Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.
презентация к уроку по логопедии (1, 2 класс)
«Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок».
Выделяют следующие виды дисграфий:
- артикуляционно-акустическая дисграфия;
- акустическая дисграфия;
- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
- аграмматическая дисграфия;
- оптическая дисграфия.
В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: делении предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
– при нарушении анализа и синтеза слов в предложении наблюдаются следующие нарушения: слитное написание слов, предлогов со словами, разрывы слов;
– при нарушении слогового анализа и синтеза искажается слоговая структура слов - пропуски, перестановки слогов, добавление слогов;
– при нарушении фонематического анализа нарушается звукобуквенная структура (ошибки проявляются в виде пропусков гласных, пропусков согласных букв при стечениях, перестановок и добавлений букв). А.Н. Корнев (2003)
Предлагаются следующие направления работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
• Развитие языкового анализа и синтеза:
- формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении.
• Развитие слогового анализа и синтеза
- умение выделять гласные звуки в слове.
• Развитие фонематического анализа и синтеза:
- выделение звука на фоне слова,
- выделение звука в начале, в середине, в конце слова,
- определение количества, последовательности и места звука в слове.
Поскольку темой моего самообразования является «Коррекция слоговой структуры слова при преодолении дисграфии» , хотела бы более подробно остановиться на этом направлении.
Традиционная методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков, в которой можно выделить два этапа:
Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале).
Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей. Эти упражнения направлены на развитие не только фонетической стороны речи, но и психических процессов.
При работе на невербальном материале проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, работа над ритмом, упражнения на формирование динамического праксиса рук и развитие реципрокной координации рук, графические упражнения.
При работе на вербальном материале игры и упражнения направлены на формирование пространственно-временных представлений. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.
Собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале). Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка с ОНР. Проводится работа на уровне гласных звуков, на уровне слогов, на уровне слов. Для повышения качества самоконтроля особое значение отводится работе помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного [1].
Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов проводится работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись длительно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazetdinova_f.f._prezentatsiya_19.pptx | 527.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок» ( И.Н.Садовникова ).
Выделяют следующие виды дисграфии : артикуляционно-акустическая дисграфия ; акустическая дисграфия ; дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая дисграфия ; оптическая дисграфия .
В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит недоразвитие различных форм языкового анализа и синтеза: в делении предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
При нарушении анализа и синтеза слов в предложении наблюдаются следующие трудности: - слитное написание слов, предлогов со словами; - раздельное написание слов ( приставок, корня); -запись целого предложения в виде одного слова.
При нарушении слогового анализа и синтеза искажается слоговая структура слов: -пропуски, перестановки слогов, добавление слогов.
При нарушении фонематического анализа и синтеза нарушается звукобуквенная структура: - пропуски гласных; -пропуски согласных при стечениях; - перестановка и добавление букв.
Предлагаются следующие направления работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза : • Развитие языкового анализа и синтеза: - формирование умения определять количество, последовательность и место слов в предложении . • Развитие слогового анализа и синтеза: - умение выделять гласные звуки в слове, делить слова разной сложности на слоги. • Развитие фонематического анализа и синтеза: - умение выделять звук на фоне слова; - умение выделять звук в начале, в середине, в конце слова, - умение определять количество, последовательность и место звука в слове.
На подготовительном этапе предлагаются следующие виды работ: Отхлопывание ритма в ладоши. Отстукивание ладонью по столу. Оттопывание ногой. Отстукивание мячом о пол. Отстукивание ритмом с использованием музыкальных инструментов. Упражнение «Повтори так же» Цель: учить воспроизводить заданный ритм. Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки. Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Выбери схему» Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке. Материал: карточки со схемами ритмических рисунков. Ход упражнения: Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке. Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме .
Ритмический диктант. Цель: способствовать воспринимать слухо-речевой ритм. Материал: карандаш, тетрадь. Ход упражнения: детям предлагается графически записать серии ритмов, которые отстукивает логопед. Упражнение «В ритме вальса». Цель: Способствует подчинению ритма движений ритму диктанта. Ход упражнения: логопед просить детей расслабить кисть руки и работать «с голоса» учителя( не отрывать взгляд от строки, не поднимать голову). Нужно, точно подчиняя движения руки командам логопеда, безотрывно писать заданный графический элемент.
На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным включением слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Упражнение «Отхлопай ритмический рисунок слова» Цель: способствовать чувствовать ритмический рисунок слова. Ход упражнения: логопед произносит слово, выделяя голосом ударный слог, а дети по голосу должны отхлопать ритмический рисунок слова. Игра с мячом Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова. Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
Игра «Телеграф» Цель: развивать умение делить слова на слоги. Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучив его ритмический рисунок. Упражнение «Дирижер». Цель: способствовать чувствовать ритм слова. Ход упражнения: проговаривают заданные слова, словосочетания, предложения, чистоговорки по слогам под движение руки .
Игра «Сложение и вычитание букв». Цель: способствовать концентрации и устойчивости внимания и развитию слогового анализа и синтеза. Ход игры: логопед предлагает ученикам выполнить с буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и получить в результате понятные слова. Графический диктант с выделением гласных. Цель: способствовать умению деления слов на слоги, слоговому анализу. Ход упражнения: детям предлагается графически изображать слоговой ряд слова с выделением гласных.
Игра «Конец слова за тобой» Цель: учить синтезировать слова из слогов. Материал: мяч. Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка …, ва …, Да…, Ма …, Ми… Игра «Поезд» Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой. Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов. Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Игра «Кто больше» Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов. Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета. Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.
Литература: Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Гуманитар . Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С. Лгопедические занятия со школьниками. СПб.: КАРО,2006. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....
Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).
В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...
Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников
Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза составлена на основе авторской программы Е.В. Мазановой...
Дидактические игры и упражнения по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями
В данном материале описываются занимательные упражнения и задания по развитию навыков звукослогового анализа и синтеза. Данный материал будет полезен как школьным логопедам, так и дошкольным логопедам...
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
Конспект логопедического занятия по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (1-2 класс) на тему "Весна".
Конспект урока составлен по материалам книги Ю.Е. Розовой и Т.В.Коробченко "Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза". К уроку есть приложение с карточками и през...