Педагогический проект «Профориентационная работа с младшими школьниками на уроках литературного чтения и окружающего мира»
материал

Будайчиева Гулханум Нурмагомедовна

Проект педагогической технологии формирования представлений о различных профессиях у обучающихся состоит из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально – деятельностного и диагностико – результативного. Больше о проекте можно прочитать в приложенном файле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.proekt_proforientatsiya_na_urokah.doc706.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Профориентационная работа с младшими школьниками на уроках литературного чтения и окружающего мира»

Проект педагогической технологии формирования представлений о различных профессиях у обучающихся состоит из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально – деятельностного и диагностико – результативного.

Модуль

Содержание

Целевой

Цель: повысить уровень сформированности представлений о профессиях у младших школьников

Задачи:

Обучающая: закрепить и расширить представления детей о различных профессиях и их особенностях.

Развивающая: развивать память, мышление, воображение.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к людям труда

Содержательный

3 тематических блока:

1 блок «Я выбираю профессию».

2 блок «Узнаём профессии».

3 блок «Поиграем в профессии».

Процессуально-деятельностный

Этапы работы:

Подготовительный – организация работы по формированию представлений о различных профессиях, составление комбинированного плана реализации проекта.

Основной – формирование представлений о различных профессиях на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Заключительный – использование представлений о различных профессиях при выполнении творческих работ по окружающему миру и литературному чтению, контрольно-оценочных

Участники образовательного процесса:

обучающиеся 9-10 лет, учитель.

Методы: (классификация на основе целостного подхода к процессу обучения по Ю.К. Бабанскому):

1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);

- репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- представлений к учению.

Последовательность: поэтапная реализация каждого блока.

Средства: учебник и учебные пособия, компьютер, проектор, дидактический материал (ресурс – интернет), таблицы, оборудование для ролевых и предметных игр.

Диагностико-результативный

Результат: повышение уровня представлений о различных профессиях у младших школьников.

Диагностические методы: выполнение заданий диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформированности представлений о различных профессиях

Работа по формированию представлений о различных профессиях у младших школьников будет проходить на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Содержательный модуль включает в себя три блока:

1 блок «Я выбираю профессии». В данный блок вошли темы по предмету «Литературное чтение» – «Мой знакомый бегемот» - 2 урока и по предмету «Окружающий мир» – «Прогноз погоды» - 1 урок и «Подарки из земли» - 2 урока.

2 блок «Узнаём профессии». Данный блок включает в себя темы по предмету «Литературное чтение» – «Почтовая история» - 1 урок и по предмету «Окружающий мир» – «Виды горных пород» - 1 урок, «Подарки из земли» - 1 урок и «Правильное питание» - 1 урок.

3 блок «Поиграем в профессии». В данный блок вошли темы по предмету «Литературное чтение» – «Почтовая история» - 1 урок и по предмету «Окружающий мир» – «Виды горных пород» - 1 урок и «Правильное питание» - 1 урок.

Цель первого этапа проекта – организация работы по формированию представлений о различных профессиях, составление комбинированного плана реализации проекта представлено в таблице 6.

План реализации педагогического проекта

Урок

Тема

Формы профориентации на уроке

беседа

экскурсия

игра

(ролевая, групповая, психологическая)

проективные методики

квест

Литера-турное чтение

«Мой знакомый бегемот», автор Ю.Я.Яковлев

«Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Виртуальная экскурсия в цирк

https://www.circus-ivanovo.ru/virtualnyj-tur-po-tsirku.html 

Ролевая игра «Кошечки – собачки»

Методика «Интервью у дрессировщика»

«Кузнечики», автор М.Петровых

«О профессиях разных, нужных и важных»

Демонстрация работы, мастер-класс «Как работает кузнец?»

https://www.youtube.com/watch?v=HuuUcYbxUUI&feature=emb_logo  

Психологическая игра «Сила кузнеца»

«Почтовая история», автор Ю.Н.Кушак

«Где начинается путь в профессию?»

Виртуальный тренажер, симулятор «Полет самолета»

https://igroutka.ru/igry-simulyatory-samoleta/30730-simulyator-poleta-samoleta.html 

Групповая игра «Правила безопасности в самолете»

Методика «Составь экскурсионный маршрут»

Квест «Планета  профессий»

Окружающий мир

«Прогноз погоды»

«Моя мечта о профессии»

Видеоролик «Чем занимается фермер?»

https://www.youtube.com/watch?v=8kPg35IfgFM  

Психологическая игра «Шифровка – дешифровка»

Проективное рисование «Любимое животное фермера»

«Виды горных пород»

«Как стать ученым?»

Виртуальный репортаж «Профессия - ученый»

https://www.youtube.com/watch?v=KlHSGdAQFfU  

Ролевая игра «Паспорт полезного ископаемого»

Проективное рисование «Придумай форму для ученого»

«Подарки из недр Земли»

«Сравнение профессии шахтера и нефтяника»

Видеорепортаж «Нефтедобыча»

https://www.youtube.com/watch?v=4tkGSC5dLAA  

Предметная игра «Раскрась минерал»

Методика «Эскиз памятника нефтянику Самотлора»

Квест «Полезные ископаемые и полезные профессии»

«Правильное питание»

«Профессии, помогающие людям»

Виртуальная экскурсия в больницу

https://www.youtube.com/watch?v=sppqFPZKsy0&feature=emb_logo 

Игра с лабораторным оборудованием «Измерение пульса и температуры тела»

Методика «Составь меню для школьного питания»

Литературное итоговое задание

https://learningapps.org/watch?v=puonb4gkj21

Итоговое задание «Профессиональный словарь»

https://learningapps.org/watch?v=p5pdd796321

Цель второго этапа: формирование представлений о различных профессиях на уроках литературного чтения и окружающего мира.

