Игрушки военного детства
презентация к уроку (3 класс) на тему

Симонян Наталья Валентиновна

Познакомить учащихся начальной школы с игрушками военных лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ ВОЕННОГО ДЕТСТВА

(для учащихся 3-х классов)

Цель :
-узнать о военном детстве наших ветеранов войны,  своих прабабушек и прадедушек;
-выяснить, какими игрушками играли дети в военное время;
-выявить о роли игрушек военных лет

Задачи:
Способствовать систематизации и закреплении знаний детей о подвигах людей в годы войны, о тяжелом детстве детей войны. Способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Ход мероприятия

Библиотекарь. 

(слайд 2) Куклы Барби, Братц, Монстер Хай, Винкс, всевозможные роботы-трансформеры, конструкторы«Лего» — это ваши современные игрушки, ребята.

(слайд 3) А  еще у  вас есть различные гаджеты — компьютеры, смартфоны, айфоны, айпады, всевозможные телефоны и тому подобные развлечения.

А  какими игрушками играли наши прабабушки и  прадедушки? Была ли вообще возможность играть у  тех, чье детство совпало с  войной? О  том, в  какие игрушки играли дети того страшного времени, я вам сегодня расскажу.

(слайд 4)Великая Отечественная война затронула всех людей, в  том числе и  самых маленьких. В  это страшное и  грозное время, казалось бы, было не  до игрушек. И  все-таки они были…

(слайд 5)Во время войны игрушки стали для детей очень близкими друзьями. Они напоминали о мирном прошлом, о семье. В те годы людям было очень тяжело, каждый человек ощущал на  себе и  холод, и  голод. Взрослые в  тылу работали почти весь день. А  что же делали дети? Трудно представить, но  игрушек у  детей тогда попросту не  было. Иногда дети сами их делали. Игрушки делали из  всего, что

попадалось под руку. Кукол, например, шили сами из  белой ткани, голову набивали соломой или опилками, лицо раскрашивали химическими карандашами. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Платье шили из  цветных лоскутков. Такая кукла часто была самой любимой игрушкой. А  самый простой способ сделать куклу такой: брали поленце, рисовали на  нём лицо и  заворачивали в  разные тряпочки. Делали кукол и  из соломы. Были игрушки-самоделки, которые мастерили из  бумаги, фантиков, разных тряпиц. Детской посудки не  было, собирали разные черепки битой посуды и  играли ими.

Когда цвел укроп, девочки отламывали головки и  заплетали их в  косы. Также пеленали кочаны кукурузы, чтоб волосы были наружу и соревновались, у  чьей куколки будут длиннее косички.

Из  воспоминаний: «…маму с  детским домом из  г. Ленинграда эвакуировали в  Кировскую область в г.Нолинск. Там у детей игрушек не было — такое было время. Когда мама лежала в  больнице, а  было ей 6 лет, вместе с  ней лежала деревенская девочка Маня, и  у неё была тряпочная кукла с  нарисованным углём лицом и нарисованными туфлями, волосы из пакли, одёжка из домотканого полотна. Девочка приметила, что моей маме понравилась кукла, и  спросила, хочет ли мама куколку, мама сказала, что хочет, и  тогда произошёл обмен — 10  порций масла сливочного на  куколку, которая потом стала любимицей всего детского дома, пока её кто-то не  стащил…»

(слайд 6)Вот еще такие самодельные игрушки — зайчата из папье-маше, головоломка из  проволоки. Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушек выпиливали пистолеты и  автоматы из  досок. Из  старых тряпок мастерили мячи — скручивали их в  тугой комок и  перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти — собирали шерсть, поглаживая влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Но  в футбол тогда на  улице играли редко. Не  было настоящих мячей, часто и  не было сил, времени, а  в холодное время года и  подходящей одежды. Также мальчишки мастерили себе свистульки из  дерева, летом делали из  брусков и  дощечек самокаты. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на  солнышке.

(слайд 7)А  вот игр и  занятий на  улице в  то время было много. Зимой мальчишки катались на  таких санках с  ледяных горок. Ходили на  лыжах. Лыжи были иногда самодельные, иногда взрослые, «с  чужого плеча». Конечно, лыжных ботинок тогда не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не  очень удобно, но  зато ноги долго не  замерзали. Весной пускали кораблики в  многочисленных ручьях.

В городах девочки часто прыгали через скакалки. Дети в  то время практически не  играли дома. Для этого была улица. Были такие игры, которые не  требовали ничего, кроме желания и  детской компании. Играли в  догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в  прятки, в  казаки-разбойники, в  лапту, глухой телефон, «круг выжигало» (это что-то типа игры в  выбивалы). Играли и  в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А  мы просо сеяли».

