ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Ирина Петровна Евдокимова

Рабочие программы 3 - 4 классы "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_-_4_b_klass_okruzhayushchiy_mir.doc441 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»

                                                                                                                       «Утверждаю»

                                                                                                                                                                Директор школы  Зырянова  Т. Н.                                  

                                                                                                                             «___»________________2017 г.

                                                                                                                                                         __________________________

Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

(начальное общее образование)

«Гармония»

на 2016 – 2018  учебный год

                                                                                       Разработчик:

                                                                                              Евдокимова И. П.

                                                                                                               учитель начальных классов,

                                                                                                                                 первая  квалификационная категория

Обсуждена  и согласована  на МО                                                Принята на педсовете

Протокол № ____ от «____»_________2017  г.                            Протокол № ____ от «___»________2017  г.

2.  Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);
  • основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
  • авторской программы О. Т. Поглазовой, (2013 г.);
  • программы формирования универсальных учебных действий МБОУ БСШ №1 им. Е. К. Зырянова;
  • положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».

           Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
  • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно-научных и гуманитарных курсов;
  • формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
  • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

При этом решаются следующие задачи:

  • развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
  • образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
  • воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

     Изменения в программе: распределение часов по разделам было выполнено в соответствии авторской программы по ФГОС при использовании Методического пособия авт.-сост. Ю. Н. Понятовской, под ред. Е. С. Галанжиной – М.: Планета, 2013.

Общее количество часов распределено соответственно программе.

     Были распределены резервные часы, указанные в разделах программы только по темам.

Количество резервных часов

Изменения в разделе

Темы уроков

Причина

(добавления резервных часов)

2 часа

Раздел 5.

«Организм человека и его здоровье»

1 час - Проверочная работа по теме «Организм человека».

1 час - Проект «Как провожали зиму наши предки»

В программе дан резервный час на выполнение проверочных заданий.

Предусмотрен в программе как резервный час.

1 час

Раздел 6.

Развитие животных и растений

1 час - Проверочная работа по теме «Способы размножения растений»

В программе дан резервный час на выполнение проверочных заданий.

2 часа

Раздел 7.

Изменение быта и культуры наших предков

2 часа – Экскурсия в исторический центр города (села), в Краеведческий музей города

Предусмотрены в программе как резервный часы.

5 часов

Резервные часы, предусмотренные в программе общеобразовательных учреждений по ФГОС

          Для реализации программного содержания используются УМК: 

Для учащихся:

  1. Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для  общеобразовательных организаций.  В 2 ч. / О. Т. Поглазова,

        В. Д. Шилин - Смоленск: Ассоциация XXI век.

Для учителя:

  1.   Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебникам «Окружающий мир» для 1, 2, 3, 4 классов. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Описание места учебного предмета в учебном плане

        На изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе отводится 270 часов.

Программа рассчитана:

         

Класс

Количество часов

в учебном году

в неделю

1

66

2

2 - 4

68

2

 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

(Окружающий мир)

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:

  • знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;
  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • ценит культурные и исторические памятники посёлка;
  • уважает другие народы России;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважает ценности семьи;
  • бережно относится к родной природе;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых,    сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных универсальных учебных действий:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих познавательных универсальных учебных действий:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных универсальных учебных действий:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения учебного предмета «окружающий мир»

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
  • получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Человек и природа

           Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

4.  Содержание учебного предмета (окружающий мир)

2016 – 2017 учебный год

3 класс

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Раздел 1.

Разнообразие изменений в окружающем мире

соответственно программе  –

8 часов

Наблюдения - источник знаний о природе и обществе, способ их изучения.

Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.

Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха.

Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (гроза, ураган, цунами и др.).

Правила безопасного поведения во время грозы. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролога. Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой.

Различать культурные и дикорастущие растения, диких и домашних животных. Называть представителей животного растительного мира. Описывать изменения, происходящие в природе и жизни людей. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Пояснять причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов. Объяснять периодически повторяющиеся изменения в природе. Наблюдать за изменениями в природе и общественной жизни.

Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется.

Декодировать и кодировать условные знаки погоды. Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром.

Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале).

Понимать какие природные явления характеризуют погоду. Обозначать их условными знаками.

Личностные УУД:

1. Знает историю своего посёлка, семьи, школы.