        На уроках литературного чтения и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными профессиями, формируется понимание значимости учебной и трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу. Школьники получают возможность проявить самостоятельность, творческое воображение, попробовать себя в той или иной социальной и профессиональной роли.

В требованиях к современному уроку М.М. Поташник включает использование игровой формы только в том случае, когда это служит достижению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей.

Считаем целесообразным учитывать при проведении уроков литературного чтения и окружающего мира следующее:

- личный пример педагога;

- выбор педагогом оптимального соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми;

- создание условий для раскрытия личностного смысла учебного материала;

- обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей для применения полученных знаний.

        Урок является основной формой формирования представлений о профессиях и предполагает следующие этапы подготовки:

  1. Отбор фактического материала с учетом новых достижений науки и техники, подбор методов, приемов.
  2. Выделение главного, основной идеи, проблемы, отбор основных методов.
  3. Окончательное определение типа и структуры урока.
  4. Подбор методов и материалов к отдельным частям урока.
  5. Определение содержания работы с отдельными обучающимися.
  6. Подготовка раздаточного материала к уроку.
  7. Составление плана урока.

При определении типа урока можно исходить из методов обучения: урок-лекция, урок-экскурсия. При планировании урока рекомендуется использовать общепринятую структуру: тема, цель, задачи, оборудование, категория, этапы. Тема урока должна соответствовать той профессии, с которой будут знакомиться обучающиеся.

С учетом того, что выбор профессии не является для младших школьников актуальной задачей, основная цель урока – это расширение представлений об окружающем мире и мире профессий через познание его сложности и многообразия, открытие своего «Я».

Пример формулировки цели урока:

Формирование у обучающихся: конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии; представлений к познанию и миру труда; разнообразных впечатлений о мире профессий; представлений о ценности и важности профессии в современном мире.

        К задачам урока по формированию представлений о профессиях можно отнести следующие: формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к труду.

        В оборудовании урока перечисляется все, что предполагается использовать на уроке: приборы для демонстраций и практических заданий, технические средства обучения (медиапроектор, интерактивная доска и т.д.), дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты и др.).

         С индивидуально-возрастными особенностями обучающихся напрямую связан выбор методов, приемов, используемых во время урока, поэтому обязательно указывается возрастная категория обучающихся.

        Организационный этап урока по формированию представлений о профессиях может включать обозначение темы урока, приветствие и игру, упражнение на повышение познавательной активности участников, введение в тему. Например, игра «Снежный ком», когда каждый по очереди называет свое имя и любую профессию на первую букву своего имени.

        На основном этапе урока по формированию представлений о профессиях рекомендуется использовать игры, мини-лекцию, беседу, встречу со специалистами, практические задания, рисуночные методики, просмотр видео и мультфильмов о профессиях. Создание сказки, видеосюжета, мультфильма, устного журнала, оформление уголка профессий, фотовыставки, экскурсии. Оптимально, если основные методы будут иметь практико-ориентированную направленность.

        На этапе подведения итогов педагог проводит рефлексию.

Содержание 2 блока «Узнаём профессии» 

При проведении урока по формированию представлений о профессиях, важно показывать обучающимся роль труда в жизни человека; привлекать к выполнению социально значимых дел; проводить встречи с представителями различных профессий (в том числе с родителями, знакомыми, выпускниками школы); вовлекать в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовая, игровая, исследовательская); знакомить обучающихся с миром профессий.

На уроке рекомендуется применять беседу. Это вопросно-ответный метод используется педагогом с целью активизации умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний (о себе, о профессии и требованиях профессии к человеку, рынках образовательных услуг и труда) или повторения и закрепления, полученных ранее.

С помощью беседы организуется поэлементное усвоение знаний и действий, в процессе которого реализуется несколько функций беседы.        Обучающая функция беседы заключается в том, что с ее помощью педагог вводит обучающихся в содержание и задачи темы, связывая материал с ранее изученным.

Закрепительная функция беседы реализуется в вопросах, которые актуализируют уже знакомый обучающимся материал, выявляют новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний.

Контрольная, проверочная функция беседы раскрывается в вопросах, выясняющих усвоение темы.

Систематизирующая функция беседы состоит в выявлении системы связей состоит в выявлении системы связей между знаниями с помощью вопросов.

Беседа состоит из следующих этапов:

  1. Вводный этап – обоснование темы беседы, актуальность, значимость.
  2. Основной этап – предлагается материал для обсуждения, формулируются вопросы, побуждаются самостоятельные выводы, обобщения.
  3. Заключительный этап – комментирование высказываний педагогом, формулирование на их основе выводов, решение проблем, планирование дальнейших совместных действий.

Рекомендуемая тематика бесед:

Мир моих интересов.

Все работы хороши – выбирай на вкус.

Профессии наших родителей.

О профессиях разных, нужных и важных.

Путь в профессию начинается в школе.

Моя мечта о будущей профессии.

Труд на радость себе и людям.

        В формировании представлений о профессиях активно используется такая форма, как экскурсии. В рамках основного этапа урока экскурсия выступает как метод, цель которого – знакомство с профессиями сотрудников школы, родителей.

        При проведении экскурсии важно сосредоточить внимание участников на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, показать их существенные характеристики.

        Цель экскурсии – способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.

