Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии.
статья (1 класс) на тему

Анцифрова Светлана Николаевна

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптический дисграфии, оптико-пространственного анализа и синтеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_shkolno_znachimyh_funktsiy.doc708 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ЛИЦЕЙ №7

Руководитель ШМО: Анцифрова С.Н.

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптический дисграфии, оптико-пространственного анализа и синтеза

Игра №1. Я робот!

 Попросите ребенка представить, что он умный робот, который умеет точно выполнять команды своего конструктора. Учитель подает команды:

"Робот, сделай два шага вперед, поворот налево.

 Руки за спину, один шаг назад.

 Поворот налево, три шага вперед.

 Руки вперед".

 Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень темную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.

"Поворот направо, руки вниз.

 2 шага назад, 2 поворота направо, 3 шага вперед.

 Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза".

Игра №2. Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь

Перед выполнением упражнения приготовьте лист бумаги, в середине которого нарисуйте круг.

 Основная цель этого задания - научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д. Упражнение не требует предварительной подготовки.

 Через 9-10 таких упражнений ребёнок начнёт уверенно ориентироваться на пространстве листа.

 Ребенку дается следующая инструкция:

 Слева, справа, ниже, выше - нарисую, как услышу - правило, по которому ты должен выполнять новое задание.

 Перед тобой нарисован круг.

 1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.

 2. Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.

 3. Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.

 4. Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.

 5. Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.

 6. Правее флажка, на некотом расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.

 7. Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.

 Вот какой, примерно, рисунок должен получиться у ребенка.

 

 После этого попросите ребенка приготовить цветные карандаши. Следующие инструкции такие:

 1. Раскрась фигуру, которая находится между прямоугольником и флажком синим цветом.

 2. Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.

 3. Раскрась последнюю фигуру в ряду зелёным цветом.

 4. Фигуру, стоящую слева от снежинки, но справа от синего круга, раскрась красным цветом.

 5. Фигуру под большим треугольником раскрась жёлтым цветом.

 6. Фигуру, находящуюся слева от большого круга, но справа от квадрата, раскрась зелёным цветом.

 7. Фигуру над жёлтым кругом оставь незакрашенной.

 8. Фигуру в начале всего ряда, слева от линии, раскрась синим цветом.

 9. Фигуру под овалом закрась зелёным цветом.

 10. Фигуру между двумя кругами, слева от прямоугольника, над квадратом, закрась жёлтым цветом.

 11. Фигуру между флажком и маленьким треугольником оставь незакрашенной.

Вот что должно в результате получиться.

Игра №3.Помоги пчёлке собрать урожай

Для проведения игры вам понадобится табличка с буквами

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Ь

К

Л

Э

М

Н

А

О

П

Ъ

Р

С

Т

У

Ф

Я

Х

Ц

Ч

Ш

Ю

Щ

 Данная таблица будет представлять собой воображаемое поле с цветами-буквами. По полю будет летать воображаемая пчёлка.

 Инструкция для ребенка:

 Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

 Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

 Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

 Примечание:

 Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.

 Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

 Ниже, в качестве примера, приведены несколько вариантов игры.

 Вариант 1

 Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

 Вверх, вверх, вверх, остановка.

 Вниз, остановка.

 Направо, вверх, остановка.

 Влево, влево, вниз, остановка.

 Какое слово получилось?

 Вариант 2

 Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:

 Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.

 Направо, направо, направо, вверх, остановка.

 Налево, налево, налево, остановка.

 Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

Определение пространственного расположения предметов

«Какой дом справа, слева?»«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?»

«Расшифруй слово», «Пирамидка»(разложи по величине и прочти слово)

Машина     Жук

Ток              Жаба

 Кот             Лужа

Жук            Жакет

«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», «РЕБУС- Прочти наоборот», «Слово стерлось», «Слово растаяло», «Что за буква», «Допиши буквы, прочти слово»

МКОУ ЛИЦЕЙ №7

Руководитель ШМО: Анцифрова С.Н.

Дидактические игры на развитие зрительной памяти детей

Игра №1.  « Не забудь картинку»

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти.

Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство.

Игровое действие: Поиск знакомых «номеров».

Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей.

Учитель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру « Автомобили».

Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер ( карточка на веревочке, одевается на шею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером.

-- Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер.

Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины.

-- Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж.

2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.

Игра №2. « Кодовый замок»

 Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти.

Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.

 Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти.

 Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь.

 Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов.

 Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка.

 Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.

Игра №3.«Шапка-невидимка»

В течение 3 сек. надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

Игра №4.«Запомни и найди»

Приготовьте таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.

Покажите ребенку на 4-5 сек. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать, паузы разной длительности (от 5 сек. до 5 мин.), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказывание стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.).

Игра №5.«Вспомни    пару».

Приготовьте    бланки    с    фигурами    для запоминания и воспроизведения

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуры и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк - для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

Игра №6. «Фокусник»

Кладем на стол несколько предметов.

Показываем ребенку эти предметы в течение 5-10 секунд.

Затем просим ребенка закрыть глаза или отвернуться.

В это время, набрасываем платок на вещи, и с таинственным видом, говорим магические слова:

Асара-бара-чукара.

Незаметно прячем под платок один предмет.

Спрашиваем у ребенка, чего не хватает на столе.

Если ребенок несколько раз подряд не узнает, чего не хватает, то необходимо уменьшить количество предметов на столе, либо дать посмотреть на все предметы в течение более длительного времени.

Игру можно усложнить: менять местами предметы, добавлять другие предметы, убирать один предмет и добавлять другой.

Игра №7. «Математик»

Выбирается отгадывающий («математик»), который должен отойти на время, пока остальные загадают какое-то число.

Затем, математик должен угадать это таинственное число, спрашивая по очереди у каждого игрока о каком-то числе, на что они должны отвечать, больше загаданное число, или меньше.

Например, загаданное число – 35. Математик спрашивает у первого игрока:

-Это число 58?

Игрок должен ответить, что оно меньше. Затем математик спрашивает у следующего игрока:

- Это число 2?

И так далее, пока число не будет отгадано.

Игра №8. «Запомни фигуры»

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага и ручки

Эту игру лучше всего проводить на школьной доске. Ведущий рисует на доске 6 геометрических фигур по очереди. Каждая из них демонстрируется 7 секунд, затем стирается и на ее месте рисуется следующая фигура. Просмотрев все 6 фигур, участники должны в течение 5 минут нарисовать у себя на листе бумаги все показанные фигуры в той последовательности, в которой они демонстрировались.

Используемая литература

  • Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб., 2000.

  • Играя, учимся. Сост. Н.Л. Вадченко.М.: ЗАО Цептрполиграф, 2005.

  • Автор: Прищепова И.Н. Название: Дисграфия младших школьников Издательство: Каро, год: 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.

Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...

Упражнение по профилактике оптической дисграфии

Упражнение по профилактике оптической дисграфии...

Игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии у учащихся начальных классов.

Семинар-практикум для учителей начальной школы по коррекции нарушений письменной речи....

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...

Профилактика оптической дисграфии. Дидактическая игра "Узнай букву"

Дидактическая игра Узнай букву". Цель: профилактика оптической дисграфии,развитие зрительного внимания...

Семинар - практикум для родителей Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии

оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития развитие оптико-пространственного ориентирования, способствующими профилактике оптической дисграфии....