2. Ориентирован на принятие образца «хорошего» ученика.

3. Демонстрирует предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

4. Осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежности.

5. Проявляет чувство гордости за свою Родину, народ, посёлок.

6. Осознаёт  свою гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России.

7. Понимает нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих людей.

Познавательные УУД:

1.Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

2. Осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;

3. Использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;

4. Строит сообщения в устной и письменной форме;

5.Ориентируется на разнообразие способов решения задач;

6. Владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

7.Осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

8. Осуществляет  синтез как составление целого из частей;

9.Проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

10.Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

11.Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

12.Обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

13.Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

14.Устанавливает аналогии;

15.Владеет рядом общих приёмов решения задач.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определяет важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Понимает и сохраняет учебную задачу, понимает смысл инструкции учителя и вносит в неё коррективы.

4.Самостоятельно определяет цель учебной деятельности самостоятельно.

5 . Планирует свои действия в соответствии с учебными задачами, различает способ и результат собственных действий.

6 . Оценивает выполнение задания по определённым критериям.

7.Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;

8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно.

9. Вносит коррективы в выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

10. Определяет правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

11. Выполняет учебные действия в устной, письменной речи.

Коммуникативные УУД:

1. Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относится к своему мнению.

7. Понимает точку зрения другого.

8. Участвует в работе группы, распределять роли, договаривается друг с другом.

Раздел 2.

Сезонные изменения в природе.  Осень.

     

 соответственно программе  –

4 часа

Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека. Осень в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники.

Времена года в произведениях литературы и искусства.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы.

Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок.

Раздел 3.

Тела и вещества, их свойства

соответственно программе  –

14 часов

Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение живых организмов. Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух - смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха.

Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода - растворитель. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд, вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози.

Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды.

Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы - главное отличие от горной породы.

Взаимосвязь растений и почвенных животных.

Обитатели почвы - участники круговорота веществ в ней.

Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой. Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.

Описывать разные состояния веществ, приводить примеры. Классифицировать предметы по существенным признакам.

Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и веществ, описывать их. Составлять и читать простые схемы и таблицы. Объяснять расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах.

Рассказывают об открытии простейших организмов, о клетке, болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними.

Понимать, что такое воздух и каково его значение для жизни на Земле.

Составлять и читать простые схемы и таблицы. Рассказывать о свойствах воздуха.

Понимать, что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения. Рассказывать об использовании силы ветра человеком. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства.

Готовить сообщения о значении воды на Земле, об источниках питьевой воды, о свойствах воды: вкусе, цвете, прозрачности, теплопроводности.

Называть способы очистки воды в быту и в промышленности; пояснять, что такое фильтрование.

Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят.

Понимать и описывать принцип круговорота воды в природе. Проследить за движением капельки воды из океана.

Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы.

Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого. Соблюдать правила гигиены при работе с почвой.

Описывать ценность сохранения почвы, факторы её плодородия.

Приводить примеры источников загрязнения воздуха, воды, почвы, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях.

 

Раздел 4.

Сезонные изменения в природе.  Зима.

соответственно программе  –

5 часов 

Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота чело-при кровотечениях.

Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения.

Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Что такое память, какой она бывает. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении органов чувств. Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровья окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Традиционная пища, отношение к курению, способы закаливания и лечения наших предков. Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение в стеблях растений, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы.

Рассуждать о тесной связи наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок.

Раздел 5.

Организм человека и его здоровье

 (14 ч)

соответственно  программе -  

12 часов + 2 часа резервных

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах.

Рождение и развитие человека.

Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц.

Первая помощь при переломах, растяжении связок.

Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе.

Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и её роль в организме.

Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок. Первая помощь при кровотечениях.

Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения.

Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи.

Первая помощь при обморожениях и ожогах.

Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. 

Что такое память, какой она бывает.

Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы.

Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении органов чувств.

Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровье окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них.

Традиционная пища, способы закаливания и лечения наших предков, отношение к курению.

Называть, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной.

Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной. Объяснять значение сна, режима дня. Аргументировать понятие «здоровая нервная система». Развивать свою память, объяснять ее значение для учебы.