        Задача – информировать обучающихся о востребованных профессиях, отрасли, предприятии, современных технологиях.

Для повышения результативности экскурсии дополняются мастер-классами от специалистов, практическими заданиями, конкурсами.

        При организации экскурсии учитывается следующая типология:

  1. Обзорные – общее знакомство с предприятием, проводятся по определенному маршруту, сопровождаются короткими рассказами и ответами на вопросы.
  2. Тематические – серия экскурсий для всестороннего ознакомления с предприятием, отраслью, сферой: история, технологический процесс, орудия труда, продукция, ведущие профессии, условия труда.

В структуре экскурсии можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап проведения экскурсии включает:

  1. Выявление интересов и склонностей обучающихся.
  2. Выбор предприятия, образовательной организации, наиболее отвечающих представлениям обучающихся.
  3. Подготовка сотрудников предприятия, педагогического коллектива образовательной организации для встречи с младшими школьниками. Одним из условий успешного проведения экскурсии является согласование с принимающей стороной всех нюансов посещения предприятия. Необходимо обговорить с принимающей стороной дату, время, маршрут экскурсии и всю документацию.
  4. Подготовка школьников для встречи со специалистами.
  5. Подготовка экскурсовода.
  6. Совместное проведение экскурсии.
  7. Ответственный за проведение экскурсии составляет план мероприятия, исходя из возможностей предприятия и потребностей школы, цели экскурсии; составляет маршруты в соответствии с требованиями охраны труда и техники безопасности; готовит экскурсоводов, проводя с ними методическую учебу.
  8.  Представитель школы разрабатывает и согласовывает план проведения экскурсии; уточняет цель, предоставляет список обучающихся, разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, задания.
  9. Экскурсия начинается с инструктажа по правилам техники безопасности.

Основной этап экскурсии состоит из следующих элементов:

  1. Вводная беседа экскурсовода, ответы на вопросы обучающихся.
  2. Практический показ основных объектов. По ходу экскурсовод дает пояснения и подробно рассказывает о каждой профессии технически грамотно, в доступной форме.
  3. Практический показ инфраструктуры организации, ознакомление с социальными льготами, возможностями организации досуга и отдыха, встречи с успешными людьми, знакомство с корпоративной этикой.
  4. Завершающая часть. Подведение итогов, вручение участникам экскурсии раздаточного материала (памяток, обращений, приглашений, буклетов).

Заключительный этап экскурсии должен состоять из выводов, обратной связи, домашнего задания и построения перспективы дальнейшей работы.

        В качестве творческого задания можно попросить нарисовать, как обучающиеся себе представляют человека, выполняющего эту работу. Или взять интервью у родителей, если они являются представителями данной профессии, или написать эссе, подготовить репортаж, подготовить фотовыставку.

Содержание 3 блока «Поиграем в профессии» 

В работу по формированию представлений о профессиях на уроке необходимо включать элементы игры.

Игра позволяет на практике приобрести навыки принятия решения и овладеть ролевым поведением будущего профессионала, «примерить» профессиональную роль.

При проведении игры рекомендуется:

- предлагать участникам активную позицию для осознания моделируемой проблемы;

- не использовать одну игру несколько раз, так как может быть утерян интерес к ней;

- не перегружать урок играми (одна игра, упражнение во вводной части урока в качестве разминки, одна-две игры в основной части);

- отсутствие специального отбора участников;

- рекомендуется иметь в запасе несколько игр на тот случай, если остается время до окончания урока;

        При проведении игры важно учитывать требования, предъявляемые к ведущему, - это умение свободно ориентироваться в мире профессий при подборе вида, содержания игр, профессиональный такт, уверенность в себе, владение дисциплиной.

        Игровая ситуация условна, а поведение ее участников реально. При этом игровое поведение может совпасть с реальным решением проблемы по формированию представлений о профессиях, а игра стать тем стимулятором, который поможет обучающимся принять самостоятельное решение.

        Игры могут сочетаться с мини-лекциями, самостоятельной, исследовательской работой, применением информационно-коммуникационных проективных технологий. Целесообразно использовать в игре те знания, умения, которые уже имеются у обучающихся.

        Задача ведущего – систематизировать и расширять знания о профессиях. Рекомендуются такие игровые упражнения, как «Профессия на букву», «Самая-самая», «Цепочка профессий», «От А до Я». Время проведения игровых упражнений – 3-5 минут. Можно включить упражнение в организационный этап урока.

        В профориентации для формирования профессионально важных качеств будущего специалиста используют модификации психологических игр, направленных на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления, воображения.

        При помощи развивающих игр можно узнать, какая сфера научного знания больше интересует третьеклассника: окружающий мир, чтение, спорт или математика. Например, игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек»: в мешочек складываются предметы, связанные с разными профессиями. Обучающиеся на ощупь должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

        Для развития внимания, памяти проводится игра «Расскажи о прошлом»: рассказать о вчерашнем дне, о том, что делали вечером, в обед, утром.  

        Для осмысления отдельных элементов изучаемой профессии проводятся игры «Угадай профессию», «Профессия на букву…», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов: «Какой запах или цвет у профессии?».

        Ролевые игры используются такие, как «Магазин», «Библиотека», «Экскурсовод». В них дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной.  Например, в игре «Магазин» можно исполнить разные роли: кассира, продавца, администратора, охранника. В ролевых профориентационных играх школьники сами выбирают себе профессию, учатся быть ответственными, ставить цели и определять ресурсы для их достижения.

        Важны групповые игры, в которых школьники общаются друг с другом, делятся своими мечтами о будущем, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, что привлекает в профессии.

Важно, что у них формируются коммуникативные навыки – умения работать в команде, слушать, договариваться, принимать групповые решения, умение самопрезентации.  Эти навыки позволяют быть успешными независимо от специфики будущей профессиональной деятельности. Ведь современный специалист должен быть не только хорошим исполнителем узкого набора действий (hard skills), но и организатором своей целенаправленной активности, осуществлять планирование и контроль деятельности, взаимодействовать с коллегами, быть готовым к творческому поиску, владеть навыками саморегуляции, управлять эмоциями (soft skills)/

Проективные, рисуночные методы можно использовать во всех классах начальной школы. Можно предложить ученикам в начале урока в левой части листа А4 в течение 4-5 минут изображают, как они себе представляют профессию, а на этапе подведения итогов – в правой части изображают свои представления после проведения урока. Сравнительный анализ позволяет оценить результативность урока и уровень усвоения информации о профессии.

Интересен  такой вид игры, как синквейн, который представляет собой составление текста, стихотворения из пяти строк:

- первая строка – это тема, представлена одним словом, например, название профессии;

- вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, это имена прилагательные;

- в третьей строке описываются действия, относящиеся к теме синквейна, посредством использования трех глаголов;

- четвертая строка – это целая фраза, при помощи которой ученик высказывает свое отношение к теме: предложение, составленное обучающимся самостоятельно, или крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата;

- пятая строка – одно слово, которой представляет собой итог, резюме, синоним к теме синквейна.

Например:

Нефтяник –

Ответственный, трудолюбивый.

Добывает, помогает, согревает.

Трудом нефтяника славится Самотлор!

Гордимся!

        Профориентационный квест. В настоящее время квест становится популярной формой обучения, досуга. Квест представляет собой игру (компьютерную или на местности), в которой команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной легенды проходят этапы, последовательно выполняя задания, находят спрятанные или зашифрованные организаторами ключи, ответы на вопросы. Побеждает игрок или команда, первой выполнившая все задания и пришедшая к конечной цели.

        Школьники лучше усваивают знания, когда самостоятельно добывают и систематизируют новую информацию. В ФГОС НОО отмечается необходимость обучения младших школьников различным способам поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпритации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

        Информационные технологии активно применяются в профориентации обучающихся. Веб – квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Структура веб-квеста:

  1. Главная страница.
  2. Введение.
  3. Описание проблемной ситуации и ролей.
  4. Разнообразные задания по ролям.
  5. Ссылки на интернет-ресурсы.
  6. Оценка итогов.

На главной странице пишется его название, возрастная категория, класс. Название может состоять из интересного вопроса или основного направления деятельности.

Цель третьего этапа - использование представлений о различных профессиях при выполнении творческих работ по окружающему миру и литературному чтению.

На заключительном этапе можно предложить пройти тест с целью проверить уровень сформированности представлений о различных профессиях по трем показателям: когнитивному, мотивационно-ценностному и деятельностному.

Итоговое тестовое задание представлено двумя вариантами и может быть составлено при помощи сервиса LearningApps.org.

Литературное итоговое задание:

https://learningapps.org/watch?v=puonb4gkj21

Итоговое задание «Профессиональный словарь»

https://learningapps.org/watch?v=p5pdd796321

Таким образом, основной целью профориентационной работы в начальной школе является расширение кругозора и осведомленности обучающихся о профессиях. При этом технологии профориентации должны быть основаны на личностно-ориентированном подходе, иметь практико-ориентированную направленность для формирования у них широкого спектра трудовых действий.

Необходимо профориентационную деятельность в начальной школе делать более разнообразной, реализуя такие формы, как:

- экспедиция (квест) – маршрут поискового характера, проходимый с целью найти ответы на заранее поставленные вопросы, решения определенных задач;

- мастер- класс – демонстрация взрослыми качественных образцов работы с тем или иным оборудованием;

- профессиональные (трудовые) пробы – выполнение школьниками продуктивных заданий, имитирующих элементы вида профессиональной деятельности самостоятельно или при помощи взрослых, с последующей самооценкой качества полученного продукта;

- профориентационные проекты – выполнение школьниками исследовательских, творческих или практико-ориентированных работ по собственному плану, испытание своих замыслов и идей.

        Таким образом, с первого класса в ходе профориентационной работы у обучающихся формируются важные для любой профессии качества личности: трудолюбие, уважение к представителям всех профессий, осознание необходимости трудовой деятельности для общества, а также аккуратность, усидчивость, умение организовывать свое рабочее место, выбирать наиболее рациональный способ выполнения задания.

 При этом необходима практическая включенность в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой и досуговой деятельности, в ходе которой приобретается ценный опыт проб и ошибок.

Необходимо отметить, что результативное осуществление профориентационной работы в начальных классах возможно только на основе изучения личности школьников, выявления их профориентационно значимых интересов, склонностей, задатков, способностей.

