Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧ.
статья на тему

Корниенкова Крестина Ивановна

      Быстрое и качественное овладение науками – на сегодняшний день стало одной из главных целей в сфере образования. Все больше новых техник, методик, технологий и методов; идет непрерывное изучение, проводятся эксперименты, ведутся наблюдения - и все это в поисках универсальных технологий, которые будут отвечать современным запросам образовательного процесса...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Корниенкова К.И.,  

учитель  начальных классов

ГБОУСОШ№2 Приморского района  Санкт-Петербурга

Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧ.

Быстрое и качественное овладение науками – на сегодняшний день стало одной из главных целей в сфере образования. Все больше новых техник, методик, технологий и методов; идет непрерывное изучение, проводятся эксперименты, ведутся наблюдения - и все это в поисках универсальных технологий, которые будут отвечать современным запросам образовательного процесса.

На сегодняшний день, коллективный способ обучения, как форма организации учебного занятия,  позволяет увеличить и улучшить качество обучения.

 Психологи утверждают, что взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. Активно развивается критическое мышление, которое включает в себя так же развитие  коммуникативных навыков, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Работа в коллективе повышает учебную и познавательную мотивацию; снижается уровень тревожности; улучшается психологический климат в классе, учащиеся свободны в выяснении причины затруднений и пути их решений; развивается толерантность; развивается умение правильно оценивать работу одноклассников, анализировать процесс работы и себя.

Чтобы понять, почему в данном случае нужно акцентировать внимание на развитии критического мышления, обратимся, прежде всего, к понятию – что такое критическое мышление:критическое мышление, вкратце,это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Это предполагает соглашение со строгими стандартами, что влечет за собой эффективную коммуникацию и способность решать проблемы. Технология «Критического мышления» сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное  участие самого ученика, а так же на создание комфортных условий, снимающее психологическое напряжение. Вот почему данная технология и методы группового обучения так хорошо друг друга дополняют. Метод коллективного обучения решает ряд задач, которые стоят перед развитием критического мышления учеников.

Что можно сказать об этих методах? Прежде всего - педагогу следует учитывать некоторые организационные моменты, впервые решив провести коллективную работу в классе, учесть возраст и опыт детей. В первый раз выбирается  для работы в парах простейший материал, возможно, даже из уже пройденного и хорошо усвоенного. Продолжительность работы в парах планируется  на 10-15 минут, не более. Для начальной школы можно даже 5 минут.

Сначала используются  пары постоянного состава, - те, в которых ученики обычно сидят на уроках. Когда ученики немного привыкнут к работе в парах, можете ввести пары ограниченной сменности, - один ученик меняет партнёра под руководством учителя (и по выбору учителя). Только после того, как ученики хорошо освоятся с работой в парах, можно вводить пары сменного состава со свободным выбором партнёров.

Примеры простых видов работы в парах: сочинить сказку, задачу, эксперимент; взаимный диктант или тренер-ученик (английский язык).

Источники эффективности работы в парах:

*внутренняя мотивация (когда человек делает выбор и совершает действие по своему выбору, тогда возникает подлинно внутренняя мотивация)

*комфорт (общение с партнером комфортнее, чем с учителем, как и возможность выбора подходящего партнера; самостоятельное регулирование скорости работы; регулирование объема домашнего задания)

*социализация (работа в коллективе объединяет), работа с подходящим партнером (комфорт и качество работы)

Итак, у ученика при парном обучении есть несколько свобод: свобода по времени, свобода в установке скорости действий, свобода по теме занятия, свобода по выбору партнера в паре и свобода по выбору места для занятий.

Специалисты утверждают, что даже одной из этих свобод, которыми обладает ученик в парном процессе обучения, вполне достаточно для высокой мотивации ученика к учебе.

Еще одна форма обучения – групповая. Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

*класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;

*каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;

*внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);

*процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

*выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Групповое обучение, так же,  привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

-по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

-содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. Важно учитывать характер межличностных отношений учащихся.Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». В том случае, когда перед учителем стоит задача научить сотрудничать, можно применить способ «случайной группы».

Что касается количественного состава группы, то по результатам наблюдения,  группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары. Кроме того, целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой оптимальной.

Организация групповой работы меняет и функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:

- объяснение цели предстоящей работы;

- комплектование групп;

- комментарий к заданиям для групп;

- контроль за ходом групповой работы;

-попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

-после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Итак, еще раз вернемся к пониманию сути «критического мышления». Цель теории критического мышления – развитие мыслительных навыков у детей, которые будут необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизни, которые помогут принять взвешенное и единственное решение.

Таким образом, коллективное обучение, как способ достижения поставленной, глобальной цели ТРКМ, в полной мере можно назвать подходящим, отвечающим практически всем запросам и требованиям технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образовательной деятельности обучающихся в группах сменного состава на уроках английского языка в рамках ФГОС

Представлена система индивидуализированного обучения английискому языку в группаз сменного состава...

Обучение в парах,группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.

Эта статья поможет учителям в работе с детьми....

«Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы)

Педагогические технологии – способ взаимодействия педагога и учащихся для достижения образовательных целей....

Работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах.

Этапы знакомства детей младшего школьного возраста с групповыми формами работы на уроке....

Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП

Статья на тему : "Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП"    ...

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы учителя начальных классов)

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП»( из опыта работы учителя начальных классов)...