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Осознавать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Называть части тела человека, его внешние и внутренние органы, системы органов.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Находить в художественном тексте основные признаки природных явлений. Соблюдать экологически грамотное поведение в природе.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связь жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Раздел 6.

Развитие животных и растений

10 ч

соответственно программе -  

9 часов + 1 час резервный

Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения.

Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений. Способы размножения растений и распространения семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

Весна в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники.

Времена года в произведениях литературы и искусства.

Прослеживать последовательность развития рыб и земноводных. Находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных.

Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии развития птиц, насекомых, земноводных и рыб.

Выделять существенные признаки растений. Устанавливать причины и следствия природных явлений. Объяснять значения слов: дикорастущее растение, культурное, лекарственное; светолюбивое растение, теневыносливое, влаголюбивое, засухоустойчивое; однолетнее растение и многолетнее.

Прослеживать (опытным путём) развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа). Выделять существенные признаки. Устанавливать причины и следствия природных явлений.

Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности строения (по иллюстрациям и гербариям).

Выявлять разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Отличать разные виды листьев. Моделировать невидимые природные процессы.

Описывать строение цветка, значение опыления. Ориентироваться в разнообразии цветков и плодов

Делать обобщающие выводы. Моделировать цикл цветкового растения. Характеризовать способы размножения растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени

(по рисунку-схеме).

Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки, плакаты.

Называть признаки весны с учетом местного природного окружения.

Раздел 7.

Изменение быта и культуры наших предков

 13 ч

соответственно  программе -  11 часов + 2 часа резервных

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей.Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

Рассказывать, чем занимались наши предки, как они осваивали природу. Описывать обычаи и традиции предков. Объяснять, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя.

Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников.

Описывать, как жили в старину на селе. Сообщать о старинном быте сельских жителей.

Характеризуют строение старинных поселений, их виды. Описывают значение исторического центра современного города, важность его сохранения.

Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников (по иллюстрациям или реальным предметам). Приобщиться к старинному ремеслу.

Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Пояснять их различия.

Осознавать понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Анализировать, сравнивать, обобщать. Сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края.

Описывать, как одевались наши предки в разные времена. Сравнивать одежду предков с современной.

Рассказывать, как в старину на Руси обучали счету, письму.

Наблюдать, делать

выводы, обобщать.

Выполнять самостоятельные задания. Участвовать в играх, театрализациях, конкурсах.

.  Содержание учебного предмета (Окружающий мир)

4 класс

2017 – 2018 учебный год

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

с

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Раздел 1.

Ориентирование в пространстве и во времени

(7 часов)

Путешествия — один из способов познания окружающего мира.

Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом. Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. Лента времени. Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам.

Знать: Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя.

Знать понятия «сутки», «месяц», «год», старинные способы счета времени

Уметь пользоваться часами. Понимать необходимость ценить время.

Знать единицы измерения времени

Знать понятие «ориентирование» различать ориентиры.

Уметь оценивать свои знания, наблюдательность;

– ценить свое время;

– отвечать на вопросы.

Уметь определять с помощью компаса стороны горизонта. Знать стороны горизонта.

ЛИЧНОСТНЫЕ

1. Знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны.

2.Осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу.

3.Ценит культурные и исторические памятники посёлка.

4. Уважает другие народы России.

5.Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия.

6.Уважает ценности семьи;

7.Бережно относится к родной природе.

8.Понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

10. Выполняет нормы и требования школьной жизни.

11.Выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.

12.Принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию.

13.Положительно относится к школе, понимает необходимость учения;

12.Положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

1.Принимает и сохраняет учебную задачу.

2.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

3. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3.Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

4. Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

5. Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем.

6. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи.

7.Вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

8.Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

9. Использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке.

10. Выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1.Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

2. Осуществляет

запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ.

3. Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач.

4. Строит сообщения в устной и письменной форме.

5.Ориентируется на разнообразие способов решения задач.

6. Владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

7.Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

8.Осуществляет синтез как составление целого из частей;

9.Проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

10.Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

11.Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

12.Обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

13.Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

14.Устанавливает аналогии.

15.Владеет рядом общих приёмов решения задач.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

1.Адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

2.Строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой).

3. Владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ.

4. Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

5. Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве.

6.Формулирует собственное мнение и позицию.

