еще раз на удивительный мир пустыни.

Я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

Вам понравилось наше путешествие? Вам было интересно?

Работа по карте учебника.

Работа с карой природных зон России

Прослушивание стихотворения.

Ответы детей.

Работа с презентацией, ответы детей

Формулировка гипотезы

Составление плана исследования.

Ответы детей.

Работа с планом

Работа с презентацией.

Работа с учебником

Работа с планом

Работа с презентацией.

Ответы детей.

Составление схемы

Выполнение физкультминутки.

Работа с планом

Работа с презентацией.

Доклады детей о животных

Рассказ ребенка о животном

Рассказ ребенка о животном

Рассказ ребенка о животном

Ответы детей.

Ответы детей.

Составление схемы.

Ответы детей

Просмотр ролика

Ответы детей

V этап.

Закрепление полученных знаний.

Цель – проверка полученных знаний

- Ребята, я в газете нашла небольшую заметку о пустыне. Но, по-моему, путешественник что-то напутал. Давайте проверим и исправим ошибки

«Недавно я побывал в пустыне. Пустыни находятся на севере нашей страны. В пустыне очень жарко и часто идут дожди. Валы из песка называются баранами. В пустыне растут верблюжья колючка, джазгун, саксаул и берёза. Я видел животных: черепах, верблюдов, слонов,  ящериц и сайгаков. По пустыне люди передвигаются на верблюдах. Их называют «автобусами пустыни». От солнца мы спасались в тени саксаула»

- Молодцы! Вы были очень внимательны на уроке и все ошибки нашли.

Чтение текста, нахождение ошибок

VI этап.

Итог урока

- В какой природной зоне России мы сегодня побывали? О чем мы с вами говорили на уроке? Что делали?

- Поднимите красные кружочки те, кому было легко работать на уроке и было все понятно. Желтые - те, кто затруднялся на уроке и было не все понятно. Зеленые те, кто ничего не понял на уроке и ему было и ему было очень трудно работать на уроке.

Сообщение оценок.

Сообщение и объяснение домашнего задания.

Прочитать еще раз о пустыне в учебнике на стр. 118-123

Заполнить таблицу.

Запишите домашнее задание в дневники.

- Наш урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке!

Ответы детей

Самооценка детей. Работа с цветными кружочками.

Вопросы детей по выполнению домашнего задания

Запись домашнего задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны России технологическая карта к открытому уроку

Технологическая карта к уроку "Природные зоны России" 4 класс Школа России....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урка: "Текстиль. Швейные приспособления. Аппликация из ткани «Гриб»"

Цель деятельности учителя:формирование у обучающихся представления о видах ткани, их строение и свойства, а также о правилах работы со швейными инструментами и приспособлениями.Задачи урока:Дидактичес...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: "Закладка для книги"

Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата. Аппликация: "Подснежники"

Цель:формирование у обучающихся умений прогнозирования порядка действий в зависимости от желаемого результата и выполнения аппликации: подснежники, согласно составленному плану.Задачи:Дидактические:1....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: «Дед мороз»

Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Оразец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу из бумажных салфеток» Изделие: «Сердце для мамы»

Цель: освоение технологии работы с бумажными салфетками.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бумажными салфетками2.Изготовление изделия из бросового материала Развивающие:1....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Школа России» 1 класс Тема урока Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке

Цель:формирование знаний и умений использовать способ присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.Задачи:Дидактические:1. Познакомить с действием присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке....