Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»
учебно-методический материал

Полищук Ольга Константиновна

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте опираюсь на идеи ведущих педагогов и психологов Российской Федерации - Шамиля Ахмадуллина, Натальи Николаевны Сметанниковой. 

Противоречия:

между социальным заказом Федеральным государственным стандартом начального общего образования на формирование читательских компетенций младшего школьника, и снижением интереса к чтению у младших школьников.

Проблема:

 Как сформировать читательские компетенции младшего школьника при его сниженной читательской активности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_sistema.docx226.42 КБ
Файл polishhuk-5_2.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс "Учитель года - 2021"

Смоленская область

Описание профессионального опыта

Полищук Ольги Константиновны,

учителя начальных классов

МБОУ «Баскаковская средняя школа»

Гагаринского района, Смоленской области

Адрес web - сайта: http://sajt-uchitelja-nachalnyh-klassov-polishhuk-olgi-ko.mozello.ru/

Презентация: Методическая система 

Тема педагогического опыта: «Формирование читательской компетенции младшего школьника системой приемов обучения смысловому чтению на уроках и во время занятий внеурочной деятельностью».

Актуальность темы:

  Новый социум, который нас окружает, является социумом телезрителей. Телевидение и интернет настолько поглотили современное общество, что стали формировать у детей и подростков картину окружающего мира. Деструктивные идеи, приходящие извне, из различных интернет-источников, того же телевидения, часто разрушают духовно-нравственные ценностные ориентиры школьников, превращая их в бездумную, легко управляемую массу. Причиной такого поведения является то, что дети получают большее количество информации из окружающей среды, а выделить главную, понять ее смысл, могут далеко не все.

       С каждым годом в России снижается процент читающих детей. Если сравнивать 1970 годы и 2020 годы, то можно заметить разницу более чем в 28%.  А ведь если снижается количество читающих детей, соответственно становится меньше и мыслящих. Поэтому Правительством Российской Федерации в 2017 году была разработана "Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации". Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, формирование высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения. Федеральный государственный стандарт начального общего образования ставит те же приоритеты,и школа играет важную роль в реализации этого проекта.

https://site-1307339.mozfiles.com/files/1307339/base64img_c2f1c371fef9c1e7bbe6a7684d82278c.png

     Противоречия:

    между социальным заказом Федерального государственного стандарта начального общего образования на формирование читательской компетенции младшего школьника, и снижением интереса к чтению у младших школьников выявили такую проблему:

      Как сформировать читательскую компетенцию младшего школьника при его сниженной читательской активности?

     Поиск инструментов решения данной проблемы привел к созданию педагогической системы «Формирование читательской компетенции младшего школьника системой приемов обучения смысловому чтению на уроках и во время  занятий внеурочной деятельностью».

       Читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

       Компоненты читательской компетентности младшего школьника:

- владение техникой чтения;

- владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- знание книг и умение их самостоятельно выбирать;

- эстетическое отношение к действительности, отраженной в литературе;

- сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений.

          Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим ребенком текста, его смыслового содержания.

          Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную из него информацию.

          Целью педагогической системы является формирование читательской компетенции младшего школьника системой приемов обучения смысловому чтению на уроках и во время занятий внеурочной деятельности.

В рамках реализации поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

- спроектировать среду приобщения младших школьников к чтению литературы;

- создать «банк инновационных приемов смыслового чтения» с целью проектирования на их основе уроков литературного чтения, занятий внеурочной деятельностью и дидактических материалов к ним;

- получить максимальный уровень читательской компетенции у каждого конкретного ученика;

- собрать пакет диагностических методик с целью выявления развития уровня читательских компетенций у младших школьников приемами смыслового чтения.

       В основу педагогической системы положены идеи кандидата психологических наук, руководителя научного проекта «Школа, где процветает грамотность» Натальи Николаевны Сметанниковой и ее научно-практическая работа «Стратегии смыслового чтения» и элементы методики «Скорочтение» кандидата психологических наук Шамиля Ахмадуллина.

        Основные направления работы по формированию основ читательской компетенции:

- повышение уровня мотивации к чтению;

- формирование умений работать с текстом;

- развитие качественных навыков чтения;

- формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся.

          Реализация педагогической системы проходила в три основных этапа.

1 этап – подготовительный.

         Этап целеполагания, определения задач, отбора критериев для диагностики результативности применения педагогической системы, отбор группы обучающихся для апробации данной системы, диагностика условий реализации педагогической системы, проектирование и планирование развития процесса.

2 этап – практический.

       Реализация педагогической системы на практике, во время уроков литературного чтения и на занятиях внеурочной деятельностью.

3 этап – заключительный.

       Итогово-диагностический этап. Включает в себя итоговую диагностику сформированности читательской компетенции младшего школьника, анализ целесообразности проведенной работы.

       На практическом этапе реализации педагогической системы по формированию читательской компетенции младших школьников системой приемов обучения смысловому чтению основной формой работы являлся урок литературного чтения. Ведущая деятельность таких уроков – анализ литературного произведения. Федеральный государственный стандарт начального общего образования предполагает получить не только высокую техническую сторону чтения, но и развитие мыслительных операций на основе прочитанных текстов. Приемы смыслового чтения способствуют развитию таких умений у обучающихся начальных классов.

        Наталья Николаевна Сметанникова разработала стратегии смыслового чтения для работы с обучающимися 5-9 классов для каждого этапа работы с текстом. В моей системе они адаптированы под возрастные особенности учеников начальной школы, дополнены собственными приемами смыслового чтения и приемами других авторов.

       Все отобранные инновационные приемы смыслового чтения, подходящие для работы с младшими школьниками, собраны в электронный «банк», состоящий из трех папок. Название папок – этапы работы с текстом. Это своеобразный «конструктор» - основа для проектирования технологических карт уроков литературного чтения и дидактических материалов к ним. Некоторые представлены уже в виде таблиц, в которые необходимо только внести данные.

       Работа с текстом включает в себя три этапа:

- дотекстовый (виды работ до прочтения литературного текста);

- текстовый (включает работу непосредственно с текстом);

 - послетекстовый (виды работ после прочтения текста).

    Примеры приемов смыслового чтения на разных этапах работы с текстом:

Дотекстовый этап

Текстовый этап

Послетекстовый этап

«Ассоциативный куст»

«Что? Где? Когда?»

«Паутина вопросов»

«Предскажи будущее»

«Толстые и тонкие вопросы»

«ППП»

«Опорные слова»

«Нужный план»

          Внеурочная деятельность представлена курсом внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Скорочтение».

          Целью реализации рабочей программы «Скорочтение» является повышения скорости чтения и усвоения информации.

      Задачи:

- освоение приёмов и техник скорочтения;

- развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления обучающихся младших классов интерактивными приемами чтения;

- улучшение понимания прочитанной информации, умение ее интерпретировать и применять на практике;

развитие умения работать с текстом (анализ структуры текста);

- развитие читательских компетенций младшего школьника.

           Программа внеурочной деятельности курса «Скорочтение» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.В основу данной программы положена методика «Скорочтение» кандидата психологических наук Шамиля Ахмадуллина. 

           Занятия по внеурочной деятельности проектируются на основе приемов обучения смысловому чтению, с опорой на методические и дидактические материалы Шамиля Ахмадуллина.

           В своей работе использую также цифровые образовательные ресурсы, а именно «Литературный кружок» на электронной образовательной платформе «Учи.Ру».

           В данном литературном кружке собран актуальный список книг школьной программы 1-4 классов. Тексты произведений доступны прямо на платформе «Учи.ру». Отдельно собраны биографии авторов литературных произведений. Проект создан совместно с Национальной электронной библиотекой и соответствует всем требованиям ФГОС к цифровым образовательным ресурсам. «Литературный кружок» на портале «Учи.ру» удобно использовать во время уроков и занятий внеурочной деятельностью, дистанционного обучения, с целью чтения литературных  текстов в электронном варианте, при работе с биографиями авторов или на этапе закрепления и проверки учебного материала (выполняя тестовые задания по прочитанным произведениям).

Риски, связанные с реализацией педагогической системы:

- излишнее увлечение и в однообразное применение приемов обучения смысловому чтению может привести к переходу из активной стадии развития мышления и осмысления прочитанного материала к шаблонному;

- при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья следует дифференцированно походить к подготовке заданий.

          Выводы о результативности опыта работы сделаны на основе проводимых  диагностических работ, позволяющих оценить уровень сформированности читательских компетенций младших школьников.

        Критерии оценки эффективности работы:

        1) Мотивационный критерий — уровень мотивации к чтению, читательская самостоятельность.

         Анкета «Читательская активность обучающегося»: анкетирование показало, что потребность в чтении литературы, сформирована у половины обучающихся класса.

https://site-1307339.mozfiles.com/files/1307339/base64img_957832e1d889d8556e878844940d31b5.png

           2) Когнитивный критерий — полноценное восприятие литературного текста.

          Проведенная диагностика текстовых умений у детей младшего школьника на основе результатов  контрольных работ с текстом и Всероссийских проверочных работ,  показала положительную динамику в умении работать с текстом у большинства обучающихся класса.

https://site-1307339.mozfiles.com/files/1307339/base64img_8872fbea35a80d8c6ea50e0667bfcaac.png

           3) Деятельностный критерий показывает наличие качественных навыков чтения.

         Мониторинг, проведенный на основе методики Вячеслава Гавриловича Горецкого «Контроль навыков чтения: беглости, выразительности, правильности, понимания», показал, что у большинства обучающихся повысились качественные навыки чтения.

https://site-1307339.mozfiles.com/files/1307339/base64img_e25e75be7dccbfb7f38d3d703fdb8c95.png

         4) Ценностный критерий – любознательность, прилежание, отношение к школе, к природе, к прекрасному.

         На основании результатов «Методики  уровня воспитанности» Николая Петровича Капустина виден рост показателей высокого и хорошего уровня воспитанности обучающихся на 22%.

https://site-1307339.mozfiles.com/files/1307339/base64img_e1e2e374936287f6c6c4d50ffa58e864.png

               Публикации по распространению педагогического опыта:

           1.  Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: «Тема любви к Родине в стихотворении И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»», ВГ «Основа», 12.11.2019 год;

          2.  Урок открытия нового знания по литературному чтению во 2 классе по теме: «В. Осеева «Волшебное слово»», НС-Портал, 19.11.2017 год;

          3.  Тест по литературному чтению в 4 классе по теме: «Делу время –потехе час». Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть «Школа России», Урок РФ, 06.07.2020 год

          4.  «Алгоритм определения темы и главной мысли текста для молодых специалистов», НС-Портал, 15.12.2019 год.

          Результаты использования системы приемов смыслового чтения по формированию читательских компетенций младшего школьника:

- повышение интереса к читательской деятельности обучающимися;

- сохранение качества знаний обучающихся при переходе из начальной школы в основную;

- результативность участия в конкурсах, олимпиадах разных уровней;

- повышение личностных качеств, духовно-нравственное развитие личности, развитие этических и эстетических ценностей обучающихся;

- развитие творческих одаренных личностей;

- формирование думающей, читающей личности ученика.

«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы;

но чтобы мыслить и рассуждать».

Ф. Бэкон

Библиография

1. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005.

2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.:Баласс, 2013.

3.  Методическое пособие по обучению детей скорочтению, Ахмадуллин Ш., 2016.

4. Национальная программа поддержки и развития чтения.// Школьная библиотека.- 2006.- № 9, 10.

5. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской - М.: Просвещение, 1997.

6. Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.: Просвещение, 1984.

7. Правительство Российской Федерации, «РАСПОРЯЖЕНИЕ от 3 июня 2017 года N 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема педагогического опыта: « Формирование читательской компетенции младшего школьника системой приемов обучения смысловому чтению на уроках и во время занятий внеурочной деятельностью ». Презентацию подготовила Полищук О льга К онстантиновна у читель начальных классов МБОУ « Баскаковская средняя школа»

Слайд 2

Деструктивные идеи Опасные знакомства Группы призывающие к суициду Призывы к участию в протестных акциях Призывы к экстремизму Молодежные субкультуры Экстремальные селфи

Слайд 3

Систематически читающее население Российской Федерации по данным ВЦИОМ

Слайд 4

Противоречия между социальным заказом Федерального государственного стандарта начального общего образования на формирование читательской компетентности младшего школьника снижением интереса к чтению у младших школьников Как сформировать читательскую компетенцию младшего школьника при его сниженной читательской активности? Проблема

Слайд 5

Тема педагогического опыта Формирование читательской компетенции младшего школьника системой приемов обучения смысловому чтению на уроках и во время занятий внеурочной деятельностью

Слайд 6

Читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Компоненты читательской компетентности младшего школьника: владение техникой чтения; владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; знание книг и умение их самостоятельно выбирать; эстетическое отношение к действительности, отраженной в литературе; сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений.

Слайд 7

Целью педагогической системы является формирование читательской компетенции младшего школьника системой приемов обучения смысловому чтению на уроках и во время занятий внеурочной деятельностью Задачи: спроектировать среду приобщения младших школьников к чтению литературы; создать «банк инновационных приемов смыслового чтения» с целью проектирования на их основе уроков литературного чтения, занятий внеурочной деятельностью и дидактических материалов для них; получить максимальный уровень читательской компетенции у каждого конкретного ученика; собрать пакет диагностических методик с целью выявления развития уровня читательской компетенции у младших школьников приемами обучения смысловому чтению.

Слайд 8

Наталья Николаевна Сметанникова к андидат психологических наук инициатор создания русской ассоциации чтения

Слайд 9

Шамиль Ахмадуллин психолог кандидат психологических наук

Слайд 10

Этапы реализации

Слайд 11

Модель педагогической системы Курс внеурочной деятельности обеинтеллектуального н аправления « Скорочтение » Уроки Цифровые образовательные ресурсы Платформа « Учи.ру » Работа с текстом Дотекстовый этап Т екстовый этап Послетекстовый этап Приемы обучения смысловому чтению Мотивационный компонент Когнитивный компонент Деятельностный компонент Нравственный компонент

Слайд 12

Примеры приемов обучения смысловому чтению 1. Опорные слова 2. Предскажи будущее Текстовый: 1. Кто? Когда? Что сделал? 2. Толстые и тонкие вопросы 3. Сравни и сделай вывод 4 . Предскажи концовку 1. Паутина вопросов 2. Подумал, понял, применил Дотекстовый Текстовый Послетекстовый

Слайд 13

Внеурочная деятельность Литературный кружок на образовательной платформе « Учи.ру » Курс внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления « Скорочтение »

Слайд 14

Результаты стартовой и итоговой диагностик Мотивационный критерий Когнитивный критерий Анкета «Читательская активность обучающихся» Контрольные работы с текстом и ВПР

Слайд 15

Результаты стартовой и итоговой диагностик Деятельностный критерий Ценностный критерий В.Г. Горецкий «Контроль навыков чтения» Н.П. Капустин «Методика уровня воспитанности»

Слайд 16

Публикации по теме представленного опыта Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: « Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»», ВГ «Основа», 12.11.2019 год; Урок открытия нового знания по литературному чтению во 2 классе по теме: «В . Осеева «Волшебное слово»», НС-Портал, 19.11.2017 год ; Тест по литературному чтению в 4 классе по теме: «Делу время - потехе час». Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть «Школа России», Урок РФ, 06.07.2020 год. « Алгоритм определения темы и главной мысли текста для молодых специалистов», НС- Портал, 15.12. 2019 год .

Слайд 17

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы ; но чтобы мыслить и рассуждать. Ф . Бэкон

Слайд 18

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...

Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...

Образовательный проект: на тему: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и на...

Доклад на тему: «Формирование коммуникативных компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в се...

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...