Из опыта использования проектного метода на уроках в начальной школе .
опыты и эксперименты на тему

В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы ученику поможет ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iz_opyta_proekta.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Хомутовская средняя школа   имени   Героя Советского Союза Домникова В.М.

«Из опыта использования проектного метода на уроках

 в начальной школе»

подготовил: учитель

начальных классов Козлова Н.М.

Из опыта использования проектного метода на уроках   в начальной школе .

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы ученику поможет ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна.

Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Ведь умеющий проектировать ученик, больше получает информации, лучше усваивает прочитанное или услышанное, глубже вникает в суть происходящего через призму личностного восприятия, а значит – научится действовать не по шаблону.

Для успешной организации работы над проектами  я изучила темы проектов, которые предлагались обучающимся в 1 классе. Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Да и Стандартом, определено, через знаково – символическую систему, что работа над проектом строится совместно со взрослыми. Поэтому свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы  проектов предлагаемые обучающимся в учебном году по предметам. Первоначальные требования работы над проектом в 1 классе были определены мною как: выполнение работы на листе А-4, с подборкой нескольких фотографий и описанием в 4-5 предложений. На уроках совместно с детьми определялись темы для проектов, наглядный материал в виде фотографий, которые они могут поместить в проект, объем работы который выполнит ребенок, а что помогут ему сделать   родители.

 Я как учитель понимала, что передо мной стоит задача постепенного обучения детей умению создавать проект, представления образца. Реализация  проектного метода на кружке имеет    и взаимосвязь с  курсом «Окружающий мир». В создании проектов большую помощь оказывают родители, которые реализуют идеи  детей, запросы предмета и кружка.  Во 2 классе  дети увлеклись созданием проектов, они сами определяют объем и тему информации, количество фотоматериалов, форму создания проекта. В 2014 – 2015 учебном году мы решили создать проект «История войны глазами детей» посвящённый к 70-летию ВОВ, где дети защищали свои проекты, подготовили выставку под руководством учителя и  посетили школьный музей, где Шалимова Е.М. провела интересную и увлекательную экскурсию. Проекты обучающихся в 2016-2017 учебном году содержат больший объем  информации  и фотоматериалов. Для защиты проектов  обучающиеся готовят презентации.  Считаю, что такая постепенная работа позволит обучающимся подготовиться к работе над исследовательскими  работами, что подготовит их к работе по ФГОС основной школы.

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее  над проектом  не может считаться завершенной. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (обучающиеся, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное   сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Поэтому меня как учителя волновал вопрос защиты проектных работ. Мне хотелось, чтобы обучающиеся сами могли рассказать о выполненной работе. Я понимала, что в 1 классе это сделать было сложно. Поэтому готовила обучающихся к защите  через представление по вопросам  учителя,   совместно с учеником определяли   собственный вклад ребенка в проект, предлагала высказать собственное мнения о созданном проекте. Привлекала детей к постановке  интересующих  вопросов  по теме проекта. Все это подготовило ребят к дальнейшей работе. Во втором классе я решила разработать памятку  по защите проектов в форме «незаконченных предложений».

Памятка для защиты проектов:

Я подготовил проект на тему....

2.  В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….

3. В ходе проекта я решил проблему...

4.Для своего проекта отобрал материал.....

5. Использовал такую литературу....

6. Продукт моего проекта....

7. Я хочу рассказать о.....

8.На рисунке (фото) изображено.....

9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому  что....

10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....

11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)

12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....

В 2014-2015 учебном году для защиты своих проектов обучающиеся использовали вопросы которые подчеркнуты. В 2015-2016 учебном году   обучающиеся будут использовать все вопросы памятки.

Все проекты выполненные обучающимися  вкладываются в портфолио. В 2014-2015 учебном году на празднике «Прощание со 2 классом», ребята выбрали наиболее интересные для них проекты и представили родителям, т.к ребятам хотелось представить результат своей работы. А я их поддержала. Главную задачу которую поставила для себя я,   это было  привлечение обучающихся     к публичному выступлению и  показать родителям образец  защиты проекта, чтобы они могли дома помочь ребенку подготовиться к защите используя памятку.  В следующем учебном году  по окончанию выполнения  проекта планирую   использовать  различные формы публичных выступлений обучающихся: презентации, праздники, публичный отчет перед родителями, младшими товарищами, участие в выставках.

За все проекты, выполненные обучающимися в течение года выставляю только положительной оценки, т.к.  в проекте достоин любой уровень  результатов.

Занятия   в кружке «Компьюша», способствовала развитию компьютерной грамотности, что немало важно при создании проектов. Итогом работы кружка в 2016 - 2017 учебном году был  проект создания видеофильма о нашей школьной жизни в 4  классе, который был представлен родителям  на празднике. Для этого ребята приносили фотографии из домашних архивов, отбирали фото  которые они хотели представить зрителям, советовали какие фото нужно сделать еще. Анализируя свою работу по организации  проектной деятельности, понимаю что обучающиеся  могут решать практические задачи, ищут под конкретную задачу свои средства. А успешность реализации проекта является его продукт,  который вы  можете посмотреть на выставке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов на уроках в начальной школе

Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке и образовательной практике. Задача педагога заключается в том, чтобы не только доступно всё рассказ...

Применение проектного метода на уроках в начальной школе

Одной из приоритетных современной школы является создание необходимых и полных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активных позиций, субъективности учащегося в учебном проце...

Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)

Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....

Методическая разработка «Использование проектного метода на уроках технологии в начальных классах»

Данная методическая разработка содержит методическое обоснование использования проектного метода на уроках технологии в начальных классах....

Использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы)

Проектная деятельность - неотъемлемая часть реализации ФГОС нового поколения...

Использование проектных методов на уроках в начальной школе

Использование проектных методов на уроках в начальной школе...

«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».

В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....