Выступление на педагогическом совете "Система профориентационной работы в школе – интернате"
материал на тему

Быкова Наталья Викторовна Чернухинская школа-интернат

Анализ работы педагогического коллектива школы-интерната по профориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Система профориентационной работы

в школе – интернате»

социальный педагог Быкова Н.В.

Слайд №2

Свое выступление мне хотелось бы начать со слов Алексея Николаевича Граборова, который считал (цитирую слова автора): «…Труд  во  вспомогательной  школе  можно  рассматривать как  средство  подготовки  учащихся  к  жизни, как  средство профессионального  образования  учащихся.»

Слайд №3

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья с самого раннего возраста нуждаются в специальных  условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требуют усилий многих специалистов.

Слайд №4

Система профориентационной работы в школе-интернате - это широкий спектр деятельности многих специалистов:

Классные руководители проводят классные часы по профориентации

Воспитатели – воспитательские занятия

Педагог-психолог помогает ребенку сделать правильный выбор будущей профессии

Социальный педагог помогает трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью Центра занятости населения

Привлечение социума способствует формированию  трудовых навыков и умений, развитию творческих способностей детей

 Слайд №5

Трудовое обучение в нашей школе-интернате представлено следующими профилями:

- цветоводство

-сельскохозяйственный труд

- ручной труд

-столярное дело

-швейное дело

-слесарное дело

Слайд №6

Эффективность работы в данном направлении можно отследить по таблице, которая отражает дальнейшую судьбу выпускников.

Слайд №7

Итак, выпускник может выбрать для себя 3 пути дальнейшего жизненного маршрута:

  1. Продолжить образование
  2. Трудоустроиться
  3. Остаться неорганизованным

Слайд №8

Как показывает практика, большинство ребят продолжают обучение.

Вот список учебных заведений профессионального образования двери, которых открыты для наших выпускников:

  • ГБОУ СПО «Ветлужский лесоагротехнический техникум»
  • ГБОУ СПО «Спасский агропромышленный техникум»
  • ГБОУ СПО «Семёновский индустриально  - художественный техникум»

Слайд №9

Рабочие  профессии, которые могут освоить  дети  с  интеллектуальной недостаточностью, это:

  • Штукатур – маляр
  • Овощевод
  • Плотник
  • Столяр
  • Швея
  • Дворник
  • Подсобный рабочий
  • Уборщик служебных помещений
  • Грузчик

Слайд №10

Но, к сожалению, зачастую, наши выпускники имеют затруднения  при  трудоустройстве, здесь и:

- психологическая неготовностью  к моменту перехода от обучения  к сфере профессионального труда;

- отсутствие ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;

- неадекватная самооценка и недостаточно сформированная способность оценки возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению трудностей и др.

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц  с  интеллектуальным недоразвитием.

Слайд №11

Поэтому,  работа специалистов должна быть направлена на  выполнение основных  задач  профориентации:

 

  1. Изучение динамической структуры личности обучающегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение  наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.
  2. Подготовка  обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказание содействия процессу профессионального  и личностного самоопределения.
  3. Содействие  формированию уверенного поведения старшеклассников.
  4. Всестороннее изучение профессионально-трудовых  возможностей обучающихся и оказание содействия в их развитии.
  5. Формирование  трудовых навыков и умений, развитие творческих способностей детей.
  6. Решение некоторых личностных проблем обучающихся, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Слайд №12

Процесс  реализации  профориентационной  работы в  школе-интернате включает в себя:

- профессиональное просвещение лиц  с  интеллектуальным недоразвитием (через расширение общего кругозора обучающегося, знакомство с конкретными специальностями);

-изучение и классификация профессий (знакомство с элементарными,  практически используемыми классификациями профессий);

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми  доступно для выпускников с ограниченными возможностями здоровья;

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному обучающемуся в выборе профессий (работа педагога-психолога и соц.педагога);

- профессиональные пробы заключаются в выполнении обучающимися конкретного вида деятельности, связанного  с какой-либо профессией (прохождение производственной практики на базе швейной фабрики  АО «Меридиан», трудоустройство через Центр занятости населения).

Слайд №13

Немаловажную роль играют мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию обучающихся:

  • Уроки по трудовому обучению
  • Различные конкурсы профессионального мастерства, наши девочки под руководством своего педагога Юхлиной Веры Анатольевны ежегодно  принимают участие в районном фестивале «Лысковская модница»
  • Творческие конкурсы

Слайд №14

Предлагаемая  система  работы  позволяет:

- создать  систему профориентационной  работы в школе-интернате;

- активизировать познавательную деятельность обучающихся в поисках «своей» профессии;

- всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности обучающихся, оказать помощь обучающимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

- сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии;

- скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».

Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».      В последние годы наше общество в полной мере ...

Профориентационная работа в школе

план недели психологии в школе...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Работа с неуспевающими детьми в начальной школе".

Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:      1. Заинтересованность в процессе обучения...

Логопедические игры в работе воспитателя школы-интерната (выступление на семинаре)

О значении игр в развитии речи ребенка. Используя в соей работе логопедические игры, воспитатель помогает детям на фоне игровых движений скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмик...

Выступление на педагогическом совете "Особенности работы в малокомплектной школе "

Выступление на педагогическом совете "Особенности работы в малокомплектной школе "...

Описание практики профориентационной работы «Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы в школе»

В настоящее время у молодёжи достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние ...

Педагогический проект «Профориентационная работа с младшими школьниками на уроках литературного чтения и окружающего мира»

Проект педагогической технологии формирования представлений о различных профессиях у обучающихся состоит из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально – деятельностного и диа...