7.Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

8.Строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

9.Может задать вопросы на понимание позиции партнёров.

10.Контролирует действия партнёра

Раздел 2.

Способы изображения объектов окружающего мира

 (9 часов)

Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности. Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними. Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды и созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий. Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце - центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры. Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли. Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её соседи. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли.

Знать, чем различаются рисунок и план предмета, знать, что такое масштаб.

Знать понятие «масштаб».

 Уметь использовать масштаб при выполнении плана предметов.

Знать способы изображения местности, условные знаки плана местности. Уметь читать план местности и составлять его.

Знать, чем карта отличается от плана, что такое географическая карта, историческая карта. Уметь читать карту, показывать географические объекты, пользоваться условными знаками.

Знать как представляли Землю древние народы. Уметь пользоваться глобусом

Уметь работать с глобусом, по карте полушарий.

Уметь определять и называть материки, острова и океаны Земли, объяснять понятие 
«карта полушарий».

– работать со схемами, с глобусом;

 читать карту.

Знать, почему светят звезды. Уметь наблюдать за ночным небом.

Уметь работать с дополнительной литературой. Знать, что входит в Солнечную систему, как влияет Солнце на Землю.

Уметь выполнять задания по нахождению сходства и различий между звездами и планетами;

Объединять  космические объекты в группы: звезды, планеты, созвездия.

Раздел 3.

Природные богатства России

(8 часов)

        Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоемы родного края. Богатства недр родного края.

Знать крупнейшие географические объекты России. Уметь показать их на физической карте России.

Знать какие бывают горные породы.

Знать полезные ископаемые, способы их добычи.

Знать, где и как рационально используются полезные ископаемые.

Знать, из чего и как делают металлы.

Знать горючие ископаемые, их свойства, где и как их используют.

Знать способы рационального использования природных ископаемых. Уметь видеть экологические проблемы.

Уметь показать свои знания по изученной теме.

Раздел 4.

Природные зоны и природные сообщества

 (11 часов)

Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников с целью сохранения природных сообществ.

Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с природными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения.

Знать понятия «экосистема», «природная зона», «пояса освещенности Земли»

Уметь читать карту. Знать особенности Арктики.

Уметь читать карту. Знать особенности тундры.

Знать понятие «ярусы леса», какие леса растут в России, чем питаются лесные животные, что лес дает человеку. Уметь работать с гербарием, дополнительной литературой.

Уметь работать с гербарием, дополнительной литературой. Знать особенности природной зоны – степь.

Уметь работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой. Знать географическое положение зоны пустынь, ее особенности, растительный и животный мир.

Знать особенности природы гор, правила безопасного поведения в горах. Уметь показывать горные районы на карте.

Знать растения и животных пресных водоемов, правила экологически грамотного человека с целью сохранения природных богатств.

Уметь выявлять причинно-следственные связи и зависимости, ответственно относиться к сохранению природы

Знать о значении лугов для человека. Уметь рассуждать, объяснять возможное негативное воздействие человека на луг

Уметь узнавать природное сообщество, растение, по загадкам, описанию, называть место обитания растения.

Раздел 5.

Важнейшие события в истории Отечества

(21 час)

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский. Москва - центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков. Петр Великий — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург-новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра 1.Академия наук М.В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины. России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства. Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920-1930-е годы. Великая Отечественная война 1941—1945 г г. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая — День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин. Начало Новой России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств. Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный цент региона: название, отличительные-символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2—3 примера). Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним.

Знать об истории возникновения Древнерусского государства, образовании Киевской Руси

Уметь определять период развития России по иллюстрациям, работать с картой. Анализировать факты, рассуждать,  делать выводы.

Уметь работать с планами и картами. Знать причины распада Киевской Руси, установление монголо-татарского ига.

Знать значение Куликовской битвы и создания Московского государства.

Знать значение Куликовской битвы. Уметь работать с исторической картой.

Уметь работать с научным текстом и со схемами

Знать причины ослабления Московского государства, значение героизма народных масс и организаторов освободительных войн в борьбе с польскими и шведскими захватчиками.

Уметь работать с текстом, выделять главную мысль, делать выводы, обосновывать их.

