Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу "Праздники, традиции и ремёсла народов России", 3 класс
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Шутова Татьяна Сергеевна

    Рабочая программа для внеурочной деятельности по курсу "Праздники, традиции и ремёсла народов России", 3 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ростовская область Мартыновский район

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

    средняя общеобразовательная школа № 1 сл. Большая Мартыновка

    Утверждаю:

    Директор МБОУ – СОШ № 1

    сл. Большая Мартыновка

    ____________     И.В. Реуцкова

    Приказ от  29.08.2016 г.   № 198

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России».

    Уровень общего образования, класс: начальное общее, 3«В» класс

    Количество часов в неделю: 1 час.

    Количество часов в год: 33 часа.

    Учитель: Шутова Татьяна Сергеевна

      Рабочая программа курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России»  разработана на основе  ФГОС  НОО, программы " Праздники, традиции и ремёсла народов России " (автор Л.Н. Михеева), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

    ПРОГРАММА КУРСА

     «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

    I. Пояснительная записка.

    Рабочая программа курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России»  разработана на основе  ФГОС  НОО, программы " Праздники, традиции и ремёсла народов России " (автор Л.Н. Михеева), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

    Данная программа  реализуется для обучающихся  3 класса.  В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ-СОШ  №1сл. Большая Мартыновка в 2016-2017 уч. году количество часов в неделю -1 час, в год – 33 часа.

       

    Цель:

     - Обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования.

    - Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции. 

    - Расширение  представлений о культуре русского народа.

    Задачи:

    • Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
    • Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение,  обобщение, сопоставление и др.).
    • Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
    • Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
    • Формирование интереса к народному творчеству.
    • Воспитание патриотизма и гражданственности.
    • Развитие эстетического вкуса.

    Ценностные ориентиры:

    Содержание занятий направлено на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

    II. Планируемые результаты.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты

          В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

    • Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
    • Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
    • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
    • Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

    Основной формой учёта результатов внеурочной деятельности обучающихся является портфолио.

    III. Содержание курса.

    Старинный русский быт

    Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

    Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка). Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака).

    Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда).

    Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки — у бояр.

    Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

    Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

    Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

    Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

    Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

    Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

    Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные об-

    ряды. Именины

    Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль

    сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

    Учёба. Школа

    Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из

    отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

    Новый русский быт (со времён Петра I)

    Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт

    Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. При-

    нудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.

    Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами. Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин). Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде.

    Усадьба. Дворянские особняки

    Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

    Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

    Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

    Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким ино-

    странным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; ката ния на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства.

    Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду,

    гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.

    Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, триступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

    Русские народные праздники

    Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

    Будни и праздники на Руси

    Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.

    Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — сим- вол «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

    Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

    Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года —

    зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево). Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

    Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала.

    Петров день. Ильин день

    Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ. День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём  и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

    День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).

    В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства

    Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается». У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

    Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

    Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

    Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

    Русские народные промыслы

    Керамика Гжели

    Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели

    известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.

    Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сер-

    визы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

    Хохлома и Жостово

    Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел — расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

    Павловопосадские шали

    Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика

    была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.

    Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.

    Вятская и богородская игрушка

    Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили

    глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на Всероссийских и международных выставках.

    Русские народные игры

    Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

    Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

    Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

    Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.

    Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

    Народные танцы

    Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила

    народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

    Проект на тему «Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий» - 22.02

    Требования к уровню подготовки учащихся на конец года.

    К концу срока обучения учащиеся должны:

            Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

            Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

            Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.

    IV. Программно-методическое обеспечение:

    1. Книгопечатная продукция:

                     - Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, Москва, «Просвещение», 2011.

                     - программа" Праздники, традиции и ремёсла народов России " (автор Л.Н. Михеева), Издательский центр «Вентана-Граф», 2011

                    - «Положение о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

                      2. Методические пособия для учителя:

    1. Конвенция о правах ребенка.

     2.  Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор-М., Просвещение,2011г
    Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М., 2010.

    3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М., 2011.

    4. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Альманах 1. / Под. ред. игумена Киприана (Ященко). – М., 2007

    5. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Программа курса «Гражданское образование» в начальной школе. – Н. Новгород, 2004.

    6.  Шорыгина Т.А. Православная культура «Венок святости». Методическое пособие для учителей. – М., 2005.

    3.Технические средства обучения:

    - интерактивная доска

    - персональный компьютер

    -мультимедийный проектор

    Электронные и цифровые образовательные ресурсы:

    1. Аудиопособие  "Как жили на Руси"

    2. Интернет

    1. Календарно – тематическое планирование

    № п/п

    дата

    тема занятия

    содержание

    деятельность обучающихся

    результат

    план

    факт

    Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. – 11 ч.

    1

    7.09

    Знакомство с общим содержанием курса.

    Развитие познавательного интереса и мотивации.

    Знакомятся с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. Составляют свой орнамент для его украшения. Делают сообщения о древних божествах. Создают и украшают русский костюм.

    Сравнивают одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду.

    Сообщение о древних божествах.

    Вышивка своего орнамента для украшения одежды.

    2

    14.09

    Функциональный характер одежды в старину.

    Особенности крестьянской одежды;  одежда бояр и традиционная  крестьянская одежда.

    3

    21.09

    Рубашка, сарафан у женщин.

    Элементы старинного русского костюма, его функциональный характер.

