Главные вкладки

    Материал (3 класс) на тему:
    "Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"

    Глухова  Людмила  Петровна

    Статья на тему

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_mame.docx21.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    СТАТЬЯ на тему:

    "Использование ИКТ в работе  учителя начальных классов"

                                                                         Учитель начальных классов:

    Глухова Л.П.

    Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т.е. быть информационно компетентным.

    Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Использование компьютера в учебном процессе – (внедрение новых информационных технологий) – это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, интеллектуальной и творческой одаренности, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

    Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощников отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т.д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

    Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

    • развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
    • усилить мотивацию учения;
    • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
    • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
    • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
    • приобщение школьника к достижениям информационного общества.

    Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован потенциал компьютера. У младших школьников наиболее развито наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего влияют на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

    Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

    • компьютерный класс;
    • один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;

    • компьютер в библиотеке школы;
    • один - пять компьютеров в рабочей зоне класса;
    • компьютер у учащегося дома.

    Компьютерный класс

    Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно — урочной модели.

    Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору.

    В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.

    Компьютер в библиотеке школы

    Данная модель предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем.

    Один – пять компьютеров в рабочей зоне класса

    Такая модель позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе.

    Компьютер у учащегося дома

    В данной модели, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы – медиатека.

    Какова же роль учителя на уроке с использованием ПК?

    Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:

    • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
    • компьютеры могут помочь там, где учитель “не может разорваться” (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
    • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

    • средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
    • ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
    • возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной.

    В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

    На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:

    1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

    2. Программы-тренажеры – для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

    3. Контролирующие программы – для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

    4. Демонстрационные программы – для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

    5. Информационно – справочные программы – для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

    6. Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

    Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

    На уроках, в том числе и литературном чтении, в зависимости от его целей, используются разнообразные дидактические средства обучения, разработанные с помощью программных продуктов пакета MS Office корпорации Microsoft.

    1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала:

    • презентации
    • информационные Интернет – сайты
    • информационные ресурсы на дисках

    2) Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков:

    • компьютерные обучающие программы;
    • компьютерные тренажеры;
    • ребусы;
    • компьютерные игры;
    • печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);
    • печатный иллюстративный материал.

    3) Использование ЦОРов на этапе контроля знаний:

    • компьютерные тесты (открытые, закрытые);
    • кроссворды (с автоматической обработкой результата).

    4) Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся

    • цифровые энциклопедии;
    • словари;
    • справочники;
    • таблицы;
    • шаблоны;
    • электронные учебники;
    • интегрированные задания.

    5) Использование для исследовательской деятельности учащихся:

    • цифровые естественнонаучные лаборатории;
    • интернет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в современной начальной школе

        Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению ...

    Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в современной начальной школе.

             Процесс информатизации образования стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выхода, кроме как соответствовать требованиям информационного века. ...

    Доклад по теме:"Использование ИКТ в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

    Доклад на районном семинаре учителей начальных классов....

    Урок математики с использованием ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС НОО 3 класс по УМК "Начальная школа 21 века"

    Урок отработки умений и рефлексии по теме: "Что узнали. Чему научились" способствует развитию мыслительных операций анализа и синтеза,формирует коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Учащ...

    Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

    Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...

    Использование ИКТ на уроках начальных классов

    Обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Одной из целей обучения и воспитания уже в начальной школе должна стать готовность дете...

    Использование ИКТ в технологии «Перевёрнутый класс»

    Cоздать условия для распространения опыта учителя по использованию ИКТ в технологии «Перевёрнутый класс» как средства повышения качества образования...