Логопедическая работа в школе-интернате МАУО «Надежда».
опыты и эксперименты на тему

Саттарова Лариса Александровна

В статье говорится об особенностях логопедической работы в школе-интернате "Надежда" для детей с нарушениями опорно двигательного аапарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_logopedicheskaya_rabota_v_nadezhde.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Саттарова Лариса Александровна , МАУО «Надежда», учитель-логопед 1квалификационной категории.

 Логопедическая работа в школе-интернате МАУО «Надежда».

Большая часть воспитанников школы «Надежда» имеют диагноз ДЦП различной степени тяжести и как следствие заболевания- дизартрию.    

Логопедическая работа по преодолению дизартрии  проводится систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации.

На логопедических занятиях  осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения.

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого ребёнка и его близкого окружения.

Кроме того, состояние устной речи зависит не только от звукопроизношения, но и от состояния фонематического слуха, уровня словарного запаса, правильности грамматического строя, от умения составлять связные высказывания

Поэтому логопед на своих занятиях проводит коррекцию всех сторон речи, а так же психических процессов.

     Нужно отметить, что большинство данных нарушений не придут в норму, если речь идёт об умственно отсталых учащихся.  

А звукопроизношение, если речь идёт о детях с тяжёлыми формами дизартрии . Поэтому наша задача максимально скомпенсировать, сгладить речевые дефекты и предупредить все её последствия.

Положение ребёнка с речевыми отклонениями в школе осложняется ещё и тем, что не устраненные своевременно недостатки устной речи, прочно фиксируются в чтении и на письме и разрушаются с трудом, что является серьёзным препятствием в овладении школьной программой.

Особенности нарушений письма у детей с церебральным параличом является его зеркальность, особенно проявляющаяся на начальных этапах обучения. Наиболее часто она наблюдается у детей с правосторонним гемипарезом при письме левой рукой. Дети рисуют и пишут справа и асимметричные буквы изображают зеркально. Они путают сходные по написанию буквы.

В ряде случаев нарушения при письме проявляются в виде пропусков слогов и букв, в смешениях и заменах согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции.

Специфические затруднения при письме у детей с церебральным параличом чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов с их звуковыми и артикуляционными свойствами, с несформированностью зрительно-моторной координации.

Дети имеют  нарушения в пространственной ориентировке и не могут ориентироваться на листе бумаги, не  понимают в какую сторону нужно вести руку. В данном случае мы проводим специальные коррекционные упражнения, в каждое логопедическое занятие обязательно включаем графические диктанты. Эта работа даёт положительные результаты .

       В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, формируется практический уровень усвоения языка и таким образом подготавливается платформа для усвоения программы по русскому языку.

   В первом классе занятия логопеда посещают все учащиеся. Это делается для того чтобы как можно раньше начать работу над профилактикой нарушений в письменной речи, чтобы во время заметить трудности которые возникают у каждого ребёнка, для того чтобы дать прочные базисные знания, которые будут необходимы для изучения правил.

        В то время когда учитель знакомит  детей с первыми буквами логопед  проводит работу над  соответствующими звуками: дети изучают способы образования звуков, учатся характеризовать их артикуляцию, сравнивать друг с другом, находить звук и его место в   слове. Такая работа подготавливает детей к процессу овладения письмом и чтением.

            Работа над расширением словарного запаса, над грамматическим строем речи, над составлением связных высказываний даёт возможность более качественно усваивать материал по всем учебным предметам.

     Ещё раз хочется отметить, что только тесная взаимосвязь работы логопеда с работой учителя и воспитателя даёт желаемые результаты.

     Учителя и воспитатели  всегда должны знать  над какими нарушениями звукопроизношения работает логопед  и закреплять правильное произношение в классе.

Они сообщают логопеду о возникающих трудностях при прохождении программы. Развивают артикуляционную моторику в речевых разминках. Расширяют словарный запас, совершенствуют связную речь детей.

          Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует более успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом, а так же развитию одной из важнейших психических функций человека—речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы ГБСОУ школа - интернат №1.

Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена  особенностями воспитанников,  сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать услов...

Перспективный план воспитательной работы ГБСОУ школа - интернат №1

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательн...

Выступление на педагогическом совете "Система профориентационной работы в школе – интернате"

Анализ работы педагогического коллектива школы-интерната по профориентации....

Логопедические игры в работе воспитателя школы-интерната (выступление на семинаре)

О значении игр в развитии речи ребенка. Используя в соей работе логопедические игры, воспитатель помогает детям на фоне игровых движений скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмик...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС."

В статье рассматриваются способы решения  задач  по здоровьсбережению воспитанников  школы-интернат с учетом их специфики обучения....

Доклада на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в школе-интернате как средство развития ключевых компетенций учащихся»

Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:·  ценностно-смысловые компетенции;·  учебно-познавательные,·  информационные;&midd...