За границами страны литературы
статья на тему

Ярош Наталья Александровна

Из опыта работы...по произведениям Сергея Козлова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_granitsami_strany_literatury.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

             «ЗА ГРАНИЦАМИ СТРАНЫ ЛИТЕРАТУРЫ…»

( из опыта работы)

Ярош Н. А.

МОУ Еманжелинской СОШ

Еткульского района

Челябинской области

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения. «В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [3, с.3].

   Общая целевая установка Стандарта  совпадает с целью системы развивающего обучения  Л. В. Занкова достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Развивающая система обучения Л. В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

– задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

– дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;

– методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

– предметные методики по всем образовательным областям;

– формы организации обучения;

– система изучения успешности обучения и развития школьников.

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из вышеописанных компонентов: каждый из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. Одной из проблем  школы является формирование читателя на начальном этапе обучения. В пояснительной записке по литературному чтению В. Ю.Свиридовой, Н. А.Чураковой сформулированы стратегическая и текущая цели и задачи курса. «Стратегическая цель курса литературного чтения – закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя» [2, с. 62-69].

  Одной из задач Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования в главе  «Планируемые результаты начального общего образования» по предмету « Литературное чтение».

« Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом;
  • создавать свой собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст, дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты» [1, с.40].

Огромную радость сотрудничества с детьми  и вдохновения испытываешь, работая по учебникам В. Ю. Свиридовой под редакцией Н. А. Чураковой (1-4 класс) по системе Л. В.Занкова. Именно они способствуют формированию настоящего читателя. Открывая  учебники любого класса, на форзаце находим иллюстрацию под названием «Страна Литературы». Вот с этого и начинается наше необычное путешествие по тропинкам удивительной Страны Литературы. Здесь обозначены  жанры: народный фольклор, художественная и научная литература, поэзия, сказки. Особенно нас с ребятами увлекла работа по произведениям Сергея Григорьевича Козлова

Сказки С.Г. Козлова просто клад, находка для учителя. Если мы проанализируем учебники выше названных авторов, то увидим, что его поэтические сказки, как бусинки жемчуга вкраплены в разделы о Мире прекрасного. Там мы встретим такие  сказки:

2 класс

  • В сладком морковном лесу.
  • Черный омут.
  • В небе туча хмурится (песенка).

3 класс

  • Лисичка.
  • Как Ежик с  Медвежонком протирали звезды.
  • Разрешите с вами посумерничать.

     4 класс

  • Если меня совсем нет.
  • Ежик в тумане.
  • Тихим теплым утром посреди зимы.

Мы  шагнули далеко за границы учебника по литературному чтению. С  героями его сказок  Ежиком, Медвежонком, Ромашкой и другими мы просто стали жить. Они сошли со страниц его книг и ожили на наших   уроках, праздниках, родительских собраниях. Так все произведения были театрализованы. Пока дети учились читать, больше играли родители. Нами было разыграно более пятнадцати сказок. Сборники сказок С.Г. Козлова стали любимыми книгами в классе. Как не превращаться в этих героев, ведь каждый из них необычный персонаж и мечтательный Ежик, и конкретно  мыслящий Медвежонок, и романтичная Ромашка. Если первые произведения приходилось расписывать по ролям, то в 4 классе дети сами легко распределяли роли и выразительно читали.

Достаточно познакомиться с биографией С.Г. Козлова и ты почувствуешь необычность его наполненных глубоким подтекстом сказок. Это не прямые указания, как действовать в той или иной жизненной ситуации. Это мудрые советы  сказочника XXI века.

Кто же такой С.Г. Козлов? В чем необычность его произведений?

С.Г. Козлов –  личность уникальная, автор любимых детьми и взрослыми историй о Ежике и Медвежонке, Ромашке, Зайце и их друзьях. Его сказки появились в 60-е годы и сочинял он их до января 2010 г., проживая в уединении во Владимирской области. Герои его сказок зверьки, каждый из них живет в своем домике, запасает дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает ветер и дождь. Они ходят друг к другу в гости. Угощают друг друга грибами, яблоками, чаем с медом. А если стоит благоприятная погода, то гуляют возле речки и до темноты сидят на крылечке, чтобы посумерничать и непременно заводят откровенные беседы.    В своих сказках С.Г. Козлов  раскрывает детям целый мир с его неповторимой красотой и человеческими переживаниями. Диалоги Медвежонка и Ежика это  философские размышления о смысле жизни и неизбежности смерти, о дружбе и одиночестве. Что ни строчка, то сравнение или такой  фантастический поворот событий, что ты испытываешь чувство полета куда-то вдаль поднебесную, под облака «белогривые лошадки». Читая его сказки, начинаешь восхищаться тем, что раньше в суете жизни и не замечал, просто проходил мимо.

Особенность сказок С.Г. Козлова в том, что мир чудесного – это  исполнение заветной  мечты каждого, необычность  отношения волшебного мира и земного, человеческого. А проявляется это всё в красоте и гармонии человека с природой.

Именно из сказок С.Г. Козлова родился открытый урок «Живет повсюду красота», который являлся Всероссийским в рамках объявленного Президентом  России Года чтения.

Наши театрализованные постановки вышли за рамки уроков и класса. За годы обучения в начальных классах  принимали участие в школьных, районных и областных конкурсах сценического мастерства.

2007-2008 учебный год.  Участники областного фестиваля « Уральская кукляндия». Лауреаты Первого Южноуральского фестиваля традиционной и авторской куклы.  Театрализованная защита детских работ и среди них панно Карины Гребневой «Облака белогривые лошадки».