Уже с  малых лет дети помогали родителям по  дому, приглядывали за  младшими братьями и  сестрами, а  более старшие ребята трудились на фабриках и заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых. Играть было особо некогда.

Иногда игрушки становились для людей спасением в  самые тяжёлые времена. Из  воспоминаний: «Мама потеряла месячные хлебные карточки, мы буквально погибали. И  мне пришла в  голову спасительная идея попробовать обменять на что-нибудь мои две куклы — большую и  маленькую. Отправились с  ними на  базар. Подошёл старый узбек: «Сколько стоит?» Мы сказали, что нам надо прожить месяц, у  нас нет карточек. Старый узбек дал нам пуд риса, и  мы не  умерли с  голода. Мама поклялась: «Я  куплю тебе этих кукол, как только мы вернёмся домой». Когда мы вернулись в  Ростов, она не  сумела их мне купить,

мы снова нуждались. Она купила их мне в  день окончания института. Две куклы — большую и маленькую…»

Многие игрушки прошли вместе со  своими хозяевами через всю войну, сколько переезжали из  города в  город во  время эвакуаций, сколько лежали рядом на  больничных койках, сколько разделяли радости и  горе в  те годы.

Из воспоминаний: «Мама моя родом из Новгородской губернии, родилась в декабре 1938 г. Во время эвакуации в 1941 г. в  вагоне на  нее, играющую с  тряпичной куклой около печки, вылилась кипящая кастрюля с  водой. Если бы не  кукла, которая приняла главный удар на себя... Ожег был сильнейший, но  мама помнит только перевязки и  острую непрекращающуюся боль по  всему телу. Ее потом, уже в  Ярославле, долго лечили, а  куклу, наверное, выбросили».

Но  всё же некоторые игрушки делали на  фабриках! Несколько мишек изготовила Тульская артель, которая шила обмундирование для фронта, во время обороны Тулы. Мишки сделаны из той же ткани, из  которой шили форму для солдат. Но  таких игрушек было очень мало, и  достать их было очень тяжело.

Нелепо рухнула стена

У  каменного дома.

На  улице была война,

Хаос огня и  грома.

А  мишка плюшевый в  углу

Заплакал виновато:

Валялась лапа на  полу

И  растекалась вата.

А  мишка плюшевый стонал,

Все стало незнакомо,

Когда обрушилась стена

У  каменного дома...

А  сколько малышей по  сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек и подружек-кукол Машенек в бомбоубежище и обнимали их во  время налётов. Обнимали так, как самое дорогое и  живое существо на  свете.

Сейчас я  расскажу вам об игрушках блокадного Ленинграда. В  1941 году в  окруженном фашистами городе оказалось 400 тысяч детей. Выживать в  нечеловеческих условиях — постоянные бомбежки, голод, лютые морозы — детям помогли… игрушки.

Куклы Ира и  Юра, два пупса с  серьезными лицами и  очень печальными глазами, были для своей восьмилетней хозяйки не  просто игрушками, а  помощниками в  очень серьезном  для маленькой

девочки занятии. Майя Рудницкая должна была большую часть времени проводить в  бомбоубежище и  всегда иметь с  собой полный комплект обязательных вещей. С  собой она брала двух любимых кукол

и  там шила для них разные одежки. Подражая взрослым, маленькая Майя снабдила своих «дочек» рюкзачками со  всем необходимым: там были носовые платки, праздничный наряд, смена белья, тапочки. Девочка пережила блокаду, а после войны стала модельером.

А этот мишка помог двухлетней девочке вылечиться от  страшной болезни — туберкулеза. Одна девочка в  блокаду сильно заболела, лекарств тогда не  было, родители работали. Однажды мама принесла игрушечного медвежонка и  положила в  кровать к  ослабевшей дочке. Малышка поверила, что он живой, стала играть с  ним, говорить, подружилась и  неожиданно пошла на  поправку. Произошло чудо — девочка выздоровела. Сегодня мишка выглядит потрепанным, но довольным, ведь он знает, насколько велика сила настоящей дружбы.

