Воспитание патриотизма в начальной школе на основе знаний о своей малой Родине
статья на тему

Уракова Альбина Александровна

Патриотическое воспитание к малой Родине

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уракова Альбина Александровна,

учитель начальных классов,

МБОШИ «Аскизский лицей-итернат» им. М.И.Чебодаева,

село Аскиз,  Республика Хакасия

Воспитание патриотизма в начальной школе на основе знаний о своей

малой Родине

        Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории

        Патриотическое воспитание к малой Родине - это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживает события жизни, говорит на родном языке. Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город или село – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление школьников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

        Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссии о том, надо ли воспитывать любовь к малой Родине. Патриотизм, по мнению некоторых людей, якобы должен войти в человека естественным путем. Но возникает вопрос: кто будет нас осыпать благами и сколько необходимо этих благ, для того чтобы человек начал любить свою малую Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, малую Родину кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее успехам, достижениям, победам? Судьба страны в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее создаем.

        Нам посчастливилось жить в Хакасии. Это республика с богатым историческим прошлым, сказочно богатой и прекрасной природой – обширными полями, высокими горами, быстрыми реками. Недаром о красоте и богатстве республики написано много стихов, картин.

        Но основным богатством нашей республики являются люди. В настоящее время в Хакасии насчитывается более 40 национальностей. Коренными жителями являются хакасы. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.

        О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь, написано много, поскольку обращение к его наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатства страны.

        В практике работы начальной школы МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева успешно ведется работа над патриотическим воспитанием школьника через национально-региональный компонент в преподавании и воспитании. Основные направления реализации этнокультурного содержания осуществляются через введение курсов (таких, как «Родной край Хакасия», хакасский язык и литература). В содержание учебных предметов федерального компонента, мы включаем этнокультурный компонент, его содержание равномерно распределяется в течении учебного года, он наполняет базовое содержание учебных предметов федерального компонента, конкретизирует, дополняет, иллюстрирует абстрактные общетеоретические понятия, явления, закономерности в объеме от 5 до 15% учебного времени.

        На примере урока математики можно использовать задачи такого вида:

1. Самая высокая точка Западных Саян – гора Карагош – 2км 930 м, а самая высокая точка Кузнецкого Алатау – Верхний Зуб – 2 км 178 м. На сколько метров Карагош выше Верхнего Зуба?

2. В 1868 г. поселению при Абаканском железоделательном заводе присваивают статус Абакано - Заводской деревни, а в 1921 г. деревня переименована в село Абаза. Сколько лет просуществовала Абакано – Заводская деревня?

3. Первый эшелон железорудного концентрата из Абаканского рудника был отправлен в 1957 г. Сколько лет не прекращает работу железный рудник в Абазе?

4. Масса тетерева 1 кг, а масса глухаря в 6 раз больше. Сколько весят тетерев и глухарь вместе?

5. Город Абаза расположен в 180 км от столицы Хакасии. Сколько времени потребуется на поездку от Абазы до Абакана, если ехать на легковой машине со скоростью 60 км/ч?

6. Самый крупный муравей в Хакасии – древоточец черный, достигает длины 15 мм. Самый маленький – фараонов – 3мм. Во сколько раз древоточец длиннее? На сколько фараонов муравей короче?

7. Длина музыкального инструмента чатхан 150 см, а ширина 25 см. Найти периметр этого музыкального инструмента.

8. На территории Хакасии отмечено 40 видов муравьёв и 140 видов дневных бабочек. На сколько видов муравьёв меньше, чем дневных бабочек отмечено в республике Хакасии?

9. На озере Белё отмечено 136 видов птиц, на озере Улух-коль на 10 видов меньше, чем на Белё, а на озере Иткуль на 40 видов больше, чем на Улух-коль. Сколько видов птиц отмечено на озере Иткуль?  и т.д.

        Таким образом, творчески работающий учитель изучая любую тему, предмет и даже на уроке физической культуры (используя хакасские игры) может преломить сквозь призму семьи, национальных традиций, любви к своей малой Родине, что повышает интерес к предмету, повышает качество обучения, а с другой стороны, воспитывает патриотизм на основе знаний о своей малой Родины.

        Качество личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то далеким для понимания сегодняшними учениками.

        Исходя из всего выше сказанного поставила перед собой цели:

  • Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
  • Создание в начальной школе предметно – развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Наша главная задача:

- дать представление об этнической культуре (национальная одежда, типы жилища, хакасская кухня, фольклор, праздники, обычаи) хакасов;

- освоить представление о культурном наследии, чтобы возродить утраченное и продолжить преемственность культур между поколениями.

- воспитывать осознание собственных действий, поступков у каждого ребёнка;

- развивать духовное начало в каждом ребенке;

-формировать потребность в воссоздании развития различных этапов хакасского народа.

        В заключении я хотела бы сказать: «Ценности вырастают на почве культуры, а культура всегда национальна, она творится народами, каждый из которых уникален».

Список литературы:

1. А.Н.Балгазина Моя Хакасия. – Абакан, 2001г.

2. Михеева Л.Н. Воспитание человека культуры.// Педагогическое образование и наука. -7.- 2009.

3. С.Н. Султреков «Родная Хакасия», Абакан, 1995

4. Ю. Г. Швецов, Ю. И. Кустов. Природа Хакасии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы патриоты своей малой Родины

Внеклассное мероприятие по истории родного края.р. п. Самойловки Самойловского района Саратовской области...

Я горжусь своей малой Родиной!

Цель классного часа: Воспитание чувство гордости за свою малую родину,С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врыв...

Внеклассное мероприятие «Что я знаю о своей малой родине – городе Сясьстрой» (Проектно-исследовательская деятельность учащихся 3Б класса)

У всех народов мира есть своё настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись, и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты».  Таким ...

Материалы участия в районном конкурсе "Знай и люби свою малую Родину - Киржач", посвященном 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг

Данная работа была представленна на районный конкурс "Знай и люби свою малую Рродину - Киржач", посвященный 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг Шалдаевой Алиной, учащейся 3 класса МКОУ Першинская СОШ. Р...

Воспитание патриотизма в начальной школе.

В данной статье описываются механизмы воспитания патриотизма в начальной школе....

Стихи юных поэтов о своей малой родине

Стихи напечатаны в детском журнале "Лучик" г.Москва...

Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине.

В настоящее время формирование основ толерантного поведения является одной из задач воспитательной работы. Мое убеждение состоит в том, что любое уважительное отношение к представителям другой национа...