Знать портреты, архитектурные памятники, выдающихся личностей Эпохи. Уметь проводить сравнительный анализ, выделять главную мысль.

Знать об истории Бородинского сражения, о героях Отечественной войны 1812 года. Уметь отвечать на вопросы, рассказывать по иллюстрациям. Знать об изменениях в России после победы над Наполеоном.

Иметь представление об этапах развития государства после Гражданской войны. Знать примеры трудового героизма российского народа.

Иметь представление об этапах развития государства после Гражданской войны.

Знать о Великой Отечественной войне. Уметь добывать информацию, пользуясь картой.

Знать причины отставания уровня жизни народов СССР в сравнении с другими развитыми странами мира.

Знать причины начала перестройки в стране. Уметь выделять главное в тексте, выявлять причины и следствия изменений в жизни общества.

Иметь целостное представление о трудовом и славном пути  нашей Родины.

Знать основные исторические события прошлого России. Уметь анализировать, делать выводы.

Раздел 6.

Материки, океаны, страны и народы Земли (12 часов)

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Международная Красная книга. Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ - ближайшие соседи России.

Знать чем важен Мировой океан, чем знамениты океаны. Уметь работать с географической картой.

Знать как взаимодействуют обитатели моря.

Знать географическое положение, растительный и животный мир материка, историю его открытия. Уметь работать с картой полушарий и глобусом.

Знать о материке Африка, растительном и животном мире Африки, истории ее открытия. Уметь работать с картой.

Знать географическое положение, природу Америки. Уметь работать с картой.

Знать географическое положение, природу Австралии. Уметь работать с картой.

Знать географическое положение Антарктиды. Уметь работать с картой.

Иметь представление о странах мира. Уметь работать с дополнительной литературой.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Уметь решать экологические ситуации, рассуждать, обосновывать свое мнение, выступать с сообщением.

Уметь выполнять задания, анализировать, делать выводы.

Уметь получать новую информацию, расширять кругозор.

5. Тематическое планирование

(Окружающий мир)

2016 - 2017 учебный год

3 класс

п/п

Тема раздела курса

(с указанием количества часов)

Количество часов,

отводимых

на усвоение каждой темы

Дата прохождения

План

Факт

Раздел 1.  Разнообразие изменений в окружающем мире

всего - 8 часов

1.

Земля – наш общий дом.

1

5.09

2.

Разнообразие изменений в природе и в жизни людей.

1

7.09

____

3.

Времена года. Тест по теме «Времена года».

1

12.09

4.

Старинный календарь.

1

14.09

_____

5.

Атмосферные явления и погода.

1

19.09

6.

Температура и её измерение.

1

21.09

_____

7.

Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой.

1

26.09

8.

Проект по теме «Необычные атмосферные явления».

1

28.09

______

Раздел 2.  

Осенние изменения в природе и жизни человека

всего - 4 часа

9/1

Экскурсия по теме « Наблюдение осенних изменений в неживой и живой природе» Инстр. ТБ

.

1

3.10

10/2

Осень в природе.

1

5.10

___

11/3

Осенние заботы человека.

1

10.10

12/4

Проверочная работа по теме «Осень в жизни наших предков».

1

12.10

----

Раздел 3.  

Тела и вещества, их свойства

всего - 14 часов

13/1

Тело и вещество. Три состояния вещества.

1

17.10

14/2

Строение вещества.

1

19.10

-----

15/3

Удивительные открытия.

1

24.10

16/4

Воздух и его состав.

1

26.10

------

17/5

2- я четв.

Свойства воздуха. Тест по теме «Свойства воздуха».

1

7.11

18/6

Как используют воздух.

1

9.11

----

19/7

Вода и её свойства. Тест по теме «Свойства воды».

1

14.11

20/8

Очистка воды.

1

16.11

---

21/9

Превращения воды.

1

21.11

22/10

Круговорот воды в природе.

1

23.11

-----

23/11

Почва, её состав и свойства.

1

28.11

24/12

Обитатели почвы.

1

30.11

-----

25/13

Почва – кормилица.

1

5.12

26/14

Проверочная работа по теме «Свойства веществ».

1

7.12

-----

Раздел 4.

 Зимние изменения в природе и в жизни человека

всего - 5 часов

27/1

Экскурсия по теме «Наблюдение зимних изменений в неживой и живой природе». Инстр. ТБ

1

12.12

28/2

Зима в природе.

