Почему дети фантазируют?
материал (1, 2, 3 класс) на тему

Шишлакова Екатерина Михайловна

Как понять своего ребенка и установить с ним желанный контакт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_deti_fantaziruyut.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Почему дети фантазируют?

  Никто не станет отрицать, что все дети в мире фантазеры и выдумщики.

  Мы умиляемся, когда пятилетний мальчик увлеченно рассказывает: «А я как побегу от Бармалея, как спрячусь под кровать. Потом  я прыгнул в аквариум… поплыл, потом выскочил и прыгнул на шкаф. Потом я присел на люстру и покачался… А потом… потом я как вылечу в форточку прямо на улицу».

  Мы сердимся, когда сталкиваемся со странной, непонятно чем вызванной ложью восьмилетних, частенько рассказывающих о себе самые невероятные истории. То вдруг это дружба с крокодилом, якобы живущем в обычной ванне. То далекие путешествия с сильным, смелым и… несуществующим дядей или знакомым.

   Иногда события подобных историй связаны с соседкой-волшебницей, иногда с простой стекляшкой, два года назад вошедшей в пятку при странных обстоятельствах. Еще чаще дети рассказывают о необычных игрушках, каких больше ни у кого нет, или о необычайных поступках – собственных или других людей.

   Сюжеты могут быть весьма различны, но в любом такого рода рассказывании ясно выступают два момента. Во-первых, в них ребенок выдает себя за участника событий, которых никогда не было; во-вторых, ложь этих рассказов – особенная ложь! Она обычно не имеет ничего общего с желанием скрыть плохой поступок, со стремлением избежать наказания и добиться награды. Иначе говоря, она никак не связана с привычными для нас мотивами, толкающими ребенка на обман.

   «Выдумки» детей не только умиляют  и сердят, но иногда и пугают. Мама одной четырехлетней девочки рассказывает: «Представляете – выдумала какой-то черный цветок, который прилетит ее душить. Комнату на ночь проветривать не дает – боится открытой форточки. Я ей объясняю, что все это глупости, что цветы не могут летать и душить не могут. Она слушает, молчит, но чувствую – не верит. Сама не спит и нам не дает. Странная она у нас какая-то». Еще более странным кажется нам, когда довольно большие дети (в возрасте 10 лет) с упоением слушают пересказывают друг другу страшные истории. Каждый, кто много общался с ребятами, знает о существовании, если так можно выразиться, особого детского «фольклора ужасов» с целым набором сюжетов. Здесь и знаменитая «Синяя борода», и непременно «Желтая перчатка», обладающая способностью нападать на людей, и тот самый «Черный цветок», который так напугал девочку. И ладно бы дети только слушали и передавали из уст в уста эти небылицы, но они еще потом не спят ночами, не дают гасить в комнате свет, а некоторые даже плачут от страха.

  Про пятилетнюю мы просто думаем: «Вот выдумщица!» Восьмилетнему – в лучшем случае - терпеливо и скучно объясняем, какая нехорошая штука – ложь, в худшем – строго «разоблачаем» и стыдим врунишку. Десятилетнего убеждаем в том, что пора уже «вырасти из детских глупостей», а сами подумываем: «А не сходить ли нам психиатру?»

   В чем же причина неуемной тяги ребенка к необычному, этого порой непонятного для нас стремления к переустройству окружающего мира и своих отношений к ним?

   Дело здесь в том, что развивающийся мозг ребенка нуждается в постоянном притоке информации, получаемой от всех органов чувств. Восприимчивость ко всему новому у детей просто поразительна. Уже с 2-3-месячного возраста все яркое, блестящее, движущееся неизменно привлекает внимание малыша, вызывает ответную реакцию. Ведущую роль в освоении маленьким человеком окружающего мира сначала играет ориентировочно- исследовательский рефлекс или рефлекс «Что такое?», как образно назвал его И.П. Павлов.

   Ребенок растет, жизненные впечатления становятся все многочисленнее и сложнее. На определенном этапе развития психики дети начинают уже воспроизводить поведение взрослых, копируют движения, подражают звукам речи, наконец, произносят первые слова. В основе обучения детей лежит процесс образования временных связей – особого нервного механизма, который объединяет разрозненные раздражители, поступающие в мозг

ребенка, в единую систему. Этот процесс формирования временных связей и является физиологической основой, своеобразной  «кладовой» жизненного опыта ребенка.