В результате профориентационной работы, планируемой и реализуемой на уроках литературного чтения и окружающего мира, с учетом выявленных особенностей, у обучающихся начальной школы будет повышаться уровень представлений о различных профессиях, будут формироваться такие знания и качества личности, которые станут в дальнейшем основой их профессиональной успешности

Список литературы:

  1. Акимова, М. К. Диагностика умственного развития детей [Текст] /М. К. Акимова. — Санкт Петербург: Питер, 2016. — 71 с.
  2. Астахова, Т. Н. «И каждой профессии — слава и честь!» [Текст] /Т. Н. Астахова // Читаем, учимся, играем. — 2018. — № 6. — С. 57–89.
  3. Бородин, В. А. Руководство профессиональной ориентацией в школе [Текст] / В. А. Бородин, З. И. Прокопьева. — Минск: Нар. света, 2017. — 95 с.
  4. Бухарина, Т. Л. Формы и методы развития профессионального представлений, учащихся при выборе профессии [Текст] / Т. Л. Бухарина. — Москва, 2019. — 361 с.
  5. Вершинин, С. И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий [Текст] / С. И. Вершинин // Школа и производство. — 2018. — № 3. — С. 90–93.
  6. Гусакова, А. М. Ознакомление с профессиями [Текст] / А. М. Гусакова // Начальная школа. — 2016. — № 1. — С. 15–18.
  7. Дейстер, И. В. Все работы хороши — все профессии важны [Текст]: семейная сценка / И. В. Дейстер // Последний звонок. — 2018. — № 12. —С. 2–3.
  8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2017.
  9. Климов, Е. А. Для тех, кто не полюбил… математику: в помощь старшим школьникам, молодежи на этапах выбора профессии и профессионального становления [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Климов. — Москва: МПСИ, 2018. — 192 с.
  10. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Текст] / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. — Москва: ФИРО: Перо, 2019. — 38 с.
  11. Копытов А. Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ [Текст]/А. Д. Копытов. Томск, 2017. — 80 с.
  12. Поташник, М. М. Требования к современному уроку [Текст]: метод. пособие / М. М. Поташник. — Москва: Центр педагогического образования, 2017. — 271 с.
  13. Профессиональная ориентация младших школьников в школе [Текст]: метод. пособие / авт.-сост. И. А. Симонова. — Копейск: МУДПО «Учебно-методический центр», 2017. — 30 с.
  14. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. — 2-е изд. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2018. — 400 с.
  15. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. — М.: Издательский центр «Академия», 2019.
  16. Психологическая диагностика детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисова. — Москва: Международная педагогическая академия, 2018. — 360 с.
  17. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. М., 2016. — 208с.
  18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1. Москва: Народное образование, 2016. 556 с.

Приложение

Примеры форм профориентации, использующихся в урочной деятельности

(беседы, игровые упражнения, конспекты веб-квестов)

Беседы

Моя мечта о профессии

- Здравствуйте, врачи и учителя, слесари, токари и поэты, строители, артисты, швеи и повара, спортсмены и космонавты, агрономы, бухгалтера, программисты, милиционеры, парикмахеры и инженеры, менеджеры и шофёра, фермеры и трактористы!

Не удивляйтесь, ребята, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, пройдут студенческие годы, и именно вы станете за штурвалы кораблей, построите лучшие дома, сошьёте красивую и удобную одежду, откроете новые планеты. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, вырасти и выучиться.

- Эпиграф: «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава честь!»

- Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия? Какие профессии бывают?

- Вам было задано задание: узнать в толковом словаре, что означает слово «профессия». Что такое профессия? (Ответы учеников.) Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.

- В мире профессий - тысячи. - Как вы думаете, легко ли разобраться в этом многообразии и правильно выбрать свой выбор? (Ответы детей)

- Что может помочь вам выбрать профессию? (Ответы детей)

- Верно, чтение книг о профессиях, знакомство с профессиями ваших родителей, знакомых, родных.

- Когда вы вырастете, окончите школу, перед вами встанет вопрос: «Кем быть?» Что должен учитывать человек, чтобы работа приносила ему радость? (Человеку должна нравиться его работа. Если он любит рисовать, то может работать художником, модельером. Если человек любит готовить, он может работать поваром, кондитером.)

- Какую профессию вы хотели бы выбрать? Почему? (Ответы детей)

Все профессии нужны,

Все профессии важны.

Каждый должен сам решать,

Кем, когда он хочет стать.

- Я надеюсь, что в будущем вы выберете для себя интересную и полезную профессию, станете мастерами своего дела. Главное, чтобы у вас было доброе, отзывчивое сердце.

Где начинается путь в профессию

Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда? Но только на первый взгляд.

Вы наверняка встречали людей, которым утром не хочется идти на работу. И далеко не всегда это лодыри и бездельники. Они честно делают то, что от них требуется. Но это для них понедельник — самый тяжелый день. Это они радуются даже болезни: можно побыть дома и не ходить на работу. Это они нет-нет, да и скажут со вздохом: «Эх, скорей бы на пенсию».

Вопрос для учащихся: Вы выбираете профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу.

Ответ учителя, обобщение сказанному: Вы мысленно продолжили фразу: «...задуматься о будущем». Или: «...выбрать работу по душе». Или еще так: «...найти свое место в жизни». Эти слова вы уже слышали — и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию.

Может быть, учителям иногда просто некогда подбирать другие слова, а папа с мамой не всегда умеют это сделать, поэтому пользуются привычными формулировками. Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против слов, а сами, конечно, понимаете или хотя бы чувствуете, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.

И вот тут очень важно — как раскрывать.

Просто думать о будущем — можно и не додуматься. Или додуматься не до того.

Выбрать работу по душе?

Вопрос для учащихся: «А что это такое—душа? Что-то неуловимое, эфемерное, идеалистическое или, наоборот, вполне реальное: и характер, и голова, и руки?»