2

14.12

---

29/3

Проверочная работа по теме «Зима в природе».

19.12

30/4

Зимние заботы человека.

1

21.12

---

31/5

Проект «Зима в жизни наших предков».

1

26.12

Раздел 5.  

Организм человека и его здоровье

всего - 14 часов  (12 часов + 2 часа резерв)

32/1

Проект по теме «Организм человека».

1

28.12

33/2

3-я четв.

Надёжная опора и защита.

1

16.01

34/3

Мышцы, их разнообразие и функции.

1

18.01

----

35/4

Органы дыхания. Тест по теме «Органы дыхания».

1

23.01

36/5

Кровеносная система.

1

25.01

-----

37/6

Кровь и её функции в организме. Тест по теме «Кровеносная система».

1

30.01

38/7

Органы пищеварения. Тест по теме «Органы пищеварения».

1

1.02

------

39/8

Органы очистки организма.

1

6.02

40/9

Нервная система и её роль в организме.

1

8.02

----

41/10

Органы чувств, их значение и гигиена. Тест «Органы чувств».

1

13.02

42/11

Проект «Как лечились наши предки и современные методы лечения»

.

1

15.02

----

43/12

Проверочная работа по теме «Организм человека».

1

20.02

44/13

Экскурсия по теме « Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе».

1

22.02

45/14

Проект «Как провожали зиму наши предки».

1

27.02

Раздел 6.  

Развитие животных и растений

Всего – 10 часов (9 часов + 1 час резервный)

46/1

Разнообразие животных. Развитие животных разных групп.

1

1.03

----

47/2

Стадии развития насекомых.

1

6.03

----

48/3

Разнообразие растений. Тест по теме «Растение – живой организм».

1

13.03

49/4

Развитие цветкового растения из семени.

1

15.03

-----

50/5

Корни и стебли растений.

1

20.03

51/6

Листья растений, их роль в жизни растения.

1

22.03

----

52/7

4-я четв.

Цветок, его роль в жизни растения.

1

3.04

53/8

Способы размножения растений

1

5.04

----

54/9

Проверочная работа по теме «Способы размножения растений»

1

10.04

55/10

Весна воды, тепла, цвета

1

12.04

-----

Раздел 7.

Изменение быта и культуры наших предков

всего – (12 ч + 1 час резерв)

56/1

Наука история, исторические источники.

1

17.04

57/2

Природа в жизни наших предков.

1

19.04

-----

58/3

Проект по теме «Образ жизни наших предков».

1

24.04

59/4

Жизнь на селе в старину.

1

26.04

----

60/5

Старинные города.

1

3.05

------

61/6

Проект по теме «Старинные ремёсла».

1

10.05

-----

62/7

Что делали мастера из древесины.

1

15.05

63/8

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАКОНТРОЛЬНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА

1

17.05

64/9

Торговое дело на Руси.

1

22.05

65/10

Проект «Одежда наших предков»

1

24.05

---

66/11

Как учились дети в старину.

1

25.05

67/12

Экскурсия в исторический центр города (села), в Краеведческий музей города. Инстр. ТБ

2

26.05

68/13

29.05

Тематическое планирование

(Окружающий мир)

4 класс

2017 - 2018 учебный год

п/п

Тема раздела курса

(с указанием количества часов)

Кол-во

часов

Дата прохождения

План

Факт

Раздел 1.

«Ориентирование в пространстве и во времени»  - (7 часов)

1

Путешествия – источник знаний

1

2.09

2

Природные явления и счёт времени. Устройства для счёта времени

1

6.09

3

Групповой проект по теме «Историческое   время. Лента времени»

1

9.09

4

Ориентирование на местности.  Стороны горизонта

1

13.09

5

Компас. Ориентирование по компасу

1

16.09

6

Практическая работа № 1 по теме «Определение сторон горизонта на местности»

 1

20.09

7

Проверочная работа № 1 по разделу «Ориентирование в пространстве и во времени» 

 1

23.09

Раздел 2.

