Дидактические игры и упражнения по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии

Куканова Марина Анатольевна

В данном материале описываются занимательные упражнения и задания по развитию навыков звукослогового анализа и синтеза. Данный материал будет полезен как школьным логопедам, так и дошкольным логопедам, дефектологам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Значительная часть речевых нарушений так или иначе связано с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка, что делает невозможным их правильное произнесение, не дает возможности овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Устранить тяжёлые дефекты речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Развитие фонематического слуха начинается с  самых первых этапов логопедической работы. Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов (Они хорошо вам известны и останавливаться на них отдельно  я не буду).

        Анализ слова на составляющие его звуки, слоги – сложная психическая функция, требующая высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности.

        Результатом несформированности этой функции являются стойкие повторяющиеся ошибки письма и чтения. Какие же ошибки на письме характерны для детей, у которых недостаточно сформированы навыки звукослогового анализа и синтеза? №3 Назовем эти ошибки, опираясь на представленные диктанты (пропуски и перестановки букв и слогов; недописывание букв и слогов в словах; наращивание слов лишними буквами и слогами).

          Отметим, что не стоит забывать - даже у нормативно развивающихся детей процесс перехода от дошкольного детства к школьному обучению часто происходит довольно сложно, не говоря уже о детях, имеющих речевую патологию. В связи с этим, организовать работу по отработке навыков звукослогового анализа и синтеза следует таким образом, чтобы максимально завлечь в нее детей. Мотивировать детей лучше большим количеством наглядного, иллюстративного материала и чередованием разных видов деятельности. Итак, рассмотрим возможные методы и приемы работы по развитию навыков звукослогового анализа и синтеза. Не исключаю, что большая часть предложенных упражнений и игр, вам знакома, но надеюсь, что вы сможете почерпнуть что-то полезное для себя и использовать в своей коррекционной работе.

        Начнем с игр и упражнений, направленных на узнавание звука на фоне слова, выделение звуков из слова, определение последовательности, количества и места звуков в слове.

Игра «Живые звуки» Трое детей выходят к доске с карточками, на которых написаны гласные буквы. Логопед  называет слова из одного слога, н-р, мак –ребенок , у которого буква А, делает шаг вперед. Далее на слова суп, кит, остальные дети делают так же шаг  вперед. Остальные дети читают, что получилось.

        Более сложный вариант, когда детям раздаются буквы. Нужно из названных слов выделить какой-то определенный по счету звук (2-ой, 3-ий, 4-ый). Затем дети составляют и читают получившееся слово. Н-р, выделить 3й звук в словах: паштет, кукла, брошь, уклад, правнук: школа

Игра «Назови по порядку!» Ребёнку предлагается назвать в заданном слове, картинке, все звуки по порядку, при этом можно на каждый звук загибать пальчик.

Игра «Волшебное дерево» Логопед помещает на доску контурное изображение дерева. Перед детьми картинки, н-р, воробей, шмель, жук, заяц, белка, дятел. Дети получают задание выбрать картинку, название которой начинается на звук В, и поместить её над деревом, потом  - посадить на ветку птицу название, которой начинается на звук Д и т.д.

        Более сложный вариант, когда предлагается выбрать картинку с определенным количеством звуков или слогов, с определенным звуком в слове, н-р, название этой картинки состоит из 4х звуков, 4-й звук Ль.

Игра «Сигнальщики»

1. Логопед называет звуки, слоги (слова) с дифференцируемыми звуками. Дети поднимают соответствующие сигнальные карточки.

2. Логопед поднимает карточку, дети называют звук, слог (слово) с соответствующим  звуком.

