Конспект занятия Тема: Игрушка военных лет
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс)

Тема: Игрушки военных лет.

Цель: расширять знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить значение игрушки в годы войны. Изготовление игрушек из разных материалов.

Задачи:

Обучающие:

1. Стимулировать развитие нравственных чувств сопереживания, благодарности, гордости и уважения к прошлому своего Отечества;

 

2.Формировать умение планировать этапы работы;

3.Совершенствовать практические умения в изготовлении игрушек из разных материалов.

Развивающие:

1.Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность через изготовление игрушек;

2.Развивать мелкую моторику рук;

3.Развивать умение анализировать результат своей деятельности;

4.Совершенствовать навыки работы с ножницами;

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к традициям нашего народа, чувство патриотизма;

2.Воспитывать интерес к творческим занятиям

3.Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи, при выполнении работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igrushka_voennyh_let.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социальной защиты Саратовской области

ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи

семье и детям «Семья»

Конспект занятия

Тема: Игрушка военных лет

Подготовила

 Токарева Лариса Владимировна

педагог дополнительного образования

2022 г.

Тема: Игрушки военных лет.

Цель: расширять знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить значение игрушки в годы войны. Изготовление игрушек из разных материалов.

Задачи:

Обучающие:

1. Стимулировать развитие нравственных чувств сопереживания, благодарности, гордости и уважения к прошлому своего Отечества;

2.Формировать умение планировать этапы работы;

3.Совершенствовать практические умения в изготовлении игрушек из разных материалов.

Развивающие:

1.Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность через изготовление игрушек;

2.Развивать мелкую моторику рук;

3.Развивать умение анализировать результат своей деятельности;

4.Совершенствовать навыки работы с ножницами;

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к традициям нашего народа, чувство патриотизма;

2.Воспитывать интерес к творческим занятиям

3.Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи, при выполнении работы.

 

Форма занятия: групповая

Тип занятия: комбинированный.

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы, анализ выполненной работы.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные (беседа, рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация схем, моделей), практические.

Педагогические технологии и приемы:

здоровьесберегающие, обьяснительно-иллюстративные, личностно – ориентированные, информационно- коммуникативные.

Принципы: последовательность, доступность, наглядность, индивидуальный подход, развивающий характер обучения.

Материалы: заготовки из дерева, лоскуты ткани, нитки, глина.

Инструменты: ножницы, стеки.

Наглядные пособия: проекционный материал (слайды, фотографии) образцы игрушек. Средства: ПК, USB – флеш - накопитель.

План занятия:

1.Организационный момент (1 минута)

2.Актуализация знаний (5минут)

3.Основная часть. Беседа с воспитанниками об этапах работы, особенностях технического выполнения изделия. (10минут)

4.Физминутка (2 минуты)

5.Практическая работа (25 минут)

6.Рефлексия (2 минуты)

Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, мы рады видеть вас и ваши улыбки. Надеемся, что наше необычное занятие принесет вам не только радость от общения друг с другом, но и новые знания и умения. (Дети надевают фартуки).

- Присаживайтесь, пожалуйста. Давайте проверим готовность к занятию. У нас должны быть лоскутки ткани, ножницы, стеки, нитки, деревянные заготовки, глина и хорошее настроение. У всех все есть?

Мотивация, актуализация постановка цели занятия.

Видео песня «День Победы»

Педагог: - Отгремели салюты во всех городах, посвященные 77 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Ребята, вы наверно догадались, что тема нашего занятия, посвящена великому празднику Дню Победы. 9 мая -особенный праздник, день памяти и чествования всех, кто жертвовал собой во благо страны, ради мирного неба над головой.

-Тема нашего занятия «Игрушки военных лет».  Сегодня на занятии мы узнаем были ли игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны и попробуем сделать   игрушки из разных материалов.

Основная часть. Презентация. Демонстрация обучающих слайдов по теме.

Слайд 1. Игрушки военных лет

Слайд 2.

"Над проселочной дорогой      

 Пролетали самолеты...
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях

Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь – и взмыли  

Вражьи летчики за тучи..." 

Слайд 3. Летний день 22 июня 1941 года… Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках.

Слайд 4. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют таких людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Слайд 5. Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек. Дети берегли довоенные игрушки. Во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

Слайд 6. Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала его в разные тряпочки.

Слайд 7. Когда цвёл укроп отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу.

Слайд 8. Играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы: осликов, козликов, коровок.

Слайд 9. Девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка.

Слайд 10. Самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или углём. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла. Наряжали куклу в платья, сшитые из цветных лоскутков.

Слайд 11. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок.

Слайд 12. Из старых тряпок мастерили мячи, скручивали их в тугой комок и перевязывали их верёвками.

Слайд 13. Ещё мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок

Слайд 14. Мальчишки мастерили себе свистульки из дерева и тонких сучков ивы. В то время по деревням ездили сборщики старой одежды и макулатуры. В обмен на сданные вещи «тряпичники» давали глиняные свистульки.

Слайд 15. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, берегли их, хранили, тщательно мыли.

Слайд 16. Но чаще просто играли на улице – летом за раками ходили, делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом или в городки, зимой на санках катались.

Слайд 17. Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускали их в ограниченном количестве. Это куклы с фарфоровой головой, целлулоидные пупсы, парусиновые мишки.