    4

    28.09

    Роль орнамента-оберега (вышивка)

    Орнаменты  русской одежды.

    5

    5.10

    Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья.

    Символы  русских жителей.

    Древние  божества.

    6

    12.10

    Особое значение пояса (кушака).

    Элементы  русской одежды.

    7

    19.10

    Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

    Особенности  крестьянской одежды.

    8

    26.10

    Мужская одежда у крестьян.

    Особенности  крестьянской одежды;  украшение костюма.

    9

    9.11

    Крестьянская обувь.

    Традиционная  обувь.

    10

    16.11

    Одежда и обувь у бояр.

    Одежда  бояр и традиционная   крестьянская одежда.

    11

    23.11

    Одежда боярынь и боярышень.

    Сравнение одежды бояр и традиционной крестьянской одежды, украшение костюма.

    Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. – 9 ч.

    12 -13 (1-2)

    30.11

    7.12

    Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.

    Устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки);

    особенности боярских хором и крестьянской избой.

    Демонстрируют устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);

    —показывают  особенности боярских хором, сравнивают с крестьянкой избой. Составляют словарь. Изготавливают и расписывают макет печи.

    Сообщения о разных иконах.

    Поиск и систематизация материала для выполнения проекта.

    Макет русской печки.

    Работа с иллюстрациями.

    Работа в группе по изготовлению словаря.

    Беседа по теме занятия.

    Выставка поделок по теме раздела.

    14(3)

    14.12

    Элементы избы.

    Устройство крестьянской избы

    15(4)

    21.12

    Особая роль печки. Курная изба.

    Особенности боярских хором. Курная  изба. Роль печки. Расписная печь.

    16(5)

    11.01

    Освещение в крестьянских избах.

    Устройство крестьянской избы, её освещение.

    17(6)

    18.01

    Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

    Старинная кухонная утварь, её предназначение.

    18(7)

    25.01

    Красный угол.

    Устройство крестьянского быта, традиции, отношение к гостям.

    19(8)

    1.02

    Иконы.

    Уклад жизни  русского крестьянина. Что такое иконы.

    20(9)

    8.02

    Боярский терем и боярские палаты.

    Особенности боярских хором в сравнении с крестьянской избой.

    Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. – 5 ч.

    21(1)

    15.02

    Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий».

    Достоинства традиционной русской кухни;

    Рецепты  приготовления простейших русских блюд и напитков.  

    Составление плана действий по проекту «Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий».

    Оценивают достоинства традиционной русской кухни. Делают сообщения по теме раздела. Готовятся к защите проекта. Подбор пословиц и поговорок о хлебе, изготовление книжки малышки с пословицами. Рассказывают о традициях приготовления русской пищи в их семьях. Защищают проект «Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий».

    Сообщения по теме раздела.

    Приготовление нескольких простейших блюд (каша; «взвар» —

    компот).

    Защита проекта «Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий».

    Работа в паре.

    22(2)

    22.02

    Пословицы и поговорки о хлебе.

    Пословицы и поговорки. Устное народное творчество. Защита проекта «Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий».

    23(3)

    1.03

    Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки.

    Особенности русской кухней.

    24(4)

    15.03

    Что такое блины? Пироги.

    Древние русские блюда, придуманные именно в России.

    25(5)

    22.03

    Взвары. Варенья. Соленья. Мёд.

    Русские напитки. Приготовление. Польза.

    Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды .– 5 ч.

    26(1)

    5.04

    Быт крестьянской семьи.

    Наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

    Разучивают несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). Разыгрывают сценки «Правила и традиции празднования именин».

    Разучивают песни о завивании берёзки, хороводы;

    Учатся  плести венки.

    Сообщение на тему «Игры моих бабушек и дедушек».

    Конкурс «Лучший сплетённый венок».

    Фольклорный праздник «Наш хоровод».

    27(2)

    12.04

    Быт городской семьи.

    Быт крестьянина и городского жителя.

    28(3)

    19.04

    Зимние забавы.

    Зимние игры.

    29(4)

    26.04

    Летние забавы.

    Летние игры.

    30(5)

    3.05

    Именины.

    Правила и традиции празднования именин. Что такое именины.

    Учёба. Школа. – 3 ч.

    31(1)

    10.05

    Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага.

    Учёба детей в старину. Современная  школа.

    Букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги.

    Сравнивают  учебу детей в старину с современной школой;

    Анализируют учёбу дворянских и крестьянских детей, их распорядок дня и отдых.

    Презентация на тему  раздела.

    32(2)

    17.05

    Школы при церквях и монастырях.

    Учёбу детей в старину и в  современной школе.

    33(3)

    24.05

    Учебные предметы и учебные книги.

    Предметы школьного быта в старину и современные.

           СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                       СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания                                                                                                                               Заместитель директора по УВР

    методического совета

    МБОУ – СОШ № 1                                                                                                                        ____________________ /Безверхова В.И./

    сл.Большая Мартыновка

            26 августа  2016 г.

                 от 25.08. 2016 г.   № 1                                                                                                                             

    Председатель методического совета__________             /Басюк Е.П./


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

    Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

    Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

    Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"...

    «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ»рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

              Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

    Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

    Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....

    Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс Секция «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Духовно- нравственное направление Возр

      Рабочая программа внеурочной  деятельности   4 классСекция  «Праздники, традиции и ремёсла народов России»          ...