«Способы изображения объектов окружающего мира»  -  (9 часов)

8/1

Способы изображения предметов  

1

27.09

9/2

Масштаб и его использование

1

30.09

10/3

План местности. Топографические знаки

1

4.10

11/4

Географические и исторические карты

 

1

7.10

12/5

Глобус – модель Земли

1

11.10

13/6

Практическая работа  № 2 по теме «Изображение местности в масштабе»

 .

1

14.10

14/7

Космическое пространство и его изображение. Способы изучения космических тел

 

1

18.10

15/8

Групповой проект по теме «Земля – планета Солнечной системы»

1

21.10

16/9

Проверочная работа № 2 по разделу «Способы изображения объектов окружающего мира» 

1

25.10

Раздел 3.

«Природные богатства России» -   (8 часов)

17/1

Практическая работа № 3 по теме «Россия на глобусе  и географической карте»

 

1

28.10

18/2

Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России

1

1.11

19/3

Горные породы и минералы, их образование

1

15.11

2 четв.

20/4

Полезные ископаемые, их разведка и добыча

1

18.11

21/5

Строительные материалы и металлические руды, их использование в народном  хозяйстве

1

22.11

22/6

Горючие полезные ископаемые, их использование

1

25.11

23/7

Групповой проект по теме «Альтернативные источники энергии!»

1

29.11

24/8

Проверочная работа № 3 по разделу «Природные богатства России»

1

2.12

Раздел 4.

«Природные зоны и природные сообщества» -  (11 ч)

.

25/1

Природные зоны России  

1

6.12

26/2

Суровая Арктика

 

1

9.12

27/3

Ранимая тундра

1

13.12

28/4

Практическая работа  № 4 по теме «Зона лесов»

1

16.12

29/5

Степные просторы

 

1

20.12

30/6

Жаркие пустыни

1

23.12

31/7

Групповой проект по теме «Природные зоны»

1

27.12

32/8

Природа гор

1

13.01

3 четв.

33/9

Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах. Болота, их значение для природы и человека  

1

17.01

34/10

Жизнь луга

1

20.01

35/11

Проверочная работа № 4 по разделу «Природные зоны и природные сообщества»

1

24.01

Раздел 5.

«Важнейшие события в истории Отечества» - (21 час)

36

Восточные славяне, их соседи

1

27.01

37

Образование Древнерусского государства

1

31.01

38

Групповой проект по теме «Крещение Руси»

1

3.02

39

Как распалась Древняя Русь

1

7.02

40

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке

1

10.02

41

Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва

1

14.02

42

Московское государство. Правление Ивана  III и Ивана Грозного

1

17.02

43

Проверочная работа № 5 по теме «Становление древней Руси»

1

21.02

44

Россия в XVII веке. Начало Правления  династии Романовых

1

24.02

45

Пётр Великий. Российская империя

1

28.2

46

Развитие Российской империи. Правление Екатерины II

1

3.03

47

Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России

1

7.03

48

Россия до 1917 года. Обобщающий урок

1

9.03

Сб.

49

Практическая работа № 5 по теме «Исторические события в России в начале XX века»

1

10.03

50

Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 гг.

1

14.03

51

Великая Отечественная война

1

17.03

52

Великая Отечественная война

1

21.03

53

Советский Союз в послевоенные годы

1

4.04

4 четв.

54

Начало  перестройки. Современная Россия

1

7.04

55

Групповой проект по теме «Яркие события из истории родного края»

1

11.04

56

Проверочная работа № 6  по разделу «Важнейшие события в истории Отечества»

1

14.04

Раздел 6.

«Материки, океаны, страны и народы Земли» -  (12 часов)

57/1

Океаны Земли. Жизнь в море

1

18.04

58/2

Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население. Крупнейший материк Земли  

 

1

21.04

59/3

Как открывали Африку?

1

25.04

60/4

Кто открывал Америку?

1

28.04

61/5

Кто исследовал Австралию?

1

5.05

62/6

Кем была открыта Антарктида?

1

12.05

63/7

Страны и народы мира

1

16.05

64/8

Страны и народы мира

1

19.05

65/9

Промежуточная аттестация: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру

1

23.05

66/10

Страны СНГ – ближайшие соседи России

1

26.05

67/11

Групповой проект по теме «Земля – планета жизни»

1

28.05

Ср.

68/12

Интерактивное путешествие по океанам и материкам Земли.

Задание на лето

 .

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...