Найти свое место в жизни, — а это, смотря как искать. То ли побыстрей занять первое попавшееся, высидеть на нем пару десятков лет, а потом горестно вздохнуть: «Эх, скорей бы на пенсию». То ли перебирать эти места, как разноцветные камешки на морском берегу: вроде все красивые, каждый по-своему, а обсохнут — одинаково тусклые.

Можно как будто целиком положиться на взрослых — учителей, родителей, воспитателей. Мол, они подумают за меня, и все решат. Помощь помощью, советы советами, а выбор ваш должен быть глубоко осознанным и продуманным. Так как же думать, выбирать, искать? Давайте попробуем разобраться с вами, и, может быть, вопросы эти станут хоть немного понятнее. Вопросы, но не ответы. Ответы не подскажет ни одна книга — их придется искать самим.

О профессиях разных, нужных и важных

В своем стихотворении Маяковский рассказывает о нескольких профессиях и каждая из этих профессий хороша по-своему. Стихотворение заканчивается словами: " все работы хороши", к этим словам вы наверняка относитесь скептически.

Вопрос для учащихся: Так уж и все работы хороши! Разве нет плохих работ?

Ответ учителя, обобщение сказанному: Работа сама по себе, если забыть о людях, которые ее делают, не может быть ни хорошей, ни плохой. Любая работа—это лишь набор каких-то операций, заканчивающихся определенным результатом. А хороша или плоха работа — только в оценке разных людей. Вы можете назвать какую-то работу плохой — и будете правы. Вам не нравится — тут ничего не поделаешь. А другому нравится — и он тоже прав.

Вас не пугали примерно так: «Не будешь хорошо учиться — пойдешь в дворники»? Значит ли это, что работа дворника плоха вообще? Раз, мол, мне не нравится, значит, не может понравиться никому. Конечно, такое рассуждение неверно.

Дворнику нравится, что не нужно никуда идти или ехать: вышел во двор — и уже на работе. Кроме того, он из породы «жаворонков»: легко встает в четыре утра, в полдень освобождается, а до вечера еще уйма времени—гуляй, иди в кино, читай. И еще: он любит разводить цветы, ухаживать за ними и охотно делает на работе то, что другие не менее охотно делают после работы. А может, главное для него ни то, ни другое и ни третье, а вот что: все жильцы большого дома хорошо к нему относятся, всегда добры и приветливы.

Итог сказанному: так что, если какая-то работа нравится хоть одному человеку — значит, она хороша. Поэт прав: раз нет на свете дел, которые не нравились бы никому, — все работы хороши!

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Выбор работы только на вкус—дело ненадежное и не всегда выполнимое. Вы мечтаете стать летчиком, но реакция у вас плохая, даже вратарем в дворовой хоккейной команде не стали. Хотите быть экономистом, но по математике никогда выше трояка не поднимались. Наверняка у вас есть и достоинства, но, к сожалению, ни в авиации, ни в бухгалтерии их не оценят, если нет главных для этих профессий качеств.

Так неужели Маяковский сделал в стихах столь безответственное заявление?

Наверно, нет. Во-первых, поэт хотел сказать, что у каждого есть огромная возможность выбора, и если вы найдете в себе силы правильно использовать эту возможность, — пожалуйста.

А во-вторых, слово «вкус» нужно толковать широко.

Вопрос для учащихся: Кем вы хотели стать, когда учились в первом, втором, третьем классе?  То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и одежды, и книг. И профессий тоже.

Кроме того, вкус познается только в сравнении. Скажем, если в магазине продают десяток разных удочек, вы сперва прикинете, какая вам больше нравится, потом уже купите. Ведь не возьмете же первую попавшуюся только потому, что она с краю.

Вопрос для учащихся: Так можете ли вы сказать, что ваш вкус к какой-то профессии определился, если о других вы просто ничего не слышали, не говоря уж о сравнении?

Правда, сравнить разные работы не так просто — их свыше шести тысяч. Даже по часу на знакомство с каждой — и то будете много дней знакомиться без сна и отдыха. Но это — если знакомиться беспорядочно. К счастью, есть более короткий путь к знакомству с профессиями.

Итак, мы уже можем сформулировать целых три вывода.

  • Все работы хороши только для общества в целом, а для каждого человека в отдельности какие-то работы могут оказаться и плохими.
  • Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.
  • Каждому человеку может понравиться не одна-единственная, а пять, десять, сто разных работ, если он близко познакомится с ними.

Сценарии веб-квестов

Сценарий квеста № 1 «Планета Профессий»

Цели и задачи квеста:

  • способствовать приобретению знаний о профессиях;
  • систематизировать знания учащихся о профессиях;
  • развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление;
  • воспитывать уважение к труду и людям труда.
  • организация активного отдыха обучающихся.

Ход квеста

Персонаж квеста предлагает письмо - обращение участникам:

 Здравствуйте, ребята! - Задумывались ли вы, кем станете, какую профессию выберете?

Каждому школьнику предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться в этом выборе необходимо, хорошо разбираться в многообразии мира профессий.

Дорогие ребята, сегодня вам предстоит принять участие в интересном и увлекательном путешествии на планету Профессий. Планета эта необычная. Жители этой планеты – «Профессии» – самые нужные и самые важные в современном мире.

Вам предстоит выполнить шесть заданий и собрать 6 карточек с буквами, из которых необходимо составить слово, обозначающее профессию.

Маршрутный лист

Планета Профессий

H:\диплом Вероники\разработки и конспекты\картинки\маршрутный лист.png

Задание 1 «Ключевые слова»

Персонаж Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся группы слов?