    У маленьких детей индивидуальный жизненный опыт невелик, знания об окружающем мире ограничены и недостаточно прочны. Соответственно временные связи еще не устойчивы и гибки, что создает благоприятные условия для их перекомбинирования. Вместе с активным накоплением временных связей в детстве постоянно совершается их перестраивание. Этот перестраивающий механизм, механизм воображения, и лежит в основе детского фантазирования. Он работает наподобие калейдоскопа – игрушки, способной из ограниченного числа элементов создавать множество сочетаний. Известно, что любимое занятие дошколят -  ролевая игра (покупатель – продавец, доктор – больной), в которую дети часто стремятся включить и взрослых. На ее примере очень хорошо видно, как довольно рано они начинают не только копировать окружающее, подражая взрослым, но из знакомых элементов действительности строить новое, выдумывать, фантазировать, сочинять. Например, четырехлетняя Шура выговаривает маме: «Ты почему опять вяжешь? Я же велела тебе подержать моего ребенка! А ты куда его дела? Ты почему другим делом занимаещься?» Шура воспроизводит те же самые выражения и ту же интонацию, с которой обычно обращаются к ней самой. Но она не просто подражает, она переносит известное в новую ситуацию – ситуацию игры с куклой.

   Рождаясь и проявляясь в игре, воображение начинает диктовать ей свои законы, порой заставляя детей неожиданным образом изменить «замысел» и «характер» игры. Начавшаяся с повторения известных житейских ситуаций, она может может уйти совсем в сторону, перейти в заоблачные выси фантазирования. Как видим, ролевая игра, с одной стороны, содержит подражание, копирование, с другой – творческую переработку исходных впечатлений, то есть проявление тех самых механизмов, которые и являются психофизиологической основой воображения.

   Какую же роль играет воображение в процессе психического развития ребенка? Потребность новых впечатлений у детей огромна, возможность же их переработки и активного усвоения крайне мала. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить внешнему потоку информации, обрушивающему на него, средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспроизводимого. Именно таким средством и является воображение. Кроме познавательной функции, оно выполняет и важную приспособительную роль. Согласно концепции известного нейрофизиолога П.В. Симонова, всякий дефицит информации при наличии сильной познавательной потребности связан с возникновением отрицательных эмоций (беспокойства, тревоги, страха). Достраивая с помощью воображения картину мира, восполняя пробелы знаний и опыта, ребенок  тем самым избавляет себя от разрушительного действия отрицательных эмоций. таким образом, можно говорить о двоякой роли воображения – его познавательной и приспособительной функциях.

   В идеале в психике взрослого человека обе эти функции, достигнув высокой степени развития, должны находиться в гармоническом равновесии. Ни один из видов творческого труда не доступен человеку, если его мышление не опирается на интенсивную достраивающую, восполняющую работу воображения. С другой стороны, воображение и у взрослых продолжает активно регулировать поведение, позволяя создавать модель ожидаемых событий, готовиться к ним, как бы проигрывая свою роль в них заранее.

   С этой точки зрения становятся понятными многие « странности» детского фантазирования. По всей вероятности, наблюдая процесс психического развития, мы сталкиваемся с преобладанием то одной, то другой функции воображения. У дошкольников наиболее ярко проявляется познавательная направленность. В этот период детства двигателем воображения является стремление овладеть окружающим, достроить картину мира, проникнуть в суть предметов и явлений. В конце младшего школьного возраста ведущей становится приспособительная функция воображения. В этом возрасте важно уже не только, чтобы им самим было интересно и понятно, не менее важным для них становится, чтобы и другим с ними было интересно. На первый план выступает желание привлечь к себе внимание окружающих. Ребенку нужно, чтобы ему удивлялись, сочувствовали, проявляли интерес к его собственной жизни. Воображение поэтому становится активным средством найти партнера, вовлечь его в процесс общения. Так возникает странная, на первый взгляд ничем не объяснимая «бескорыстная» ложь.

   Именно на этом пути дети, как правило, сталкиваются с непониманием взрослых, а иногда и сверстников. Для окружающих они становятся неисправимыми врунишками и постоянно уличаются в обмане. Естественная защитная реакция ребенка – перестать рассказывать. Но перестать рассказывать еще не значит перестать фантазировать. Лишенный общения, ребенок замыкается в себе, становится скрытным, его фантазии переходят в глубокий внутренний план, становятся все более оторванными от действительности. Понемногу они начинают подменять собой эту действительность, и ребенку становится интересней быть наедине со своими мечтами (где он сильный, смелый, уважаемый, красивый, где он все может), чем участвовать в реальных событиях (где далеко не всегда все складывается удачно). Не эти ли неразделенные фантазии рождают тип мечтателя, так хорошо нам известный из русской литературы? И «маниловщина» и «обломовщина», и неспособные к действию мечтатели Достоевского, кроме известных социальных причин, имеют, несомненно, еще и глубокие психологические основания.