Слайд 18. Во время Великой Отечественной войны всегда наряжали ёлку. Она была символом мирной спокойной жизни. Наряжали ёлки по - простому, ёлочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и яблочки из ваты. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Слайд 19. Игрушки, пережившие войну, можно увидеть в музее игрушек в городах Мышкин, Тула и  Санкт- Питербург.

Слайд 20. Я помню я горжусь

Педагог: - Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.

-Для детей войны игрушка была символом мирной жизни.

-Мы тоже попробуем сегодня сделать несколько игрушек своими руками.

-Прежде чем вы приступите к выполнению работы, необходимо спроектировать свою работу. (Вместе с педагогом дети подходят к выставке предметов и игрушек военной эпохи).

Анализ образцов:

1 образец.

Педагог: из какого материала сделан самолет?

Сколько деталей используются для фюзеляжа самолета и сколько для крыльев?

-Чем соединены детали самолета?

2 образец.

Педагог: из какого материала сделан мячик?

-Для чего используются нитки?

3 образец.

Педагог: Какие материалы необходимы, чтобы сделать куклу?

 Чем можно нарисовать лицо куклы.

Этапы работы над изготовлением игрушек:

Самолет: 1. Соединить три палочки по центру с помощью ниток, сдвигая каждую палочку на 0,5 см.;

2.Закрепить детали крыльев с помощью ниток, наматывая их крестом;

3. Закрепить деталь хвоста самолета с помощью ниток.

Мяч: 1. Сформировать из лоскутов ткани форму шара;

2. Закрепить, получившуюся форму шара из ткани, веревкой или крепкой ниткой.

Кукла: 1. Закрепить на верхней части деревянной заготовки прядь шерсти с помощью ниток (волосы куклы);

2. Нижнюю часть заготовки обернуть светлым лоскутом ткани, закрепить с помощью ниток;

3. Завязать платочек кукле;

4. Обернуть куклу цветным лоскутом ткани;

5. Нарисовать личико.

Свистулька - птичка:

1. Сформировать кусок глины в виде шара, затем придать ему форму сферы или гриба методом прищипывания;

2. Завернуть вокруг пальца форму гриба и соединить шов, сохраняя полую форму внутри птички;

3. Закрыть один конец формы, сформировав его в виде маленького цилиндра (хвостик птички);

4. Другой конец формы сформировать в виде конуса и придать ему форму головы и клюва птички;

5. Проколоть с помощью палочки с плоским концом отверстие в хвосте птицы, наметить место рассекателя воздуха, очистить его от кусочков глины,

6. Не убирая палочку, сформировать колодец тремя движениям вниз с помощью стека и оформить язычок свистка;

7. Пригладить все неровности.

- Перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним правила безопасной работы.

Правила работы с ножницами:

Дети: Ножницы передавать кольцами вперёд, не подносить к глазам, не размахивать.

Резать над столом средней частью ножниц.

Экономно расходовать материалы.

Содержать в чистоте и порядке рабочее место.

Практическая работа. Самостоятельная работа детей по образцу. Изготовление игрушек из деревянных заготовок и ткани.

Физминутка (проводится после 10 мин. практической работы)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

После физминутки продолжение практической работы: лепка свистульки из глины вместе с педагогом.

Рефлексия.

Педагог отмечает лучшие работы.

Указывает пути исправления ошибок.

Педагог: Прошу вас продолжить фразу:

Я научилась... научился; мне было трудно...; теперь я могу...; меня удивило...  было интересно...

 Итог.

Педагог: Наш долг заключается в хранении светлой памяти о тех, кто отстоял свободу и независимость Отечества. Их подвиг навсегда останется в наших сердцах.

Педагог: Я желаю всем мирного неба над головой!

– Мне приятного было сегодня с вами пообщаться, надеюсь на дальнейшее творческое сотрудничество. Желаю вам удачи!

Информационные источники и литература.

1. «Великая Отечественная война» 1941-1945.Энциклопедия школьников.

/М., Олма-Пресс, 2005/.

2. Основы художественного ремесла. В.А. Барадулина, М., «Просвещение», 2007.

 Используемые ресурсы

1.tula.rfn.ru/rnews. html?id=2339&cid=7

2.gazeta2x2.ru/?p=6173

3.christmas-collection.narod.ru/prr-history-old-toy3.html

4.www.ny-toys.ru/catalogue/trees decoration

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Мягкая игрушка и изонить"

                                                      ...

Конспект занятия «Опасные игрушки»

Конспект занятия «Опасные игрушки»...

Конспект занятия «Ёлочная игрушка»

Занятие  по созданию ёлочной игрушки с детьми первого года обучения....

Конспект занятия "Новогодняя игрушка"

Конспект занятия с детьми 7-8 лет по выполнению новогодней ёлочки из ткани на закрепление изученных соединительных швов и вышивки бисером по ткани....

Конспект занятия Абашевская игрушка.

История возникновения игрушечного промысла "Абашевская игрушка", династия абашевских мастеров, практичксакя работа  лепка из глины Оленя....

Конспект занятия: «Глиняные игрушки»

Знакомство с особенностями росписи дымковской игрушки. Роспись дымковской дамы...

Конспект занятия "Изготовление игрушки-сувенира"

использование новых методик в работе с детьми для повышения интереса у детей к данному направлению....