1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники.  (Архитектор)

2.  Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье.  (Портной)

3. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз.  (Врач)

4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская.    (Столяр)

5.  Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты.  (Журналист)

6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

  Задание 2 «Пословицы и поговорки»

Персонаж: О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

1.      Не игла шьет, а руки.

2.      Где шьют, там и порют.

3.      Как скроишь, так и тачать станешь.

Портной.   

1.      Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

2.      Куй железо, пока горячо.

3.      Не огонь железо калит, а мех.

Кузнец

1.      Что в котел положишь, то и вынешь.

2.      Кашу маслом не испортишь.

3.      Не котел варит, а стряпуха.

Повар 

1.      Береги землю родную, как мать любимую.

2.      Жить – Родине служить.

3.      Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Военнослужащий.    

 Задание 3 «Отгадай профессию»

Персонаж - О какой профессии идет речь?

Это слово пришло к нам из французского языка и в переводе имеет одно из значений «акробатическая имитация падения в цирке». Работа человека этой профессии – это не только падения, но и масса других сложных и опасных действий, которые выполняются на лошади или в автомобиле, в самолете и поезде. – КАСКАДЁР.

По определению толкового словаря В.И.Даля «…этот человек-купец, торгующий деньгами и денежными бумагами, занимающийся учетом векселей и переводом платежей из одного места и государства в другое и удерживающий за такую услугу оговоренный процент в свою пользу». О ком идет речь? – БАНКИР.

Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных. – ФЛОРИСТ.

Его профессия – оставлять следы: линии и росчерки, буквы и виньетки. Он пишет не на бумаге, его материал: стекло, камень, металл, дерево, линолеум. В переводе с французского это слово означает «художник или мастер, занимающийся вырезанием изображений на пластинах из разных твердых материалов». - ГРАВЁР

Первый после царя» - так говорили о людях этой профессии великий Фаберже. Профессия эта дошла до нас из далекой древности; и сегодня, как и много веков назад, она приносит творческое наслаждение, стабильный доход и известность. Золотые руки мастера оживляют холодные камни и равнодушный металл. – ЮВЕЛИР

Задание 4 «Профессия по картинке»

Назвать профессию по картинке

Профессии:

  1. Кузнец                      5. Парикмахер     9. Дрессировщик
  2. Водитель                  6. Учитель           10. Фотограф
  3. Повар                        7. Строитель
  4. Столяр                      8. Полицейский

Задание 5 «Азбука профессий»

Нужно назвать профессию на каждую букву алфавита, например, А-актер Б – банкир, Г – грузчик, Д – дегустатор, Е –егерь, Ж – жестянщик и т.д.

Задание 6 «Аукцион».

Написать на листе бумаги за 3 минуты как можно больше слов, связанных с профессией (ВРАЧА, УЧИТЕЛЯ, ПРОДАВЦА, СТОЛЯРА). 

Пройдя определенную станцию, участник получает карточку с буквой. Выполнив все задания, собирает из карточек слово ЛЕТЧИК.

Нажав на изображение подарка, ученик попадает в игру-симулятор «Полет на пассажирском самолете» в качестве летчика.

Сценарий веб-квеста № 2 «Полезные ископаемые и профессии»

Роли:

Геолог, нефтяник, шахтер.

Порядок выполнения работы:

  1. Познакомься с информацией, размещенной в видео «Что такое полезные ископаемые».
  2. Выбери роль, в которой сегодня хочешь выполнить задания квеста, чтобы лучше изучить такие полезные ископаемые, как минералы, нефть, уголь.
  3. Нажми на выбранную роль в меню и выполни предложенные задания.
  4. Отправь выполненные работы учителю.

Содержание заданий квеста:

Видео на главной странице «Что такое полезные ископаемые?» (скачано)

Страница геолога:

Геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков, и разведки месторождений полезных ископаемых.

Задание № 1 «Составь пары: минерал – название»

https://learningapps.org/watch?v=px83f5pgt21

Задание № 2 «Кроссворд о минералах»

https://learningapps.org/watch?v=ps09d61ea21 

Задание № 3. «Раскрась минералы»

Страница шахтера:

Шахтёр — человек, добывающий полезные ископаемые из недр земной коры, обобщающее название. ... Существуют так называемые основные и вспомогательные профессии шахтёров: Основные: горнорабочий очистного забоя (ГРОЗ) (забойщик), проходчик, Машинист горных выемочных машин (МГВМ)

Задание 1. «Посмотри видео и ответь на вопросы»

видео «Что такое уголь»

Задание 2. Классификация «Горючие полезные ископаемые»

https://learningapps.org/watch?v=pi21zsjtn21 

Задание 3. «Разгадай ребусы»

Зашифрованы слова: шахтер, уголь, топливо, шахта.

Страница нефтяника:

Нефтяник – это собирательное название для специалистов по добыче и переработке нефти. Широкое использование «черного золота» началось в 19-20 веке в связи с развитием технического прогресса. Добытая нефть используется во всех отраслях современной промышленности.

Задание 1 «Посмотри видео про нефть и ответь на вопросы теста»

Видео «Что такое нефть»

Тест по теме: «Нефть и способы ее переработки» 
Основная ссылка:

https://onlinetestpad.com/hno5kzddekl4u

Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо?
1) из глины
2) из железной руды
3) из нефти
4) из торфа


Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»?
1) нефть
2) природный газ
3) каменный уголь
4) торф

Какие полезные ископаемые горючи?
1) природный газ
2) песок
3) торф
4) нефть

Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо?
1) из глины
2) из железной руды
3) из нефти
4) из торфа

Укажите свойство, которое не относится к нефти

  1. Легче воды
  2. Растворима в воде
  3. Густая темная жидкость

Вспомни, из чего делают пластмассу, лаки и бензин.

