Урок-путешествие в страну Литературию
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Агафонова Антонина Дмитриевна

Этот урок был разработан и  в рамках проведения предметной недели для учащихся 3-4-х классов. Цель урока: расширить знания

литературных произведений русских и зарубежных детских писателей и привить интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_v_stranu_literaturiyu.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие в страну Литературию

(в рамках проведения предметной недели для учащихся 3-4-х классов)

Дорогие ребята, сегодня у нас День, посвященный Литературному чтению. Вас ждет путешествие в страну Литературию, где вы расширите свои знания о книгах, о детских писателях; вас ждет увлекательная литературная викторина. Мы надеемся, что Вам будет интересно и познавательно.

У нас на празднике присутствуют гости. (Представление гостей)

Они являются и членами жюри. Их задача - познакомится с лучшими знатоками литературы, внимательными преданными читателями.

Итак, в путь в Литературную страну!

Первая станция на которой мы остановимся: Пословицы и поговорки о пользе чтения.

Все знают, что чтение книг приносит огромную пользу: Вспомним пословицы о книге.

  1.  Кто много читает – (тот много знает);
  2.  Книга твой друг, без нее (как без рук);
  3.  С книгой жить (век не тужить);
  4.  Книга подобна воде – дорогу (пробьет везде);
  5.  Испокон века – книга растит (человека);
  6.  Хорошая книга – (лучший друг);
  7.  Ум без книги – (что птица без крыльев);
  8.  Умный не тот, кто много говорит (а тот, кто много знает);
  9.  Книга – книгой, а (своим умом – двигай);
  10.  Больше узнаешь – (сильнее станешь);
  11.  Не на пользу книги читать – (если только вершки хватать);
  12.  В доме ни одной книжки (плохие у хозяина делишки);
  13.  Книга – источник знаний;
  14.  С книгой поведешься – (ума наберешься);
  15. Книга поможет в труде – (выручит в беде);
  16. Книга в счастье украшает (а в несчастье утешает).

Действительно книга верно служит людям.  Книга источник знаний о

прошлом, настоящим и будущем.

1 ЧТЕЦ        Хорошая книга – мой спутник, мой друг

                С тобой интересным бывает досуг

Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем

С тобою дорога моя далека –

В любую страну, в любые века.

2 ЧТЕЦ         Ты мне говоришь про дела смельчаков.

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны земли и движенье планет.

С тобой ничего непонятного нет.

3 ЧТЕЦ         Ты учишь правдивым и доблестным быть.

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу

Без книги хорошей я жить не могу } все

        Мы привыкли к книге, и редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем ее.

Послушайте обращение книги к вам, ребята.

4 ЧТЕЦ        Я – книга. Я товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда приятен.

Оберегай меня от пятен.

        Я к вам обращаюсь, дети:

        Полезнее книги нет вещи на свете!

        Пусть книги друзьями заходят в дома.

        Читайте всю жизнь! Набирайтесь ума!

        Книга – богатейшая сокровищница, в которую писатели сложили свои лучшие знания.

2 станция нашего путешествия «Любимые детские

писатели и поэты»

        В раннем детстве вы рассматриваете страницы этих книг, повторяете за взрослыми стихи С. Михалкова, А. Барто, сказки Пушкина и Чуковского.

        В школе ближе и серьезнее знакомитесь с жизнью и творчеством детских писателей – классиков и современных. Давайте посмотрим, как мы знаем наших писателей.

        (Слайды с изображением портретов детских поэтов и писателей)

4 ЧТЕЦ        «В одиночестве, в покое

                Дремлют книжные герои

                На страницах книг своих

                Пробудите к жизни их!

                        Что им маяться от скуки?

                        Все герои любят труд!

                        Вам, друзья, и книги в руки –

                        Пусть герои оживут!

Мы прибыли на 3 станцию «Книжные герои»

Перед вами будут выступать герои из книг. Вы должны узнать героя, из какого он произведения, фамилию писателя.

                Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты Земли

Быть по-моему вели!

                (В.П. Катаев «Цветик - семицветик»)

        - Какое самое доброе, хорошее желание исполнила Женя?

        В каком произведении злая мачеха зимой послала падчерицу за корзиной подснежников в лес?         (С. Маршак «12 месяцев»)

        Какие месяцы пришли к нам из сказки?

        Снег теперь уже не тот –

        Потемнел он в поле

        На озерах треснул лед

        Будто раскололи.

                Облака бегут быстрей.

                Небо стало выше

                Зачирикал воробей

                Веселей на крыше

                Все чернее с каждым днем

                Стежки и дорожки

И на вербах серебром светятся сережки.

Разбегайтесь, ручьи

Растекайтесь, лужи!

Вылезайте муравьи

После зимней стужи

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

                (Апрель)

        3. Это тоже герои С. Маршака:

        а)         Пела ночью мышка в норке:

                «Спи мышонок, замолчи!

                Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи»

Отвечает ей мышонок:

        «Голосок твой, слишком тонок,

        Лучше мама не пищи!

