Отчет о продуктивном использовании новых образовательных технологий и методик
опыты и эксперименты (4 класс) на тему

Васильева Елена Николаевна

В отчете учителя предсавлен перечень современных образовательных технологий и методик, цели их использования и способы применения на уроках и во внеклассных мероприятиях. Для получения объективной картины влияния педагогических технологий на результаты образовательного процесса представлены данные, полученные с помощью следущих измерителей: уровень сформированности мотивов учения, уровень обученности, уровень воспитанности. Представлены диаграммы и графики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sot.docx61.95 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

о продуктивном использовании новых образовательных

технологий и методик

Формирование универсальных учебных действий (УУД) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться», используя при этом инновационную деятельность, направленную на повышение качества образования.

С 2012 года я работаю по УМК «Школа 2100». Концепция УМК основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться, если для них созданы необходимые условия. УМК позволяет выстраивать процесс обучения как процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом, на развитие умения ориентироваться и адекватно действовать в окружающем мире, на воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно представлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.

Учитывая вышеперечисленные требования, я поставила перед собой следующую цель работы: развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд  задач:

  • повышать качество знаний;
  • развивать положительную мотивацию к учебной деятельности и творческие способности;
  • активизировать познавательный интерес;
  • способствовать сохранение и укреплению здоровья учащихся.

Для достижения ключевой задачи «научить учиться» я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников в современном обществе. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.

Применение педагогических технологий способствует:

  • формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;
  • развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;
  • раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;
  • развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;
  • развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.

Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты).

Использование современных образовательных технологий

Образовательная технология

Цель использования
образовательной технологии

Способы применения

Технология сотрудничества

Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся, формирование нравственных качеств личности.

Развитие «деятельностной», «информационной» и коммуникативной компетенций.

Организация совместного обучения в малых группах, в группах по 6 человек и обучение в командах на основе игры могут быть применимы  на любом уроке. Материал разбиваю на логические или смысловые блоки. Дифференцирую сложность заданий для сильных и слабых учеников.

Знания не даются в виде готовых правил, а исследуются в течение всего урока.

Провожу соревновательные турниры между командами.

Наблюдается возрастание познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся, сплоченности коллектива. Развивается адекватная самооценка. Обучающиеся приобретают навыки жизни в обществе.

Игровая учебная деятельность

Пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению, активизировать деятельность учащихся; выработка речевых умений и навыков; преодоление пассивности учеников, усиление работоспособности; создание ситуации успеха.

Использую дидактические игры при объяснении и закреплении учебного материала. На уроках русского языка «Найди слово в слове», «Веселые рифмы», «Почтальон», «Шифровальщики», «Путаница», «Буквы потерялись», «Найди пару». На уроках математики – устный счет в игровой форме: «Расшифруй слово», «Математический футбол, хоккей, рыбалка»,  «Новогодняя елочка», «Поезд», «Домино», «Составь цветок», «Цепочка». На уроках литературного чтения и окружающего мира – «Аукцион», «Ты мне - я тебе», «Таинственный чемодан», «Угадай-ка», «Тавтограммы», «Синквейны». Провожу уроки-путешествия, смотры знаний, викторины, КВН. Применяю ролевые игры, драматизацию.

Технология проектно-исследовательской деятельности

Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договоренностей. Формирование умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Использую проекты при закреплении изученного материала на разных уроках для активизации самостоятельной деятельности обучающихся. Исследовательские проекты для выступления на научно-практических конференциях в разных областях знаний. Творческие проекты на уроках технологии, ИЗО, литературного чтения: «Самые, самые», «Есть в осени первоначальной…», «Самый лучший сказочник», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Удивительные фигуры», «Из истории слов», «Азбука вежливых слов» и др. Проектно-исследовательская деятельность дает возможность каждому ребенку найти дело, соответствующее его интересам и возможностям.

Технология проблемного обучения

Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.

Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Повышение качества образования учащихся.

Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: актуализация знаний, закрепление и др.

На 1 этапе ученики выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.

На 2 этапе обучающиеся формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.

На 3 этапе организую поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Ученики осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.

На 4 этапе координирую работу учащихся, стимулирую их деятельность. Дети осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).

На 5 этапе  подбираю соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляю действия контроля и оценки. Учащиеся выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.

Здоровьесберегающие технологии

Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В ежеурочной практике проводятся физминутки, утренняя гигиеническая гимнастика, зрительная, дыхательная гимнастика, рациональная смена видов деятельности, минутки релаксации, динамические паузы. Массаж биологически активных точек, работа в режиме смены зрительных горизонтов,  просмотр наглядных пособий, анализ собственных ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов упражнений.

Анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа. Работа с пословицами.

Рефлексия.

Информационно-коммуникативные технологии

Достижение уровневой дифференциации обучения учащихся.

Наглядность учебного материала.

Активизация обучения младшего школьника

В процессе обучения русскому языку, окружающему миру, литературному чтению использую мультимедийные хрестоматии, словари. Обучающие программы позволяют отрабатывать полученные знания, осуществлять дифференцированный подход. Использую авторские презентации для проведения различных уроков, отработки учебных действий, тренажеры для проверки ЗУН.

Система инновационной оценки «Портфолио»

Создание ситуации успеха у каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

Максимальное  раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в разных областях школьной и внешкольной жизни.

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность.

Развитие мотивации дальнейшего творческого роста,

моральных и нравственных качеств личности.

Развитие навыков саморефлексии

умения анализировать собственные интересы, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Формирование жизненных идеалов, стремления к самосовершенствованию.

Со 2 класса мои ученики начинают оформление портфолио (индивидуальную папку личных достижений ученика) по индивидуальной для класса форме.

Разделы портфолио: «Мой мир», «Мои цели», «Моя учеба», «Мои достижения», «Моя общественная работа», «Мои впечатления», «Мое творчество», «Отзывы и пожелания».

Первый и второй раздел знакомит с личностью его создателя, позволяет составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и увлечениях.

Третий раздел  включает перечень и анализ учебных достижений обучающегося, его участие в олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности, уровень мотивации к изучению предметов.

Следующий раздел включает в себя информацию о поручениях, обязанностях ученика в классе, благодарностях и поощрениях в общественной работе.

Обучающийся может выложить в портфолио свои успешные работы: сочинения, рисунки, поделки, сообщения и др. Поделится впечатлениями о проведенных каникулах, посещениях культурных мероприятий ит.д.

Выводы:

Использование современных подходов в обучении, позволяет активизировать мыслительную деятельность, познавательный интерес, формировать положительную мотивацию к изучению предметов; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, культуру умственного труда. Улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.

Использование современных образовательных технологий

на этапах урока

Этап урока

Образовательные технологии

Методы и приемы

Актуализация знаний

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность

Эвристическая беседа

Здоровьесберегающая технология

Психофизическая тренировка (настрой на урок)

Сообщение темы и целей урока

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа в парах, группах

Деятельностный подход к обучению

Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация)

Работа по теме урока

Дифференцированное и индивидуальное обучение

Индивидуальная и групповая работа

Личностно-ориентированное обучение

Создание ситуации успеха

Проектная деятельность

Исследовательская работа в группах

Развивающее обучение

Задания на сравнение, конкретизацию, обобщение

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Физкультминутка

Здоровьесберегающая технология

Гимнастика для тела, глаз, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию

Индивидуальная и самостоятельная работа

Дифференцированный подход

Личностно-ориентированное обучение

Разноуровневые задания

Подведение итогов урока

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод

Подведение итогов в паре

Личностно-ориентированное обучение

Создание ситуации успеха

Рефлексия

Личностно - ориентированное  обучение

Создание ситуации успеха

Для получения объективной картины влияния педагогических технологий на результаты образовательного процесса в начальной школе я использовала данные, полученные с помощью следующих измерителей: уровень сформированности мотивов учения, уровень обученности, уровень воспитанности, уровень сохранения здоровья младших школьников.

Уровень мотивации к обучению

Из диаграммы видно, что высокий и средний уровень мотивации к обучению увеличился от 86% во 2 классе до 92% в 4 классе. Динамика составляет 6%.

Степень обученности и качество знаний

По графику можно наблюдать возрастание качества знаний на 9,25% и степени обученности на 2,96% по сравнению со 2 классом.

Уровень воспитанности

Диаграмма даёт представление об уровне воспитанности учащихся за три года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продуктивное использование новых образовательных технологий

Технология РКМ обучает  учеников умению самостоятельной обработки информации,  формирует самостоятельность мышления; развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работа...

Продуктивное использование новых образовательных технологий

Технология РКМ обучает  учеников умению самостоятельной обработки информации,  формирует самостоятельность мышления; развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работа...

Продуктивное использование новых образовательных технологий.

                                  Продуктивное использование новых образовательных технологий является эффек...

4.2. Продуктивное использование новых образовательных технологий

laquo;Воспитание и только воспитание - цель школы...»                                    ...

4 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллектива...