Компетентностный подход в формировании УУД.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Попенкова Татьяна Сергеевна

На основе анализа книги А.Г. Асмолова  «Как проектировать универсальные учебные действия» разработаны типовые задачи на формирование или проверку УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_no3.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в формировании УУД.

Самостоятельная работа №3

ФИО ПОПЕНКОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Задание:

        На основе анализа книги А.Г. Асмолова  «Как проектировать универсальные учебные действия» разработать типовые задачи на формирование или проверку УУД.

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

1.Общеучебные:

 Проверка с контролем: ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов. 
Например, после изучения темы «Имя существительное» учащиеся составили такие вопросы:

  • Что такое имя существительное?
  • Что обозначает имя существительное?
  • Какие имена существительные относятся к одушевленным сущ.?
  • На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
  • Расскажи о правописании имен собственных.
  • Как изменяются имена сущ.?
  • Как определить род имени сущ.?

2.Логические учебные действия:

      "Да" и "Нет". Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет". 
 
Опрос «по цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому.  

3.Постановка и решение проблемы:

    Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. 
Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы "Вода" учитель рассказывает историю: 
-Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! 
А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). 
Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

1.Постановка вопросов:

Задания для детей на уроках сопровождаю инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ».        

 Для формирования умения задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них использую задания с постановкой вопроса:

Задача: Лена нарисовала 3 рисунка, а Таня – на 2 больше. Поставь вопрос и реши задачу.

2.Планирование учебного сотрудничества с учителм и сверстниками:

Тема: «Последовательность предложений в тексте. Главная мысль

текста».

Цели этапа урока – формирование умения определять главную мысль текста; введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.

Работа с текстом. (Текст распечатан)

Никита-охотник. Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.         (По Е. Чарушину)

- Легко ли было читать текст? Почему?

- Как можно показать, что предложение кончилось?

- Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?

Предлагаю поработать в группах и разрешить проблему: можно ли

данную запись назвать текстом? Что главное хотел сказать нам автор? Это основная мысль текста. Понять текст – значит, понять его основную мысль.

3. Умение с достаточной полнотой и точность выражать  свои мысли:

   На уроках литературного чтения применяю технологию продуктивного чтения, которая помогает  формировать умение вести диалог с автором, высказывать свое предположение, проверять правильность своей позиции относительно прочитанного.  

С целью формирования вычитывания всех видов текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную)  использую следующие задания:

Подготовь устный рассказ о главном герое по плану:

А) Возраст

Б) Внешность

В) Черты характера

Г) Его отношение к другим героям произведения

Д) Отношение других героев к главному герою

Е) Твое отношение к главному герою

Какие черты характера у ___________ (обведи нужное)

Важный, добрый, самоуверенный, злой, любознательный, мудрый, глупый, ответственный, безответственный. (сравни сой выбор с соседом по парте, обменяйтесь карточками)

4.Управление поведением партнёра:

Окружающий мир. Тема: «Скажи, какой у тебя дом…» Подготовьте рассказ – рассуждение: почему на юге  России делали мазанки, а  не  строили деревянные дома? Объясни, как ты понимаешь выражение « рубили избу».

5.Разрешение конфликтов:

Русский язык: Задание.Поставь данные имена существительные в форму множественного

числа.

Дерево, птица, мед, молоко, пирог, доброта

Выпиши отдельно слова, которые тебе не удалось поставить в форму множественного числа.

Давайте подумаем. Мальчик выполнил упражнение так :дерево(ед.ч.)-деревья (мн.ч.),птица-птицы(мн.ч.),мед(ед.ч.)-меды(мн.ч.), молоко(ед.ч.)-молоки(мн.ч.), пирог(ед.ч.)-пироги(мн.ч.), доброта(ед.ч.)-доброты(мн.ч.)Правильно ли Саша выполнил задание? Если у слов  мёд, молоко, доброта форма  множественного числа?

Дети  высказываются , а затем читают правило в учебнике. Конфликтная ситуация разрешилась.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё не известно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня освоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

1.Выбрать цель урока из предложенных фраз

Цель: формирование умения определять цель урока, исходя из темы урока.

Тема. Неопределенная форма глагола.

Выбери из предложенных фраз, ту которая на твой взгляд, являются целью нашего урока.

1. Дать определение глаголу.

2. Мне нравится искать глаголы в тексте.

3. Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма

2.Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану.

Тема урока. Подлежащие, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.

Цель: Развивать умение соотносить полученный результат с образцом,

находить и исправлять ошибки.

Расскажи, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:

1. Что это такое?

2. Что обозначает?

3. На какой вопрос отвечает.

4. Какими частями речи может быть выражено.

5. Как подчеркивается.

Всё ли верно в вашем рассказе. Сравни свой ответ с правилом в учебнике.

4.  Подчеркни буквы мягких согласных звуков.

Случай , отец, сыночек, жизнь

Данное задание способствует развитию регулятивных УУД-умение контролировать.

 5.Спиши предложение, исправляя ошибку.

Прохожие ропко ступают по скользким дорошкам.

При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать запись.

6. Ситуация оценивания: учащимся предлается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:

Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»? Назови качества хорошего ученика.

А можно ли тебя назвать хорошим учеником?

Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?

7. Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.

 « Нос, пол, потолок»

По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

Личностные УУД.

Литературное чтение.

Прочитав и разобрав рассказ «Тайное становится явным» задаю детям вопрос.

Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повёл себя. Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становится явным. Расскажи об этом. Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной? Чему учит тебя это произведение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

Выступление по теме: «Формирование компетентностного подхода у младших школьников»

Выступление  на круглом столе по теме:«Формирование компетентностного подхода у младших школьников»...

Компетентностный подход по формированию ууд обучающихся начальной школы.

Компетентностный подход по формированию УУД обучающихся еачальной школы....

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов  "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...

Компетентностный подход в формировании универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...

Формирование понятия системно-деятельностного и компетентностного подходов

Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:формирование предметных,метапредметных и личностных результатов обучающихся...