Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП
статья

Коновалова Милена Евгеньевна

Статья на тему : "Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП"     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminartrkmchp.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Коновалова М.Е., учитель начальных классов

ГБОУ школа № 695 « Радуга» Пушкинского района

г. Санкт- Петербурга

Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП     (из опыта работы учителя начальных классов)

Учитель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для ученика, постоянно находится в процессе поиска. Как избежать монотонности, рутины? Что можно сделать, чтобы ученики с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как решить проблему нехватки времени, когда за сорок пять минут нужно обеспечить эффективную работу каждого из учеников? И, наконец, как внушить ученику понимание того, что не только учитель, но, прежде всего он сам несет ответственность за свою учебу, а значит, и за ее результаты?

В последние годы в рамках реализации ФГОС групповое обучение стало одной из эффективных и популярных технологий.  Я нахожу такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. Навыки и умения, познание и развитие есть звенья одной цепи – формирование личности и имеет большой личностно-развивающий потенциал.

Педагогические технологии – способ взаимодействия педагога и учащихся для достижения образовательных целей.

Философской основой педагогической технологии служат следующие модели развития человека:

  1. теоцентрическая (источник развития – Бог);
  2. социоцентрическая (источник развития – социум);
  3. натуроцентрическая (источник развития – природа);
  4. антропоцентрическая (источник развития – человек).

Технология коллективного взаимодействия – это совокупность задач и методов, обеспечивающих создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности детей и взрослых.

К признакам группового взаимодействия относятся:

  1. деление класса на группы с целью решения конкретных задач;
  2. получение каждой группой какого-либо задания и выполнение его под руководством лидера группы;
  3. выполнение задания таким образом, чтобы можно было оценить вклад каждого участника группы;
  4. непостоянство состава группы.

Стадии организации деятельности коллектива включают:

  1. предварительную подготовку – начальная стадия коллективного взаимодействия, на которой необходимо определить педагогические задачи, проанализировать сложившуюся в коллективе ситуацию, определить место данной проблемы в образовательной деятельности, составить план организации подготовки действий;
  2. коллективное планирование – вторая стадия, на которой необходимо организовать обсуждение в коллективе возможных вариантов действий;
  3. коллективную подготовку – третья стадия, на которой необходимо организовать работу микрогрупп так, чтобы каждому члену коллектива нашлось конкретное дело, посильное для выполнения;
  4. проведение учебной работы – непосредственная реализация запланированного на предыдущих этапах;
  5. коллективный анализ – осмысление результатов деятельности, извлечение уроков на будущее.
  1. Методика коллективного взаимодействия. Цели методики.

Целями методики коллективного взаимодействия служат:

  1. усвоение знаний, умений, навыков;
  2. достижение высокого результата усвоения;
  3. развитие коммуникативных качеств.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

Задача учителя:

Использование групповой работы в младших классах должно быть построено так, чтобы учитель мог организовать взаимодействие учащихся для поиска способов решения задач, а так же запустить процесс теоретического исследования и рефлексии.

К принципам методики относятся:

  1. обучение по способностям ученика;
  2. разноуровенность подготовки;
  3. сотрудничество и взаимопомощь;
  4. ориентация на конечные результаты;
  5. непрерывность передачи знаний друг другу.

Методика коллективного взаимодействия состоит:

  1. из подготовки к групповой работе: объявления темы, подготовки проблемной ситуации, инструктажа, раздачи заданий и материалов по группам;
  2. работы в микрогруппах: знакомства с материалом, планирования, распределения заданий внутри группы, индивидуального выполнения заданий, обсуждения выполненных заданий, подведения итогов работы;
  3. заключительной части: сообщения о результатах работы, анализа проблемной ситуации, общего вывода по результатам работы на уроке, подведения итогов, оценивания учащихся.

Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, оппонирования, защиты своей точки зрения, последующей рефлексии. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.

Организационное устройство группы.

4-8 человек распределяются по 2-ум позициям: организатор и участник групповой работы.

Перед началом образования групп учитель должен подчинить процесс группообразования как минимум 2-ум установкам:

  1. У учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу.
  2. Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем.

Группы могут различаться:

  1. по типу работы, то есть 1 группа проектирует, другая исследует, 3 решает проблемы.
  2. По теме работы.
  3. По уровню сложности задания.

Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить.

Психологическая готовность к работе в группе.

Групповые и парные формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к кооперации и сотрудничеству, повышают креативность.

Учащиеся должны владеть всеми необходимыми начальными навыками участника. Учитель – приемами тренера. В противоположном случае групповая работа не только не приведет к желанному результату, но и может обернуться проблемой: для отдельного ребенка, которого не примет, не услышит, не поддержит группа; для всей группы, которая проживает ситуацию травли одиночки или агрессивной конкуренции с другими группами; для всего класса, который получит травмирующий опыт неконструктивного конфликта.

Вывод: прежде чем групповая работа на уроке станет формой организации учебной деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности. То есть сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи.