        Ты мне няньку поищи!»

        б)        Говорит мышонок Мурке:

                        «Ну тогда сыграем в жмурки,

                        Завяжи глаза платком

                        И лови меня потом».

4. Элли внимательно разглядывала смешное разрисованное лицо чучела и удивилась, увидев, что оно вдруг подмигнуло ей правым глазом.

                        (А. Волков «Волшебник изумрудного города»)

  1. В доме 8, дробь 1 у заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью «Каланча»

Лихо мерили шаги

Две огромные шаги

45 размера покупал он сапоги

                        (С. Михалков «Дядя Степа»)

6.                           В этой сказке нет порядка.

                        В ней ошибка, опечатка

                        Кто-то против всяких правил

                        В сказке буквы переставил

                                        (Б. Захадер «Кит и кот»)

                        Переправил КИТ на КОТ,

                        КОТ   на  КИТ, наоборот.

        Кот – огромный, просто – страшный.

        Кит был маленький, домашний.

        Кит мяукал, кот пыхтел

Кит купаться не хотел, как огня воды боялся

Кот всегда над ним смеялся

Время так проводит кит: ночью бродит, днем храпит

Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану

Ловит кит мышей на суше. Кот на море бьет баклуши.

7.         Из какой книги эти герои?

        - Сейчас у нас будет урок чтения. Тебе, нужно узнать героя произведения и автора. Будь внимательным, отвечай правильно.

        - Чем кормила лиса журавля?

        - Как называется сказка Пушкина, где петушок охранял царя?

        - Что кричал Петушок, сидя на спице?

                        (Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку)

        - Сколько раз старик бросал невод в реку?

        - Сколько лет, жили старик со старухой у самого синего моря?

        - Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

        - Назови брата и сестру из сказки «Снежная королева» (Кай  и Герда)

                - Кто превратил Василису Премудрую в лягушку?

(Кощей Бессмертный)

        - От кого ушел колобок?

Вы не выучили урок. Очень стыдно! Читайте сказки, на следующий урок я

Вас спрошу! (А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

        Чтобы все знать, нужно вести читательские дневники. 

Конкурс читательских дневников

(Лучшие читательские дневники учащихс, - на слайдах)

Мы на станции «Блиц – турнир». Это значит вы должны очень быстро ответить на вопрос литературной викторины. Мы определим лучшего, внимательного читателя. Жюри, внимание!

        

  1. Кто написал «Приключение Незнайки», «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа» (Носов Н.)
  2. Кто охранял «теремок»? (Ежик, С. Маршак)
  3. Какой месяц подарил падчерице колечко в сказке «Двенадцать месяцев» (Апрель)
  4. Кому подарил сердце Гудвин (Железному дровосеку)
  5. Второе название скатерти в сказках (самобранка).

Во сколько лет написал «Конек – Горбунок» Петр Петрович Ершов

  1. «Бедный поп подставил лоб. Кому? (Балде)
  2. Кот в русских сказках (Баюн)
  3. Какое слово должен был выложить Кай изо льда в царстве Снежной королевы (Вечность)
  4. Кто написал сказку «Малыш и Карлсон» (Астрид Лингрен)
  5. Как звали верного пса, который сторожил терем семи богатырей (Соколко)
  6. Кто написал рассказы «Растрепанный воробей», «Кот – ворюга», «Корзина с еловыми шишками» (К. Паустовский)
  7.  Защитник Руси – Матушки, 33 года недвижно просидевший в избе (Илья Муромец)
  8. Знаменитый гусляр, побывавший на дне море – океана у Морского царя (Садко)
  9. Кто написал «Путешествие Гулливера» (Дж. Свифт)
  10. Герой М. Твена в приключенческом романе (Том Сойер)

Молодцы, кто отвечали быстро, а теперь посмотрим, кто читает быстрее всех.

Мы проводили конкурс скорочтения

(Фамилии учащихся, быстро читающих- на слайдах)

Впереди у нас станция 5 – Сказочная

Вначале мы вспомним литературные сказки:

                «У Лукоморья дуб зеленый

                Златая цепь на дубе том»

                

                «Там на неведомых дорожках…         Откуда эти строки?

  1. Вспомним сказки А. С. Пушкина

1. «Жил старик со своею старухой…»        «Сказка о рыбаке и рыбке…»

2. «Три девицы под окном…»        «Сказка о Царе Салтане…»

3. «Царь с царицею простился,   в путь дорогу снарядился

    И царица у окна     села ждать его одна…»                

«Сказка о мертвой царевне…»

4. «Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку…»        «Сказка  о золотом

петушке»

        5. «Жил был поп, толоконный лоб…»        «Сказка о Попе и работнике

его Балде»

  1. Узнайте героя, название сказки и автора

1.            «Девочка спит, и пока что не знает

Что в этой сказке ее ожидает.