Игра «Волшебный коврик» Цели: развитие фонематического слуха; развитие внимания, развитие тонкой моторики

        Перед детьми лежит с табличкой, состоящей из 81 квадрата и цветные карандаши. У логопеда к каждому коврику заготовлен  определенный список разнообразных слов, первые буквы которых должны совпадать с первыми буквами, обозначающих тот или иной цвет. Также в списки включены слова, начинающиеся на звук Б, обозначающий белый цвет. Логопед называет слова, а дети закрашивают каждый квадратик соответствующим  цветом, если слово начинается на звук Б, то квадратик раскрашивать не надо. Раскрашивать  начинаем с самого верхнего левого угла, сначала первый ряд, потом второй и т.д.

        Усложненный вариант игры, когда детям нужно из слова выделить какой-то определенный звук по счету (2, 3, 4, 5) и соотнести выделенный звук с первым звуком названия нужного цвета.

        Можно не раскрашивать квадраты целиком, а только ставить в них крестики определенного цвета, это существенно увеличит скорость выполнения задания, а значит и его сложность.

Игра «Волшебные слова» Логопед  выставляет карточки с предметными картинками на наборное полотно, под ними пишутся цифры, указывающие на порядковый номер звука, который необходимо выделить из названия картинок. Дети выделяют звуки, записывают соответствующие буквы, из которых складывается новое слово.

Игра «Что загадано?» Логопед называет слово и показывает цифру. Играющие выделяют из слова звук, место которого указано цифрой и записывают соответствующую букву. Если все звуки определены правильно, то из записанных букв получится слово.

Игра «Найди и назови» Играющим предлагается назвать в сюжетной картинке объекты, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Любопытный»

1. Логопед задаёт вопросы. Дети в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на заданный звук.

Например:

Кто?                              Что (с) делал (а)?                            Что?

Поля                             поливала                                помидоры

 2. Логопед называет звук. Играющие самостоятельно придумывают предложения, в котором все слова начинаются на заданный звук.(Костя купил Клаве кактус)

Игра «Угадай слово» на  наборное полотно или доске выставляются согласные буквы. Детям нужно  отгадать слово, вставив недостающие гласные. Для этой игры отбираются только те слова, которые состоят из прямых открытых слогов.

Игра «Звук потерялся!» Логопед называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: зот — зонт, тиг — тигр, сол— стол, кига- книга,  бат-брат. Ребенок добавляет пропущенный звук.  Более сложный вариант, когда произносятся слова без опоры на картинки.

Игра «Что перепутали?» Логопед рассказывает, что Незнайке дали карточки со словами и попросили нарисовать под ними картинки. Незнайка ещё не научился правильно читать. Играющим предлагается определить и исправить ошибки. Учащиеся называют картинку, ищут ошибку в слове, указывают её, ищут карточку с нужным словом. Затем сравнивают пары слов.

Игра «Чем похожи слова?» Детям на слух предлагается определить общий звук или звуки в словах.  Бусы-бант-бок; двор-мир-сыр; слон-лук-лапа; мак-бак-так

Игра «Добавим звуки! -Что получится, если к началу слова РОТ добавить К? (крот) Аналогично выполняется работа со словом ЛЕНЬ. Что получится, если к началу слова ЛЕНЬ добавить О?

Игра «Самое длинное слово» Среди 5-6 картинок надо найти ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.

Игра «Найди ошибку!» Логопед объясняет обучающимся, что он прочтёт стихи, в словах которых допущены некоторые ошибки. Надо назвать слово и исправить ошибку.

        Жучка будку не доела: неохота, надоело. Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это!

Игра «Узнай кто ты» Детям предлагается прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках. Далее из звуков собрать слово и записать его по правилам орфографии.

Муха – мост, мак – сад, лужа – лом, астры – шкаф, день – диск, эхо – лес, цирк – отец. 

        Далее остановимся на играх и упражнениях, направленных на развитие слогового анализа и синтеза.

Игра «Отними слог» Фасоль — соль, камыши — мышь, майка — май, часто — час, выход — ход, ищи — щи

Игра «Добавь слог!» Детям предлагается добавить слог в начало слова. Дуга — радуга, ре-мешок, гри-бочки.

Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает» На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно «расколдовать» слова.