2008-2009 учебный год. Лауреаты  1 степени   4 городского открытого фестиваля кукольного дизайна «Золотой ключик» (конкурс театрализованных представлений).

2009-2010 учебный год. Участники районного конкурса юных читателей «Дорогою добра».

 Перейдя в 5 класс, дети с удовольствием продолжают участвовать в работе театрального кружка «Веселая компания», который существует в нашей школе более 10 лет.

2010-2011 учебный год – 6 класс. Театральная группа класса за участие в областном фестивале конкурсе Уральская Кукляндия награждены дипломом лауреата. Благодарные зрители всех возрастов, жюри различных конкурсов отмечают чувственность, проникновенное чтение, неподдельную открытость и талантливую игру юных актеров, воспитанных на произведениях С.Г. Козлова.

Сколько трогательных и впечатляющих минут мы пережили вместе с детьми за эти годы. Одной незабываемой встречей закончилась поездка в зал имени С. Прокофьева город Челябинск, где была показана пьеса «Я вас люблю Ромашка» по  мотивам сказок С.Г. Козлова.  Какая-то невидимая ниточка связывала нас с писателем. Пьеса состояла из нескольких произведений, чтобы понять её замысел, сопереживать героям, необходимо действительно быть знатоком его произведений. Неслучайно, когда опустел зал, все дети умчались в гардероб, у наших ребят появилась потребность побыть рядом  с настоящими артистами. На память остался снимок  с артистам театра, на руках Медвежонка наш Медвежонок (А. Тюрин), Ежик (К. Овчинников) рядом с Ежиком, а нежная Ромашка Л. Белокобыльская робко прижалась к настоящей Ромашке. Как точно угадано с выбором ролей, это заметит каждый.

Дети мечтали встретить настоящего писателя. В 2009 году С.Г. Козлову исполнилось 70 лет. Мы искали сайт, чтобы поздравить писателя, встретили поздравление от Президента. Прекрасной задумкой было организовать живое или заочное общение с писателем, но осуществить эту мечту не удалось. В январе 2010 года С.Г. Козлова не стало. Лучшей памятью для человека, нелюбящего публичность является то, что его сказки читают и любят миллионы мальчишек и девчонок, и наши дети в их числе. Я видела, как они, играя, преображались, становились взрослее. Сказки С. Козлова не имеют  возраста. Их мудрость не может оставить равнодушным взрослого и ребенка, они незабываемы.

Опыт работы по произведениям С.Г. Козлова   привлек внимание всех педагогов школы. По инициативе Махно О. А. в октябре 2010г. состоялся праздник в начальной школе  «Осенние кораблики». Это была яркая мозаика из песен, стихов, театральных постановок по сказкам любимого нами писателя.

В дни летнего отдыха не забывали о наших любимых героях, о чем рассказали на страницах районной  газеты  «Искра». Её приложение для детей «Фишка» открывается веселым снимком Кости Медведева «Мир наоборот» и заметкой «Как жила страна Тилимилитрямдия».

Приятным сюрпризом для детей стало получение подарка на выпускном вечере в начальной школе от педагогов. Это были открытки, выполненные в технике «пицца» с изображением героев из сказок С.Г. Козлова, причем тех, которых играли сами ребята. Пусть эти открытки, как маленький талисман, согревают сердца детей, напоминая им о счастливом детстве, где они в игре постигали секреты взрослой жизни. Минуты расставания были радостными и немного грустными.

При переходе в 5 класс преподаватели среднего звена отметили в детях простоту и эмоциональность в общении, желание выполнять задания творческого характера, выходящие за пределы учебников. Учителя истории, обществознания и литературы увидели повышенный интерес к гуманитарным предметам, умение концентрировать внимание, делать выводы, высказывать самостоятельные суждения. При работе с  историческим текстом быстро ориентироваться и давать точные ответы на поставленные вопросы.

Понимание детского мира одна из сложных задач взрослых. Один из немногих писателей это С. Г. Козлов обращает внимание на этот глубокий внутренний  мир ребенка. Не всегда он озорной и игривый, а может быть грустным, нежным и задумчивым. Читая, вместе с детьми сказки С.Г. Козлова стараешься  понять этот скрытый от человеческого глаза мир детской души. Умение чувствовать этот мир, тонко им управлять, вот в чем истинное искусство настоящего педагога. Сказки С.Г. Козлова помогают в становлении личности младшего школьника в формировании его активной, творческой и жизненной позициях. Мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание с  родителями моих воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Значит, я на верном пути, мое педагогическое кредо, моя выстроенная апробированная  система являются истинными.

Я стараюсь объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к творческому сотрудничеству, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о близких людях.                                  

Литература

  1. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
  2. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательский дом «Федоров», 2010. – 288 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. [Текст] : / [сост. Е.С.Савинов]. – 2е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из города Букв в страну Литературию

Обобщающий урок-праздник по окончанию Азбуки....

Викторина "Страна Литературия" 3-4 классы

Викторина направлена на развитие интереса учащихся к чтению....

Урок-путешествие в страну Литературию

Этот урок был разработан и  в рамках проведения предметной недели для учащихся 3-4-х классов. Цель урока: расширить знаниялитературных произведений русских и зарубежных детских писателей и привит...

сценарий "Здравствуй, страна Литературия"

сценарий для первого класса ...

Путешествие из "Букваринска" в страну "Литературию"

Сценарий внеклассного мероприятия "Прощание с БУКВАРЁМ"...