Рабочая программа индивидуального обучения "Развитие речи" 3 класс.
рабочая программа (3 класс) на тему

Метелёва Ирина Геннадьевна

Программа составлена по учебнику Комарова, С.В. Устная речь. 3 класс для коррекционных образовательных учреждений 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ustnaya_rech_3_klass.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

     Согласована                                                                    Утверждена

     с методическим советом                                               Директор школы

     протокол                                                                         _________ С.М. Бочёнова

     от___________г. №____                                               Приказ от __________ г. №___

Рабочая программа индивидуального обучения

«Развитие речи» 3 класс

                                                                           Составитель: Метелёва Ирина Геннадьевна

                                              учитель начальных классов

                                                   Рассмотрена

                                                            на ШМО учителей

                                                             начальных классов.

                                                                                   Протокол от _________ г. №___

2016

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию речи  составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией  В. В. Воронковой, 2006 г.  

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных  документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Письмо МО  РФ от 14.11.88, №17-253-б «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
  • Письмо МО РФ от 03.04.2003, № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
  • Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Инструктивного письма Минобразования РФ от 26. 12. 2000 г. N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N 48";
  • Постановление Правительства РА от 15.05.2013 г. № 125 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому, а так же размера компенсации затрат на эти цели родителей (законных представителей)»;
  • Стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся (Базисный план общего образования учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости) Москва, 1999г. (авторский коллектив Воронкова В.В.);
  • Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Ыныргинская СОШ»  

Рабочая программа курса «Развитие речи» составлена на основе программы «Русский язык» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 0-4 классы» под ред. И.М. Багажноковой.- СПб.: Просвещение,  2007 . – 349 с.

Задачи раздела 

- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей

- Формировать выразительную сторону речи

- Учить строить устные связные высказывания;

- Воспитывать культуру речевого общения.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011  учебном году».

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Комарова, С.В. Устная речь. 3 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
  • Худенко, Е.Д. Практическое пособие по развитию речи / Е.Д. Худенко, Е.В. Останина. – М.: Руссико, 1994.- 56 с.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.  В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа по развитию речи составлена в соответствии с учебным планом  на 2016-2017 уч.год и  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) для 3 класса.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "Развитие речи" 3  класс

Общение и его значение в жизни

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?

Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?

Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д

Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.

Опора на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации:

  •  нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;
  •  говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
  •  когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
  •  если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;
  •  нужно не забывать употреблять «вежливые» слова: пожалуйста, извини, извините, спасибо.

Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки).

Аудирование

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов- паронимов, предложений, различных по количеству слов:

ма - мя, ло — лё, вя — въя; был — бил, пел — пил, кости — гости, тонет — стонет; Я видела в скворечнике скворца. Я видела в скворечнице скворца и скворушку. Игра «Маленький учитель», выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).

Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.

Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке — клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки); Вася удивляется (на картинке — мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.

Дикция и выразительность речи

Совершенствование речевого дыхания: посчитать до 10 на одном выдохе; потянуть звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.

Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию, например: От топота копыт пыль по полю летит (выбор силы голоса и ритма); Что ты, ёж, такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи!  (смена тона голоса, переход от интонации повествовании, к интонации вопроса и наоборот) и др.

Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.

Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.

Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывание ситуации типа: Снег идёт? — Да, снег идёт (Ура, снег идёт!).

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».

Примерная тематика речевых ситуаций:        «Это         моя школа», «Вместе после уроков», «Успехи и неудачи бываю1 у каждого»; «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Настя и Марфуша в гостях у Морозко»; «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения»; «Я пешеход», «Мой дом и моя семья», «На приёме у врача», «Я зритель»; «Привычки хорошие и не очень», «Хочешь со мной дружить?», «Вместе нам не скучно»; «В зоопарке у зверей», «Погода и мы», «Мы — друзья или враги природы?».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал: Коля подарил то, во что можно играть. Эта игрушка небольшая, быстрая, у неё есть пульт управления.

Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая Настя? — Добрая, вежливая, трудолюбивая. — А Марфа? — Жадная, грубая, ленивая.

А Морозко какой? — Справедливый. — Кто тебе больше всех понравился? — ...

Составление диалогов типа «вопрос — сообщение»: Что ты можешь приготовить? — Я могу сварить макароны, поджарить яичницу. — Как ты варишь макароны? — ...; Какие привычки ты считаешь хорошими? — Я думаю, что хорошо никогда не опаздывать, не надо врать, нехорошо обижать малышей. — Тебе когда-нибудь  приходилось опаздывать в школу? — Да, однажды по дороге сломался автобус, и я пришёл только ко второму уроку.

Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации, например по теме «Это моя шкота»: Вот моя школа (Здесь находится моя школа), В школе четыре этажа (пять этажей, два этажа школа двухэтажная). Около школы спортивная площадка (небольшой сад). На первом этаже мастерские. Мы учимся на втором этаже (Наш класс на втором этаже).

Замена часто повторяющегося слова школа другими словами (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4—5 предложений).

Культура общения

Выражение просьбы (Будьте добры, помогите мне, пожалуйста. Не могли бы вы мне помочь... Я прошу вас, дайте Мне сказку «Аленький цветочек» Аксакова), извинения (Простите меня, пожалуйста. Извините меня, пожалуйста ).

Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией: Здравствуй! Здравствуйте! До свидания! Всего хорошего! Будьте здоровы! Пока! Счастливо!

Речевое общение с малознакомыми людьми: Как вас зовут? Как тебя зовут? Как ваша фамилия? Как твоя фамилия? Извините, пожалуйста, вы не скажете, как пройти на остановку автобуса? Не могли бы вы объяснить мне дорогу до остановки? и т. д.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  1. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. Развитая мотивация  учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т
  3. Развитие мыслительной деятельности;
  4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  5. Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  6. Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала

Метапредметные:

а) регулятивные универсальные учебные действия

 определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

б) познавательные универсальные учебные действия:

находить ответы на вопросы ;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

умение высказывать  своё отношение к получаемой информации ;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме

в) коммуникативные универсальные учебные действия

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

Предметные результаты

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

  • передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи;
  • выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
  • сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;

2-й уровень

  • выполнять задания по словесной инструкции учите детей;
  • выражать свои просьбы, используя «вежливые» ело адекватно пользоваться правилами этикета при ветре и расставании с детьми и взрослыми;
  • сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
  • участвовать в беседе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Перечень разделов

Количество часов

1

Школьная жизнь

4

2

Мои друзья

4

3

Играем в сказку

12

4

Я за порогом дома

4

5

Я дома

2

6

Мир природы

4

7

Это я!

3

8

Резерв

1

Итого

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, темы урока

Кол-во
час

Тип урока

Информ. сопровождение

Дата

Школьная жизнь

2

1

«Снова в школу». Правила поведения на уроке.

1

Урок актуализ. зн.

с 7 - 9

2

«Снова в школу». Вспоминаем каникулы.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 10

Мои друзья

2

3

Мы собрались поиграть. Правила общения. Считалки.

1

Урок актуализ. зн.

с 13-15

4

Мы собрались поиграть. Игра дома, в коридоре, на улице.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 16-17

Школьная жизнь

2

5

РС «В библиотеке». Выражение просьбы. Диалог.            

1

Урок актуализ. зн.

с 19-21

6

РС «В библиотеке». Ролевая игра «Я читатель».

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 22-23

Играем в сказку

2

7

РС «Сказки про Машу». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного.  

1

Урок актуализ. зн.

с 25- 27

8

РС «Сказки про Машу». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с. 28-29

Я за порогом дома

2

9

РС «Отправляюсь в магазин». Отделы, название продуктов в магазине.  

1

Урок актуализ. зн.

с 31-33

10

РС «Отправляюсь в магазин». Вопросно-ответный диалог. Правила речевого общения.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 32-33

Я дома

2

11

РС «Я тебе позвоню». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.    

