Экологическое образование младшего школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Едунова Елена Николаевна

Экология среды - наиболее важная, актуальная и нуждающаяся в решение проблема. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.




Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_mladshego_shkolnika.docx13.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование младшего школьника

    Младший школьный возраст чрезвычайно важный этап в жизни человека. В 6-7 лет у детей зарождается чувство любви к Родине, ее природе, истории, общественно-политической жизни. В 9-10 лет школьники с охотой читают рассказы, посвященные данной тематике. В младшем школьном возрасте, по мнению А.С. Макаренко, окончательно закладываются основы, корни воспитания.

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в младшем школьном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

Освоение детьми преставлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающиеся ситуации, элементы сюжетно - ролевой игры.

Роль методов имеет универсальное значение. Количественные эксперименты, опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей. Названные методы позволяют успешно формировать у школьников структурные элементы экологического знания и отношение к ним как лично значимым.

На отношение детей к природе влияют пол, индивидуальные особенности, место жительства, профессия и образование родителей.

В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.

Большое значение для экологического воспитания младших школьников в семье имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание принимать активное участие в уходе за ними.

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость природного и культурного богатства родного края. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень. Учащиеся постепенно формируются как граждане.

Педагогические исследования показывают, что младшие школьники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.

Младших школьников важно включить в общественно полезную деятельность экологического характера выращивание растений, сбор корма для зимующих птиц, их подкормку, защиту муравьев; продумать совместную работу и взаимодействие различных учреждений (детский сад, школа, станция юннатов, общество охраны природы, краеведческий музей), которые обеспечат сотрудничество детей разного возраста и взрослых в области  охраны природы, экологического образования и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников.

Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете  естественно-научных знаний, но, по мнению ученых, приорите...

Учебный проект как средство экологического образования младших школьников

Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологиче...

Проблемы современного экологического образования младших школьников

 Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н....

Национально-региональный компонент в экологическом образовании младших школьников (1-4 классы)

Чтобы сохранить и приумножить богатства нашего края нужно воспитывать у наших детей бережное отношение к окружающему миру с малых лет....