Формы обучения могут быть различны: специальный курс, проводимый психологом, серия уроков в рамках какого-либо предмета, цикл классных часов, проводимых класссн6ым руководителем совместно с психологом.

Принципиально важно донести до взрослых одну простую по своей сути мысль: групповая работа эффективна для одних типов учебных заданий и крайне неэффективна для других.

Способы создания учебных групп

  • По желанию

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах: «Разделитесь на группы по … человек», «Разделитесь на … равные группы». Процедура разбиения на группы по желанию может проходить весьма и весьма драматично. Что еще более важно – принцип выбора участниками друг друга далеко не всегда ясен учителю – организатору. Почему драматично? Да потому, что при делении на группы по 3 человека какие-то «парочки» смогут работать вместе, а каким-то придется разделиться, что может больно их задеть. Могут возникнуть и другие эмоциональные проблемы. Основания для выбора партнеров действительно могут отличаться у разных участников. Одни выбирают тех, за чью спину может, будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге неплохую оценку. Третьи – тех, с кем можно будет почувствовать себя лидером. И так далее. В результате такие группы работают не просто по-разному, а непредсказуемо по-разному. Одни решают учебную проблему, другие – межличностные проблемы, третьи – вообще свои, личные… сравнивать работу таких групп между собой можно, например, по формальному учебному результату. Но это будет несправедливо, ведь работали они в разных психологических условиях. Сказанное выше не означает, что данный способ деления всегда неэффективен. Его успешно можно применять в том случае, если педагог хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением учащихся на группы по желанию. Или в том случае, если ребята только учатся работать в группе, и важен не результат, а процесс. Такое обучение действительно часто проходит проще и комфортнее в группе эмоционально близких людей. Если хочется соединить комфортность и обучение работе в группе малознакомых людей, можно усложнять процедуру выбора по желанию. Например, можно предложить группам разбиться на пары-тройки по желанию, а затем с помощью жребия объединить эти группки между собой в несколько малых групп. В результате объединения диад и триад получаются так называемые случайные группы.

  • Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуются тем, что в ней могут объединяться(правда, не по взаимному желанию, а волей случая) люди, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Временами участникам таких объединений приходится брать на себя обязательства и функции, не свойственные им: руководить, продуцировать идеи, подчиняться требованиям другого. Участники как бы попадают в безвыходное положение: им нужно при помощи имеющихся человеческих ресурсов решить учебную задачу. Возможны конфликты, решать которые участникам должен помогать грамотный ведущий. Метод может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае ведущий должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования случайной группы: жребий. Объединение тех, кто сидит рядом, с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т. п.

  • По определенному признаку

По такому признаку задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так можно разделиться по первой букве имени, в соответствии с тем, в какое время года родился, по цвету глаз и т. д.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой стороны – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединяющихся людей.

  • По выбору «лидера»

«Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими лидерами. Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу.

Технология парного и группового взаимодействия на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе как способ достижения образовательных целей

Групповая форма работы является одним из средств развития мышления учащихся. Систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе имеет свои преимущества:

  1. Не все учащиеся готовы задать вопрос учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, учащиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно.
  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
  3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных задачах.
  4. Формирует собственную точку зрения, дети учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
  5. Начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
  6. Учатся общаться, овладевают коммуникативными умениями.
  7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
  8. Развиваются такие свойства мышления, как:

-систематизация

-обобщение

-классификация

-аналогия

-анализ

-абстрагирование.

Технология коллективного взаимодействия основана на коллективном способе обучения и состоит в том, что обучение происходит путем общения в динамических парах.

Данная технология является современной и актуальной. Ее использование на уроках литературного чтения и окружающего мира в 4 классе позволяет решать ряд образовательных целей. Применение данной формы работы помогает учителю развивать коммуникативность, сотрудничество, ответственность и активность ребят.

Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, оппонирования, защиты своей точки зрения, последующей рефлексии. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.

Литература:

Цукерман Г. А. «Виды общения в обучении», Томск, «Пеленг», 1993.

Танцоров С. «Групповая работа в развивающем обучении», пед. Центр «Эксперимент», Рига, 1997.

Гусак Е. В. Краткий курс по педагогике, «Окей-книга», М., 2008.

Зельцерман Б, и Рогалева Н. «Учись! Твори! Развивайся!», Рига, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации идей ФГОС

В настоящее время произошли кардинальные изменения в сфере образования. Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования влечет за соб...

Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧ.

    Быстрое и качественное овладение науками – на сегодняшний день стало одной из главных целей в сфере образования. Все больше новых техник, методик, технологий и методов; идет непре...

Обучение в парах,группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.

Эта статья поможет учителям в работе с детьми....

«Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы)

Педагогические технологии – способ взаимодействия педагога и учащихся для достижения образовательных целей....

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы учителя начальных классов)

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП»( из опыта работы учителя начальных классов)...