1

Урок актуализ. зн.

с 37-39

12

РС «Я тебе позвоню». Участие в вопросно-ответном диалоге.   Правила речевого общения.    

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 40-41

Я за порогом дома

2

13

РС «Я зритель». Речевое общение с малознакомыми людьми  

1

Урок актуализ. зн.

с 43-45

14

РС «Я зритель».  Правила речевого общения

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 46-47

Мир природы

2

15

РС «Погода и мы». Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.      

1

Урок актуализ. зн.

с 49-51

16

РС «Погода и мы». Составление предложений по теме ситуации.        

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с. 52-53

Играем в сказку

2

17

РС «Снегурочка». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного.    

1

Урок актуализ. зн.

с 55-57

18

РС «Снегурочка». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.  Замена часто повторяющего слова другими словами.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 57-59

Мои друзья

2

19

РС «В гости на день рождения». Определение темы ситуации. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.        

1

Урок актуализ. зн.

с 61-63

20

РС «В гости на день рождения». Вежливый тон в разговоре. Передача различных чувств тоном голоса

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 64-65

Мир природы

2

21

РС «Мы друзья или враги природы».  Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.      

1

Урок актуализ. зн.

с 67-69

22

РС «Мы друзья или враги природы». Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

 с 70-71

Играем в сказку

2

23

РС «Настя и Марфуша в гостях у Морозко». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного.    

1

Урок актуализ. зн.

м/ф

24

РС «Настя и Марфуша в гостях у Морозко». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.  Замена часто повторяющего слова другими словами.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

иллюстр

Это я!

3

25

РС «Привычки хорошие и не очень». Определение темы ситуации. Составление загадок.  

1

Урок актуализ. зн.

с 73-75

26

РС «Привычки хорошие и не очень».  Составление загадок с опорой на наглядный материал.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

76-77

27

РС «Привычки хорошие и не очень». Различение на рисунках  выражения чувств

1

Комбинированный урок

иллюстр

Играем в сказку

3

28

РС «Гуси-лебеди». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного

1

Урок актуализ. зн.

м/ф

29

РС «Гуси-лебеди». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.  Замена часто повторяющего слова другими словами.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

диафильм

30

РС «Гуси-лебеди». Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.        Замена часто повторяющего слова другими словами.

1

Комбинированный урок

иллюстр

Играем в сказку

3

31

РС «Волк и козлята». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного.  

1

Урок актуализ. зн.

м/ф

32

РС «Волк и козлята». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал Замена часто повторяющего слова другими словами.  

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

Презент

33

РС «Волк и козлята». Составление загадок с опорой на наглядный материал

1

Комбинированный урок

иллюстр

34

Резерв.

1

Дополнительная литература:

  1. Гаврикова, М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие - 2-е изд., доп.  / М.Ю. Гаврикова. – М.: Глобус, 2007. - 48 с.
  2. Каткова, Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию./ Е.Г. Каткова. – М.: Интелект – Центр, 2005. - 38 с.
  3. Николаекова, Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. / Е.И. Николаекова. – М.: «Первое сентября», 2002. – 24 с.
  4. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002. – 132 с.

МОУ «Ыныргинская СОШ» учитель начальных классов Метелева Ирина Геннадьевна        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа индивидуального обучения технология1 класс

рабочая программа индивидуального обучения технология1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 1 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа включает предметы:- Русский язык (2 часа)- Литературное чтение (1 час)-Математика  (2,5 часа)- Окружающий мир (1 час )-Технология (0.5 часа)-Изо, музыка (по 0,25 часа)- Физическ...

Рабочие программы индивидуального обучения 3 класс 8 вид

В работе предоставлены рабочие программы для обучающихся 3 класса 8 вида на дому....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 2 класс по программе "Школа России"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 2 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы индивидуального обучения 2 класс "Школа России"

Разработка рабочих программ индивидуального обучения 2 класс по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа индивидуального обучения на дому 3 класс по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 4 класс по программе "Школа России"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 4 класс по программе "Школа России"...