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот»

        Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья эта сказка?        («Дюймовочка», Г.Х. Андерсен)

  1. Знают куколка Мальвина

И веселый Буратино:

Если враг со всех сторон

Победит в бою неравном

Верный друг – надежный, славный

Храбрый пудель                 (Артемон)

  1. Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок

Удивительный конек

По  прозванью         (Горбунок,           П. П. Ершов)                

  1. Мы из сказки – ты нас знаешь,

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж

Сказку заново прочтешь.

В этой сказке именины.

Много было там гостей

И на этих именинах.

Появился вдруг злодей

Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил

Но коварному злодею, кто-то голову срубил

                («Муха – цокотуха», К. Чуковский)

        Все вы знаете сказки К. И. Чуковский?

  1. «Вдруг из маминой из спальни…»    «Мойдодыр

                

  1. «Ехали медведи                 –  (на велосипеде )

А за ними кот                 –  (задом наперед)

А за ним комарики        -  (на воздушном шарике)

А за ними раки                - (на хромой собаке)

Волке        (на кобыле)

Львы                (в автомобиле)

Зайчики        (в трамвайчике)

Едут и смеются, пряники жуют.

                                «Тараканище»

  1. Инсценировка «Телефон». Какие знаете?

«Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит», «Мойдодыр», «Телефон», «Крокодил», «Путаница».

        Прочитайте. Вам понравится.

Это были литературные сказки. Какие вы еще знаете сказки? (Русские народные, сказки других народов мира: узбекские, таджикские, народов Севера, восточные сказки)

        Чем отличаются литературные сказки от народных сказок?

        В народных сказках собрана мудрость народа. Недаром говорят «Сказка – ложь, да в ней намек…»

        Инсценировка сказки «Каша из топора» (Как  называется эта сказка?)

        Мы прибыли на станцию «Потерянные вещи».

Вы должны определить кому принадлежать эти вещи.

  1. Зеркальце (Злой мачехе, «Сказка о мертвой царевне»);
  2. Золотой ключик (Буратино, «Золотой ключик»);
  3. Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке, «Дюймовочка»- Х. Андерсена);
  4. Аленький цветочек (Чудищу, «Аленький цветочек»-С. Аксакова);
  5. 2 зонтика (Оле-Лукойе, Х. Андерсена, 2 зонтика под мышками: 1- цветной с картинками над хорошими детьми; а второй некрасивый над нехорошими);
  6. Подснежники (12 месяцев, С. Маршака);
  7. Полотенце  и мыльница («Мойдодыр»)
  8. Красная шапка (Красной шапочке – Ш. Перро);
  9. Горошина («Принцесса на горошине»);
  10. Перо Жар Птицы (Ивану-дураку, «Конек-горбунок» - П. Ершова);
  11.  Хрустальная туфелька (Золушке, «Золушка» - Ш. Перро );
  12.  Сапог (Коту, «Кот в сапогах» - Ш. Перро).

(Исполнение песни «Золушка»)

Жюри наше убедилось, что ребята любят и знают сказки. Это и правильно, потому что «Сказки смешат и радуют. Сказки учат мудрости, возвышают душу, согревают сердце, будят ненависть к злу и утверждают добро». Так сказал Е. Пермяк в сказке «Некрасивая елка».

В нашем литературном путешествии мы прибыли на последнюю станцию – Музыкальную.

И прежде, чем мы услышим музыку, я хочу вас спросить: «Вам понравилось путешествие? Вам захотелось прочитать все эти книги?

Мы желаем Вам их все прочитать, Вы получите огромное удовольствие.

А еще пожелание всем словами С. Я. Маршака.

Пожелание друзьям

                                Желаю Вам цвести, расти

                                Копить, крепить здоровье

                                Оно для дальнего пути –

                                Главнейшее условие

                Пусть каждый день и каждый час

                Вам новое добудет.

                Пусть добрым будет ум у вас,

                А сердце умным будет.

                                Вам от души желаю я

                                Друзья, всего хорошего.

                                А все хорошее, друзья,

                                Дается нам недешево!

(Дети поют песню «Маленькая страна»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Окружающий мир. Урок - путешествие по родной стране. Тема "Природа России"

Урок-путешествие по родной стране.Тема: «Природа  России»Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы России;развитие познавательной активности;воспитание бережного отношения к природе.Обору...

Урок - путешествие по родной стране. Тема "Природа России"

Урок-путешествие по родной стране.Тема: «Природа  России»Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы России;развитие познавательной активности;воспитание бережного отношения к природе.Обору...

Урок путешествие в Литературную Страну.

Класс: первый. Предмет: Литературное чтениеЦели:  обобщить и выявить знания детей по изученному;  воспитывать любовь к книге; учить выразительному чтению; развивать внимание, смека...

Презентация - урок "Путешествие в дальние страны".

Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку Окружающего мира для 2 класса (второе полугодие) по программе "Школа 2100" ( А. А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). Описание и уро...

Урок-путешествие ""Путешествие в страну Грамматику"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Урок - путешествие "Путешествие в страну Грамматику"...

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЕ"

В век технического прогресса и развития космических технологий, как вы думаете, что всего дороже? Конечно же здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Б...