  1. из торфа
    2) из газа
    3) из нефти
    4) из руды

Задание 2. «Найди предметы, которые делают из нефти?»

Чайник, лекарства, расческа, мыло, краска, косметика, ведро, вилка, доска.

Задание 3. «Посмотри виртуальную экскурсию на буровую установку»

https://myhart.ru/portfolio-ru/tatburneft-virtual-drilling-rus/ 

Нарисуй рисунок – репортаж об увиденном на экскурсии.

Критерии оценки:

Критерии

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Ученик смог выполнить все задания.

Работа демонстрирует точное понимание заданий.

Часть ответов неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Но два задания выполнены правильно.

Все ответы неточны.

Результат работы

Выполнены три задания.

Выполнены два задания.

Выполнено только одно задание из трех.

Творческий подход

Работа отличается яркой индивидуальностью.

Творческие задания выполнены выборочно.

Выполнено только одно творческое задание.

Игровые упражнения

Психогимнастика «Доброе тепло»

Инструкция: встаньте в круг и возьмитесь за руки. Я легонько пожму руку своему соседу справа, он следующему и так далее по кругу. Так мы создадим волну тепла и добра, которые передадим друг другу. А теперь сделаем то же самое с закрытыми глазами, но в обратную сторону. Я начну и пожму руку своему соседу слева. Группа должна работать дружно и бережно относиться друг к другу.

Упражнение «Не пропусти профессию»

Инструкция: встаньте в круг и внимательно слушайте слова, которые я буду перечислять. Когда среди слов будет встречаться название профессии, вы должны подпрыгивать на месте. Например, стол, врач, снег. Правильно. Всем понятно задание? Тогда начинаем. Варианты слов:

лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, очки, кондитер.

(Дополнительные слова: река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, огонь, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, контролер, шутка, солнце, геолог, пальто, певец, балерина, водолаз, вальс, коньки, маляр, бутерброд, судья, совесть, улыбка, инженер, мороз, глина, скульптор, летчик, компас, модельер, милиционер, следователь, лгун, упрямец, электромонтер, животновод).

Упражнение «Самая-самая»

Инструкция: сейчас вам будут предложены необычные характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике. Например, самая зеленая профессия. Какие профессии являются самыми-самыми зелеными?

Участникам предлагаются следующие характеристики: самая зеленая профессия, самая сладкая профессия, самая денежная профессия, самая волосатая профессия, самая детская профессия, самая смешная профессия, самая общительная профессия, самая серьезная профессия. Участники дают свои варианты ответов.

Упражнение «Пойми меня»

Инструкция: при выполнении задания необходимо проявить артистические способности. Участники делятся на команды по 5–6 человек, определяют капитана. Капитаны команд выбирают одну из предложенных карточек с названием профессии (стоматолог, продавец, водитель и др.). Участники должны разыграть ситуацию с представителем данной профессии. Остальные определяют, какую профессию показала команда.

Психогимнастика «Дотянись до звезды»

Инструкция: сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха (звучит музыка). А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту, а может быть, она напомнила вам о минутах радости и вдохновения. Еще раз полюбуйтесь этой звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее

с неба и бережно положите перед собой. Какая она? Запомните, какой свет она излучает. А теперь прислушайтесь к своему дыханию, вспомните, кто находится с вами рядом, и возвращайтесь к нам в круг.

Задание по профориентации «Собери картинку»

Члены команды, по очереди подбегая к стулу, должны в итоге собрать разрезанную на 6–8 частей картинку с изображением человечка какой-либо профессии (в этом задании используется любая картинка с изображением представителя какой-либо профессии, разрезанная на части по числу членов команды).

Задание по профориентации «Цепочка профессий»

Команда должна назвать профессию на предложенные буквы алфавита, например, А — актер Б — банкир, Г — грузчик, Д — дегустатор, Е — егерь, Ж — жестянщик и т. д. Чем больше будет букв, на которую названа профессия, тем больше баллов получает команда. Каждому участнику можно написать не более трех профессий.

Задание по профориентации «Найди лишнее»

На карточке крупными буквами написаны слова. Необходимо вычеркнуть лишнее слово, не относящееся к данному технологическому процессу.

Например: игла, нитки, гвоздь, сантиметровая лента, наперсток (лишним является слово «гвоздь», так как он не используется при работе с тканью).

1) кисть — клей — линейка — спица — ножницы;

2) пряжа — нож — спицы — ножницы;

3) кастрюля — ложка — терка — крючок.

Задание по профориентации «Ключевые слова»

Предлагается определить, к каким профессиям относятся группы слов, которые написаны в первой колонке. Вы должны указать стрелкой, к какой профессии можно отнести эти слова:

1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники (архитектор).

2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье (портной).

3. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).

4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская (столяр).

5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция,

факты (журналист).

6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно,

удобрения, урожай (агроном).

Загадки

— Он спускается в забой, его работа под землей (шахтер)

— Громко прозвенел звонок, в классе начался урок.

Знает школьник и родитель — проведет урок… (учитель)

— Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (повар)

— Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,

А огромную ракету, дети, кто, скажите, это? (космонавт)

— Правила движения знает, без сомнения.

Вмиг заводит он мотор, на машине мчит… (шофер)

— Темной ночью, ясным днем он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный, на пожар спешит… (пожарный)

— На витрине все продукты: овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец предлагает… (продавец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...