   В семьях, где растет один ребенок или возрастная разница между детьми очень велика, проблема детского фантазирования приобретает особую остроту. Дети постоянно испытывают нехватку в партнере для игры и фантазии. Их общение имеет свои особенности и свою логику, отличную от нащей «взрослой» логики. Дети не принимают наших идущих от здравого смысла доводов вроде того, что «цветы не могут летать и душить», так как по логике фантазии «цветы все могут». Но достаточно сказать, например, «вредный цветок бессилен, потому что колючий кактус на окне – хороший сторож и не пустит цветок в комнату», как ребенок почувствует себя в полной безопасности и  успокоится. К сожалению, забывая о собственном детстве, взрослые забывают и об этом особенном общении. Ему стоит учиться заново, если вы хотите понимать своего ребенка, Именно общение на уровне воображения, активное участие в играх детей, самое серьезное исполнение отведенной вам в игре роли позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка, в мир его чувств и переживаний. Пока ребенок приглашает вас фантазировать вместе, душа его открыта, Понимание несложной символики детских фантазий часто помогает узнать желания, тревоги, страхи, и тогда в ваших силах становится возможным предотвратить многие неприятности.

   Если малыш создает в воображении странных, несуществующих друзей-заступников, задумайтесь: не одинок ли он, не обижает ли его кто-нибудь? Приглядитесь, как складываются его отношения со сверстниками, Если детей мучают ночные страхи, стоит обратить внимание на то, что они читают, что смотрят, какие разговоры слушают и насколько все это соответствует их возрасту. Может быть, ребенка надо избавить от непосильных для него впечатлений, от той информации, которую он пока не может переварить, Тем не  менее потребность малышей в новых впечатлениях чрезвычайно велика и, ограничивая определенные из них, нельзя создавать вакуум информации. Непосильное не может быть просто отменено, оно должно быть обязательно замещено другим – посильным, подходящим в возрастном отношении.

   Наконец, общаясь с ребенком на уровне воображения, вы получите еще одну великолепную возможность влиять на его развитие, вы сможете постепенно направлять фантазию в русло творчества. Фантазируя вместе с детьми, старайтесь, чтобы образы, созданные воображением, получали воплощение во внешнем продукте – рисунке, фигурке из пластилина, различных поделках и т.п. Разумеется, сначала ребенок будет очень нуждаться в руководстве старших. Лишь постепенно он сможет стать более самостоятельным, но и это не означает, что можно больше не обращать внимание на то, как и о чем ребенок фантазирует. И в дальнейшем – в младшем школьном и даже в подростковом возрасте – многое будет зависеть от бережного отношения и умного руководства. Иногда, например, бывает достаточно тактично и вовремя заменить в разговоре «врешь» на «сочиняешь», довести до сознания ребенка всю глубокую разницу этих понятий, чтобы не только избавить его от чувства вины, но и подсказать возможный путь к воплощению образов воображения в сочинении сказок, стихотворений, рассказов.

   В наших силах постепенно подвести ребенка к сознательному пониманию творческой задачи, которое в значительной мере способствует переводу фантазии из непроизводительного плана в произвольный. Путь такого использования фантазии был в свое время показан К.С. Станиславским   в книге «Работа актера над собой». Казалось бы, эта книга посвящена узкопрофессиональным вопросам. Но внимательному читателю она не только откроет приемы, позволяющие подчинить воображение решению творческих задач, но и подскажет, как использовать воображение для управления эмоциональной сферой ребенка.

   Не стоит думать, что для управления детской фантазией нужны какие-то особые способности. Внимательное бережное отношение к внутреннему миру ребенка, проявляющемуся в фантазировании, подскажет взрослым правильный путь в каждом конкретном случае. Роль ведущего на этом пути потребует напряженной работы нашего собственного воображения, разовьет и освежит его, позволит вернуться в далекую страну детства. И тогда только вы сможете понять своего ребенка, установить с ним желанный контакт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети не хотят читать?

В этой проблеме наметились три основных направления:1) Дети читающие по слогам в течении 1,5 - 2 лет.2) Дети , читающие ниже определенных норм, которые есть каждой школе с 1-го по 3-й класс (инт...

Почему дети не любят читать

Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гра...

Почему дети не любят школу? Статья.

Что сделать, чтобы ребёнок полюбил школу? Как сгладить переход из детства во взрослую жизнь. Причин нежелания учиться много....

Почему дети не читают?

Рекомендации для родителей....

Почему дети ругаются?

Консультация для родителей о речевом воспитании детей в семье....

Консультация для родителей Почему дети разные

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....

Почему дети лгут?

Почему дети лгут?...