Главные вкладки

    Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников
    рабочая программа по логопедии на тему

    Ботова Ирина Юрьевна

    Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза составлена на основе авторской программы Е.В. Мазановой

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа №1

    Утверждаю

    Директор МБОУ СОШ № 1

    __________________В.Н.Кулиш

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по коррекции дисграфии,

    обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

    у младших школьников

    Учитель-логопед:

    Ботова Ирина Юрьевна

    п.Ноглики

    Пояснительная записка

            Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе  методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза».

    Данная рабочая программа направлена на коррекцию дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной  образовательной программы  начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

    Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

    1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    2. Приказ  Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом  Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

    4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

    5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

    6. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000 г.

    № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

    7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

    8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

    9.  Письмо Минобрнауки РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Об организации логопедической работы во вспомогательной школе»;

    10. Положения о логопедическом пункте МБОУ СОШ № 1

    Краткая характеристика дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

    Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, проявляется в ошибочном делении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы.

    Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова. Это может быть:

    — слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» — «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных («уворот» — «у ворот»);

    — сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» — «у мамы красная кофта»);

    — раздельное написание частей слова («со чинила» — «сочинила»).

    Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов, вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Это может быть:

    — пропуск гласного, («крова» — «корова»), или согласного, особенно при стечении («ратет» — «растет», «мика» — «мишка», «лит» — «лист»);

    — добавление гласного («палаток» — платок»);

    — перестановка букв («коно» — окно»);

    — пропуски, перестановки, вставки. слогов («кова» — «корова», «палота» — «лопата», «листиточек» — «листочек»).

    Цель коррекционной работы

    Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.

    Организация работы по программе

    Период обучения составляет 85 часов. В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.

    Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.

    Программа рекомендована для обучающихся 2-4 классов с ОНР. Из каждого класса формируется одна подгруппа, наполняемость которой от 2 до 6 человек. Количество часов по программе может изменяться. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут. Период проведения коррекционных занятий с 15 сентября по 15 мая. В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится обследование состояния речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.

    Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

    1. Развитие фонематического анализа и синтеза;

    2. Развитие слогового анализа и синтеза;

    3. Развитие языкового анализа и синтеза.

    Планируемые результаты после прохождения программы

    К концу обучения дети должны знать:

    — гласные и согласные звуки и буквы;

    — определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;

    — чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

    — графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;

    — правописание предлогов и приставок.

    К концу обучения дети должны уметь:

    — различать гласные и согласные звуки;

    — различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;

    — определять ударные и безударные гласные, слоги;

    — определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;

    — определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

    — производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

    — графически обозначать звуки, слоги и слова.

    Учебно-методический комплекс

    • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с.
    • Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.   Конспекты   занятий  для логопедов / Е.В. Мазанова. - 2-е изд., испр. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 128 с.
    • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика)

    План работы

    по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

    № темы

    Тема занятия

    Содержание работы

    Часы

    1. Звук

    1

    Звук. Гласные-согласные звуки

    Знакомство с речевыми звуками. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах

    1

    2

    Гласные I ряда

    Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза

    5

    3

    Гласные II ряда

    Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов

    5

    4

    Мягкий знак

    Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу

    2

    5

    Согласные звуки

    Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов

    13

    II. Слог

    6

    Слог

    Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой

    6

    7

    Ударение. Ударная гласная

    Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. .Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам

    5

    8

    Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я)

    Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов

    4

    III. Слово

    9

    Родственные слова. Корень слова

    Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень,

    3

    10

     Образование слов при помощи суффиксов

    Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)

    5

    11

    Словообразование слов при помощи приставок

    Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над ...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов

    5

    12

    Приставки и предлоги

    Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов

    5

    13

    Морфологический состав слова

    Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов

    2

    IV. Словосочетание и предложение

    14

    Состав предложения

    Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа над деформированным предложением

    8

    V. Связная речь

    15

    Последовательный рассказ

    Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану

    5

    16

    Описательный рассказ

    Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом

    5

    17

    Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин

    Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)

    6

    Всего часов:

    85


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

    Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

    Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

    Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

    Использование ребусов при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

    Предлагаемая презентация является составной частью  комплексной работы  по  коррекции дисграфии, возникающей на почве нарушения языкового анализа и  синтеза.В основе данного вида д...

    Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

    В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

    Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

    Конспект подгруппового логопедического занятия по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением  об...

    Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

    Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Анализ и синтез предложений....