Маленькая кукла Снегурочка —героиня. Она спасла не  одну жизнь. Ее хозяйке Лидии Ямпольской с самого детства запрещали играть с хрупкой игрушкой. Она принадлежала еще ее бабушке, затем перешла к  маме и  стояла за  стеклом в большом серванте. В один из блокадных дней, когда вся семья находилась дома, в  соседнее здание по 5-й линии Васильевского острова попала бомба. Взрывная волна была такой силы, что в  комнате выбило стекла, осколки должны были полететь в  сторону находившихся в  комнате людей и  маленькой девочки, которая сидела в  своей кроватке. Но  вдруг застекленная дверца серванта распахнулась и приняла на себя этот мощный удар. Все остались живы, а небольшая хрупкая кукла стала для одной ленинградской семьи настоящим талисманом.

Этот набор перчаточных кукол был собран десятилетними девчонками и мальчишками из своих домашних игрушек. Можно заметить, что игрушки разные: часть изготовлена на  фабрике, а  некоторые сделаны вручную. Ребята ходили по  госпиталям и  с помощью кукол разыгрывали небольшие спектакли для других детей, которые болели и  лежали в  больницах совсем одни.

Перед вами еще несколько игрушек детей блокадного Ленинграда.

Но  война войной, а  про всеми любимые праздники всё же не  забывали. Новый год даже в  самое тяжёлое военное время оставался самым любимым праздником всех детей и взрослых! Люди

праздновали Новый год и верили в победу. Многие ёлочные игрушки делали из  всего, что попадалось

под руку. На заводах во время Великой Отечественной войны тоже делали елочные игрушки! Из остатков проволоки и фольги делали яблочки и снежинки. Ламповый завод выдувал шарики. А  на заводе

«Москабель» крутили проволочные украшения. В  дело шли отходы производства, но  из них получались очень красивые игрушки.

У  Иришки Барби с  магазина,

Ну, а  мне не  нравится она.

Куклами забита вся витрина,

А  Алёна у  меня одна.

Думаете, кукла не  живая?

Многое расскажет вам она.

Видите прожжённое колено?

Это в  41-м, у  села,

Искорка попала от  полена,

Немцы дом спалили нам дотла.

Тут, под платьем, дырочка осталась.

Бабушка не  шила, берегла.

Ей она расстрел напоминала

Ранним утром, на  краю села.

Ведь она тогда одна осталась,

Партизаны бабушку спасли.

Только куколке Алёнушке досталось

От  мучителей родной земли.

Кукла эта тоже воевала,

Донесения в  себе несла.

Мне про это мама рассказала,

Этого я видеть не  могла

.

Это довоенные елочные игрушки. Если такие игрушки у  кого-то дома сохранились, вешали их на елку. Видите, здесь и лыжник, и парашютист, регулировщица, барабанщица.

Еще довоенные игрушки…

А  это елка, которую устроили для детей блокадного Ленинграда в  одной из  больниц.

Жила в  городе Смоленске девочка Ада Занегина. Когда началась война, папа ушел на  фронт танкистом, Ада с  мамой эвакуировалась с  город Омск. Однажды девочка написала письмо в  газету «Омская правда». Она тогда уже читала по слогам… И писала, слюнявя карандаш: «Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А  теперь отдаю их на  танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы

они тоже свои деньги отдали на  танк. И  назовём его “Малютка”. Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы по-

едем домой». Примеру Ады последовали другие дошкольники Омска. О  том, что танк все-таки построили,

Адель Александровна узнала только через 30 лет после войны. И  назвали его, как она завещала, «Малюткой». Танк Т-60 сражался на Курской дуге, дошёл до Сталинграда.

Современные дети избалованы огромным количеством игрушек, дети военного времени жили совсем по-другому. Каждая игрушка была очень важная и  дорогая, и  каждую сделанную своими руками игрушку очень любили и  берегли как самую дорогую. Их  детство опалила война, но  они выжили и  выстояли.

А  помогали им помнить, что они дети,  — игрушки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный классный час "Игрушка моего детства" 3 класс

Данный классный час проводился в рамках районных классных часов по теме "Истоки нравственности"...

Презентация "Игрушки военных лет"

Презентация посвященная 75 -тию Великой Победы!...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛАЙМ – ИГРУШКА МОЕГО ДЕТСТВА»

Цель проекта: изготовление слайма в домашних условиях и изучение его свойств....

Внеклассное чтение. Военное детство в повести "Крутые горы" А.А.Лиханова

Расширить знания учащихся о жизни их  сверстников в годы Великой Отечественной войне через книги современного писателя А.А.Лиханова...

Классный час "Игрушки военных лет"

Классный час, посвященный празднованию 9 Мая....

Конспект занятия Тема: Игрушка военных лет

Тема: Игрушки военных лет.Цель: расширять знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить значение игрушки в годы войны. Изготовление игрушек из разных материалов.Задачи...

Классный час, посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне «Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…

Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В     преддверии     77-летия...