Проектная деятельность в начальной школе
статья на тему

Проценко Нина Леонидовна

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nach._shkole._protsenko_n.l.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 п. Печенга Мурманской области 

Автор: Проценко Нина Леонидовна,

учитель начальных классов.

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты.

Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектный метод направлен на:

  • развитие критического мышления,
  • развитие творческого мышления,
  • умения работать с информацией,
  • работать в коллективе;
  • владеть культурой коммуникации.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения.

Остановлюсь на краткой характеристике каждого из типов:

Исследовательские

Данный тип требует хорошо продуманную структуру проекта, чётко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.

Творческие

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Результатом могут быть сочинения, видеофильмы, стенные газеты и др.

Ролево – игровые

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определённую роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои.

Практико – ориентированные

Такой тип отличает чётко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д.

Межпредметные проекты

Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования и т.д. такие проекты требуют чёткой координации работы всех учителей- предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

На мой взгляд, каждый из этих проектов может быть использован в любой школе, в любом классе, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?

Классификация проектов по продолжительности: 

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.

Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную деятельность.

Особенность содержания проектной деятельности младших школьников в качестве средства формирования новообразований личности состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер. Технология выполнения творческих проектов предполагает целый ряд последовательных операций: обоснование и выбор проекта, выбор конструкции и материалов для изготовления, экономический расчет, технология изготовления. Это организует деятельность детей, придает ей самостоятельный характер.

Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

Начальная школа является первой ступенькой, где дети начинают работу над проектом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Поэтому убеждена, что сегодня учителей состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться. В основе этого лежит техника чтения с критериями: чтение осознанное, правильное, выразительное, чтение с быстрым темпом.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Поэтому этот первоначальный этап проектного образования школьников может быть назван «Введение в проектную деятельность».

Хорошо читающий ребёнок сможет добывать информацию быстро и правильно.

С 1 по 4 класс техника чтения прослеживается каждым учителем. Этот вопрос всегда на контроле. Об этом знают и родители.

Проектная деятельность многогранна, поэтому начальная школа может обучить первоначальным умениям и навыкам, самым необходимым на данном этапе.

Запуску проектной деятельности в моём классе предшествовала следующая работа:

а) с родителями:

  • просветительская работа на классных родительских собраниях;
  • консультирование родителей по вопросам, связанным с организацией и оценкой проектной деятельности учащихся;

б) с учащимися:

  • объяснение механизма организации проектной деятельности;
  • знакомство с сущностью и типологией проектов;
  • мотивирование на проектную деятельность через создание на уроках проблемных ситуаций;

Проект в начальной школе - это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное действие (показать страницы учебников и познакомить с темами проекта, показать тетради учеников с готовыми проектами, показать проекты индивидуальные).

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делат что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).

Самыми лучшими и продуктивными проектами считаю те, которые выполняются в группе в урочное время. Учитель видит последовательность создаваемого продукта и деятельность каждого ученика. Из личного наблюдения вижу, что ребёнку младшего школьного возраста, тем более с трудностями обучения, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно в групповой проектной деятельности. Всё это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.

Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?

  • Распределять правильно время.
  • Анализировать собственные действия.
  • Доводить начатое дело до конца.
  • Достигать поставленной цели.
  • Рассматривать проблему с разных точек зрения.

Оцениваем в 1 классе по шкале (уровни) нет отметок. Во 2 классе продолжаем озвучивать уровень достигнутых результатов, и постепенно переходим к отметкам, при этом называем критерии.

И главным считаю суметь уже в этом возрасте научить ребят работать перед аудиторией, не боятся высказываться, отстаивать свою точку зрения.

Это доказывается работами детей. Даже у слабых учащихся работа протекает более продуктивно.

Что даёт работа над проектом?

  • Дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями.
  • Приносят в класс литературу, анализируют статьи.
  • Совершают учебные экскурсии по родному краю.
  • Посещают музеи и другие учреждения культуры.
  • Проводят экологический мониторинг.
  • Занимаются краеведческой работой.

Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время делать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знании можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Интерес возбуждает и подкрепляет учебный материал, который является для ребят новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Даже сама деятельность в процессе работы над проектом вызывает интерес у детей, ведь каждый может найти применение своим возможностям, знаниям, способностям. И реализовать себя в той или иной форме.

Памятка начинающему исследователю

  1. Выбери тему исследования
  2. Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  4. Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  6. Сделай выводы.
  7. Оформи результаты своей работы.
  8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Используемая литература:

  1. Матяш Н.В. Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников.                М.: Вентана- Граф, 2004.
  2. Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников - Волгоград: Учитель 2009.

Использованные ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/416129/ 

https://www.metod-kopilka.ru/__proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole-17968.htm 

http://me-po.ru/articles/331-proektnaja-dejatelnost-v-nachalnoi-shkole.html 

http://45профор.рф/rynok-truda/item/2280-proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....