Обучение в парах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП из опыта работы учителя начальных классов.
методическая разработка

Романенко Татьяна Владиславовна

Работа в парах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Романенко Т.В.

учитель начальных классов  

ГБОУСОШ №506 с углубленным

 изучением иностранных языков

Кировского района  

Санкт Петербурга

Обучение в парах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП из опыта работы учителя начальных классов.

           Современная начальная школа, что это для ребенка? Прежде всего - это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у учителя  возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.   Поэтому каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной активности. Некоторых учеников в современном мире трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления. Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. 

     На своих уроках я  применяю технологию «Развитие критического мышления через письмо и чтение».    Технология РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателям. В России она появилась сравнительно недавно в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. В ней синтезированы многие из известных технологий, например, технологии развивающего и проблемно-ориентированного обучения Л.Выготского, дальнейшее развитие она получила в работах Занкова, Эльконина и Давыдова; проблемное обучение – американский  педагог Дьюи, в России – Мирза Исмагилович Махмутов  коллективный и групповой способ обучения.

             Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо), несколько приемов  этой технологии я сегодня вам и  покажу, представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.  Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания. Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире, идет непрерывное изучение, проводятся эксперименты, ведутся наблюдения. Одна из форм организации учебного занятия, которая позволяет увеличить и улучшить качество обучения- это коллективный способ обучения. От содержательной стороны общения зависит получаемая школьником информация, которая помогает познать окружающий мир, себя в нем. Технология развивает умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, формируя информационные и коммуникативные компетенции учащихся. Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности.

               Одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах. Я ее успешно использую уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.      

        Технология парного обучения—один из видов педагогических технологий, при котором один участник учит другого (одного) участника. Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных знаний. Наиболее эффективных способов усвоения знаний является взаимообучение .Активно развивается критическое мышление, которое включает в себя так же развитие коммуникативных навыков, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения. Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности.

         Работа в парах - это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее.  Групповая форма работы является одним из средств развития мышления учащихся. Работая в группах, учащиеся учатся сами видеть проблемы, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных задачах. Формируя собственную точку зрения, дети учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение. Начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.

      Выделяют следующие виды учебной работы в паре: обсуждение, совместное изучение, обучение, тренировка и проверка. Возможно появление и других видов. В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения, является общепедагогической, надпредметной. Это универсальная, проникающая, технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Для обеспечения плодотворной работы в паре недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.                 Учебная деятельность в парах может использоваться в качестве главного компонента учебного занятия или в качестве дополнительного.

           Ведущий компонент учебных занятий. Парная работа используется главным образом для изучения нового учебного материала (без предварительного объяснения учителя), освоения новых способов учебной деятельности. Перед работой необходимо четко проговорить правила работы в паре.

Правила работы в паре:

  1. Говорим шепотом.
  2. Работаем вместе.
  3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
  4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
  5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
  6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

Дополнительный компонент учебных занятий.  В этом случае использование работы в парах позволяет закреплять и повторять материал, который был преподнесен учителем всему классу. Обычно ученики заняты каким-то одним видом учебной деятельности в парах. Такая работа начинается и заканчивается учащимися одновременно.

Структура урока при технологии РКМЧП.

         Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз:   вызов; осмысление или фаза реализации смысла; рефлексия.

    Первая стадия называется вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым учеником, иногда парами или с участием всей группы.. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их соображения.

   На первой фазе осваивается несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучаемыё определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает.

   Вторая цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения.

  Очень важна третья цель стадии вызова. На этой стадии определяется цель предлагаемой темы. Существует два типа целей: цель, поставленная преподавателем в предлагаемом тексте, и цель, выбранная учащимся самостоятельно. Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, определяемые извне.

   Вторая стадия называется смысловой. На ней обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма. Это такая фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой второй фазы, обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать.

   Главная задача второй, смысловой стадии состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать у обучающихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания.

    Третья фаза – рефлексия. На этом этапе следует задать вопрос о том, что было сделано после прочтения текста, и кратко обсудить результаты мозговой атаки, проведённой как индивидуально, так и всей группой. Рефлексия– это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение.

   При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Именно в этой фазе Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. для учащихся эти новые знания обретают качество своих. Когда учащиеся способны отслеживать собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими установившимися представлениями, т.е. сознательно увязывают новое с уже известным. в них все новые понятия.

Приёмы технологии РКМЧП

   В ходе изучения  и применения методов и приёмов ТРКМЧП  на уроках в начальной школе  были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.

I. Стадия вызова

«Кластер»     «Загадка»      «Мозговой штурм»         «Отсроченная догадка»    

«Да – нет »    «Проблемный вопрос»

«Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

«Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании.

«Мозговой штурм».  Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

«Отсроченная догадка». Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.            

 «Да – нет». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

«Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

II. Стадия осмысления

«Зигзаг»     «Чтение с остановками», Метод «Думательных шляп»

«Зигзаг». Организуется  работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.

 «Чтение с остановками». Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

Метод «Думательных шляп» (Эдвард де Боно). Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

III. Стадия рефлексии         «Синквейн»         «Письмо к учителю»

«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания синквэйна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
  5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Каждому участнику  учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквэйн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквэйнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.

«Письмо к учителю»   Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

Памятка написания письма:  (Я прочитал (а) рассказ, больше всего запомнилось, понравилось, не понравилось, мое эмоциональное состояние, этот рассказ учит меня)

  В заключении хочу привести примеры использования ТРКМЧП  на разных стадиях урока.

Урок окружающего мира 1 класс

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные»

I. Стадия вызова

Задание: Составьте кластер к теме сегодняшнего урока (тема записана на доске).

- напишите ключевое слово в середине рабочего листа;

- начните записывать слова, которые у вас возникают в связи с данной темой;

-запишите их и установите связи между ними.

Далее группы обмениваются своими идеями.

II. Стадия осмысления

Задание: «Прочитайте текст « Заяц-беляк и заяц-русак» и заполните маркировочную таблицу пометок.

Учитель предлагает рассмотреть те вопросы, по которым имелось всеобщее согласие в рамках изучения данной темы. Потом обсуждаются вопросы и разногласия, учащиеся увидят, помогла ли их решить данная статья или же для их разрешения требуются другие источники.

На начальном этапе освоения учащимися данного приёма, в 1классе, целесообразно  использовать  работу в паре, причем распределять  детей таким образом, чтобы в паре  один человек хорошо читал. Текст учащиеся читают по предложениям. В конце каждого они ставят пометы.

 III. Стадия рефлексии.

Задание: «Составьте синквейн  к теме урока: «Растительноядные и хищные животные»»

       Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса в начальной школе, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.  

     В  заключении  хотелось бы сказать, что   дети, работая парами развивают навык взаимопроверки (математический диктант, правила), самооценки (листы достижений), один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает(их диалог звучит у доски), составляют план произведения, восстанавливают деформированные тексты, решают, составляют задачи, ищут наиболее рациональный способ решения, пишут продолжение рассказа, сами составляют и разгадывают кроссворды, головоломки. У них повышается интерес к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Обучение в парах,группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.

Эта статья поможет учителям в работе с детьми....

«Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы)

Педагогические технологии – способ взаимодействия педагога и учащихся для достижения образовательных целей....

Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП

Статья на тему : "Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП"    ...

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы учителя начальных классов)

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП»( из опыта работы учителя начальных классов)...

Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя начальных классов)

Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя начальных классов)...