факультативная работа
рабочая программа (4 класс) на тему

Ирина Петровна Евдокимова

факультатив

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-issledovatel_4_b.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»

                                                                                                    «Утверждаю»

Директор школы Т. Н. Зырянова

   «_____» ______________ 2017 г.

___________________________

Рабочая программа по  факультативному курсу

«Я - исследователь»

(начальное общее образование)

                                                                               2017 – 2018  учебный год

                                                                                             Разработчик:

                                                                                                                        Евдокимова Ирина Петровна,

                                                                                                                      учитель начальных классов,

                                                                                                                                   первая квалификационная категория

Обсуждена  и согласована  на МО

Протокол № ____ от «____»_________2017 г.

Принята на педсовете

Протокол  № _____ от  «___»________2017 г.

2. Пояснительная записка.

Программа разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего(от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);
  • основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
  • требований к результатам освоения ООП НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».
  • программы формирования универсальных учебных действий Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»
  • учебного плана начального общего образования;
  • плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • авторской  программы  «Я - исследователь», Савенков А.  И.  (сборник программ внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова: составитель Е. Н. Петрова. – 2012 год)
  • положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Основными задачами данного курса являются:

  • развитие познавательных потребностей младших школьников;
  • обучение младших школьников знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Место  курса в учебном плане и плане внеурочной деятельности

Факультативный курс «Я - исследователь» в 4 классе является составной частью учебного плана внеурочной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Общее количество часов в 4 классе – 34 часа. В 1-3 классах данный внеурочный курс является составной частью плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова» (общеинтеллектуальное направление).

План внеурочной деятельности вынесен за пределы учебного плана, но является неотъемлемой частью образовательной деятельности в условиях ФГОС НОО.

На изучение курса в плане внеурочной деятельности выделено по 1 часу в неделю во 2- 3 классах, в первом классе 0,5 часа. Общее количество часов в год – 34 (во 2 - 4 классах), в 1классе – 17 часов.

Класс

Количество часов

1 класс

17 часов

2 класс

34 часа

3 класс

34 часа

4 класс

34 часа

Учебно – методический комплект:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
  3. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  4. Интернет  - ресурсы

Изменения в авторскую программу не внесены во 2- 4  классах. В 1 классе в авторскую программу внесены изменения. Реализация курса в первом классе имеет пропедевтический характер. Все разделы авторской программы сохранены, но количество часов уменьшено. Содержание раздела сохранено, но будет представлено укрупнёнными блоками с акцентированием внимания на практическую деятельность.

3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности и факультативного курса

        Личностные качества:

  • знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;
  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • ценит культурные и исторические памятники посёлка;
  • уважает другие народы России;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения.

Регулятивные УУД:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использует коммуникативные речевые  средства для решения коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание используя средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения;
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Предметные результаты:

                      Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

4. Содержание факультативного  курса  

(Я - исследователь)

2017 - 2018 учебный год

Раздел

Содержание

раздела

Общее количество часов

В том числе

Форма организации деятельности

Виды  деятельности

Теория

Практика

1. Тренинг исследовательских способностей

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент). Практические задания – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы).

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе. Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Знакомство с понятием «Интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Практические занятия на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование, определение понятий.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления.

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практическое занятие по тренировке умения задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Занятие, на котором учащиеся могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.

10

4

6

  • детские исследовательские проекты социальной направленности;
  • дискуссия,
  • ролевой диалог;
  • свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии),
  • тренинги.
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение.

2.Самостоятельная исследовательская практика

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

Методика проведения коллективных  игр – исследований, разработка собственного сценария.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты и предварительную защиту собственных работ.

Подготовка детских работ к публичной защите. Индивидуальная работа с учащимися.

16

3

13

  • детские исследовательские проекты социальной направленности;
  • исследовательские рефераты познавательной направленности;
  • диспут,
  • дискуссия,
  • ролевой диалог;
  • свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение.

3.Мониторинг исследовательской деятельности

Слушание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

8

4

4

  • диспут,
  • дискуссия,
  • ролевой диалог;
  • свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение.
  1. Тематическое планирование факультативного курса  «Я - исследователь»

           2017 - 2018 учебный год

 п/п

Тема

Дата прохождения

План

(среда)

Факт

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей   (10 часов)

Первая четверть

1

Культура мышления

6.09

2

Методы исследования

13.09

3

Научная теория

20.09

4

Научное прогнозирование

27.09

5

Совершенствование техники наблюдения и  экспериментирования

4.10

6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

11.10

7

Ассоциация и аналогии

18.10

8

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

25.10

9

Умение выявлять проблемы

1.11

Вторая четверть

10

Как подготовиться  к защите

15.11

Раздел 2.  Самостоятельная исследовательская практика  (16 часов)

11

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

23.11

12

Индивидуальная работа по планированию самостоятельных исследований

29.11

13

Индивидуальная работа по планированию самостоятельных исследований

6.12

14

Индивидуальная работа по планированию самостоятельных исследований

13.12

15

Индивидуальная работа по планированию самостоятельных исследований

20.12

16

Индивидуальная работа по планированию самостоятельных исследований

27.12

Третья четверть

17

Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований

17.01

18

Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований

24.01

19

Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований

31.01

20

Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований

7.02

21

Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований

14.02

22

Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований

21.02

23

Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований

28.02

24

Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований

7.03

25

Семинар на тему «Исследовательская работа»

14.03

26

Семинар на тему «Творческий проект»

21.03

Раздел 3. Мониторинг -   (8 часов)

Четвёртая четверть

27

Участие в процедурах защит  исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей

4.04

28

Участие в процедурах защит  исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей

11.04

29

Участие в процедурах защит  исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей

18.04

30

Участие в процедурах защит  исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей

25.04

31

Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы

16.05

32

Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы

23.05

33

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

28.05

34

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»

Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии....

Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"

Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...

Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Выступление из опыта работы по факультативному занятию «Основы безопасности жизнедеятельности», с презентацией.

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих ж...

Мастер-класс «Лексико-орфографическая работа на факультативных занятиях в 4 классе»

В процессе знакомства учащихся с особенностями основных разделов школьного языкознания, функционированием слова в системе языка во время изучения на факультативных занятиях «Путь к слову» вводится инт...