 Игра РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПО ДОМИКАМ  Детям предлагается расселить животных по домикам, поделив слова на слоги. Задание может выполняться как устно, так и письменно. После выполнения задания можно спросить детей, каких еще животных можно поселит в первый домки, во второй, в третий.

Аналогичным образом проводится работа по следующей иллюстрации. Игра РАССТАВЬ ПРЕДМЕТЫ НА СВОИ МЕСТА 

Игра ПОДУМАЙ И РАЗРЕЖЬ  Эта игра требует небольшой подготовки. Для проведения необходимо, чтобы у каждого из детей были ножницы. Логопед раздает каждому ребенку предметные картинки и предлагает разрезать их на столько частей, сколько слогов в этом слове. В начале работы логопед напоминает детям русскую поговорку: «семь раз отмерь – один отрежь» и предлагает очень хорошо подумать над своими действиями. После окончания работы каждый ребенок показывает, что у него получилось, объясняет, как он поделил слово и почему. Ко всему прочему можно добавить написание слогов на каждой части картинки. При выполнении этого задания работа одновременно ведется по разным направлениям: развитие навыка слогового анализа, развитие общей моторики речи, развития самоконтроля и произвольности, развитие навыка самостоятельной работы. Хитрость этого задания заключается в том, что если ребенок допустит ошибку, то ее будет не так просто исправить, как при устном проговаривании.

Игра  КАКОЙ ТЫ СЛОГ?   Эту игру можно использовать в качестве физкультминутки. Логопед делит детей на небольшие подгруппы во 2, 3 человека. Затем выставляет на доску предметные картинки, в названиях которых 2, 3, 4 слога. Сначала детям предлагается разделить слова на три группы, в зависимости от количества слогов. Затем дети объединяются в группы, логопед раздает каждой группе карточки. Группе из 2 человек, даются карточки, в названиях которых 2 слога и т.д. Логопед предлагает им поделить слово на слоги. Первый ребенок называет первый слог, второй ребенок – второй слог. Это задание можно усложнить. После того, как каждый ребенок назвал свой слог, логопед предлагает придумать еще слова, в которых есть такой же слог и сказать каким по счету он стоит. Помимо развития навыка слогового анализа, эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей и умения работать в группе

Игра СОБЕРИ СЛОВА Логопед предлагает всем детям собраться вокруг одного стола. В центре логопед выкладывает карточки с различными слогами. По очереди дети составляют из предложенных карточек слова, называют их, количество слогов в слове, гласные буквы. Это задание можно дополнить составлением предложений с каждым из получившихся слов. В таком случае, помимо развития навыка слогового анализа, будет осуществляться работа по развитию связной речи детей. Эта игра так же может использоваться в качестве физкультминутки и отдыха от письменных заданий, а так же, как итог, в конце занятия.

И еще варианты данного задания   РАССЫПАВШИЕСЯ ПОКУПКИ , МОЗАИКА. 

УПРАЖНЕНИЕ «Напиши и прочитай»  Тренирует навык послогового  чтения, а графические упражнения развивают мелкую моторику, зрительное внимание, учат самоконтролю.

Задание: 1. написать буквы С и Л (начинаем всегда с отмеченных точками клеток). После каждой буквы написать слог КА.

2. Написать буквы П и Н, перед каждой написать слог КА. 

3. Написать буквы А и С, между ними написать два раза слог НА. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

"Дидактические игры и упражнения для развития психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников" (3 класс)

Данная работа содержит игры и упражнения, направленных на развитие психомоторных и сенсорных процессов учащихся 3 класса....

«Особенности преодоления ошибок письма, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости»

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 1.1. Особенности фор...

«ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В работе представлены теоретические подходы к проблеме формирования фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи на примере логопеди...

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...

Формирование УУД анализа и синтеза у младших школьников при обучении русскому языку как междисциплинарная проблема

В статье отражены результаты обобщения психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий анализа и синтеза у младших школьнико...