Диагностика темперамента младшего школьника
классный час на тему

Скрипниченко Алена Юрьевна
План занятия:
  1. Приветствие учащихся.
  2. Игра с уч-ся «Тише едешь -дальше будешь»
  3. Игра с уч-ся « Руки».
  4. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
  5. Интерпретация полученных результатов.
  6. Подведение итогов занятия.
  7. Организация уч-ся на выход.

Предложены рекомендации и образец интерпритации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stenariy_temperament.docx26.86 КБ
Файл rekomendatsii.docx27.48 КБ
Файл interpretatsiya.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий по внеклассному занятию.

1.Дата проведения занятия:

2.Тема занятия: Диагностика темперамента ребенка.

3.Цель занятия: создать условия для выявления темперамента каждого ребенка в классе.  

Оборудования занятия:  листы А4 с заданием.

Литература: 5psy.ruОбразованиеДиагностика младших школьников; en.coolreferat.com.

План занятия:

  1. Приветствие учащихся.
  2. Игра с уч-ся «Тише едешь -дальше будешь»
  3. Игра с уч-ся « Руки».
  4. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
  5. Интерпретация полученных результатов.
  6. Подведение итогов занятия.
  7. Организация уч-ся на выход.

Сценарий занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность детей

УУД  (учебно-универсальные действия)

Вступительная часть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут …………., и сегодня внеклассное занятие буду вести у вас я.

 

- Ребята, скажите вы любите играть?

Тогда мы с вами немного поиграем!

«ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ»

ПРАВИЛА ИГРЫ :

Один из играющих становится лицом к стене, а остальные - в 10 - 15 шагах за ним. Водящий произносит: "Тише едешь - дальше будешь!", затем быстро поворачивается и осматривает играющих. В то время как водящий произносит свою фразу, играющие могут продвинуться вперед, кто на сколько сможет; но к тому моменту, как он повернется, все должны стоять не шелохнувшись. Если кто-нибудь пошевелится хоть чуть-чуть или улыбнется, ведущий объявит его проигравшим. Победителем становится игрок, которому удастся подобраться вплотную к водящему и коснуться его рукой, когда он отвернется.

«РУКИ!»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Играющие встают в круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись около кого-нибудь, говорит: "Руки!" Играющий, к которому обращены слова, не должен реагировать, но стоящий справа должен поднять правую руку, а стоящий слева - левую руку. Если кто-нибудь ошибется, то выбывает из игры. Выигрывают три последних оставшихся игрока.

А) Приветствует учащихся.

Б) Проводит игры с уч-ся.

Объясняет правила каждой игры.

Здравствуйте!

Внимательно слушают правила игр.

Играют в игры.

ЛД

РД

ПД

Основная часть.

Инструкция

 Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. Содержание отдельных вопросов не анализируется, важен только итоговый результат. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа – наиболее интересна ваша первая реакция. На вопрос можно ответить "да" или "нет". Выбранный вами ответ на каждый вопрос следует отметить в бланке для ответов. Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!

Текст опросника (вариант А).

 1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

 2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, одобрить или посочувствовать?

 3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

 4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

 5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

 6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это невыгодно?

 7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

 8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не затрачиваете ли много времени на обдумывание?

 9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины на это не было?

 10. Верно ли, что "на спор" вы способны решиться на все?

 11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

 12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

 13. Часто ли действуете необдуманно, под влиянием момента?

 14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?

 15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

 16. Верно ли, что вас легко задеть?

 17. Любите ли вы часто бывать в компании?

 18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось делиться с другими людьми?

 19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда вы чувствуете сильную вялость?

 20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких людей?

 21. Много ли вы мечтаете?

 22. Когда на вас кричат, отвечаете ли тем же?

 23. Считаете ли вы свои привычки хорошими?

 24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы чем-то виноваты?

 25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувств и беззаботно развлечься с веселой компанией?

 26. Можно ли сказать, что часто у вас нервы бывают натянуты до предела?

 27. Слывете ли вы за человека веселого и живого?

 28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

 29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

 30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

 31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

 32. Что вы предпочитаете, если хотите что-либо узнать: найти это в книге или спросить у друзей?

 33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?

 34.Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

 35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

 36. Всегда ли вы говорите только правду?

 37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?

 38. Раздражительны ли вы?

 39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?

 40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

 41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

 42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или встречу с кем-то?

 43. Часто ли вам снятся кошмары?

 44. Верно ли что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

 45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

 46. Огорчились бы вы, если бы не смогли долго видеться с друзьями?

 47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

 48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

 49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

 50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков, или вашей работы?

 51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

 52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

 53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

 54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

 55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

 56. Любите ли вы подшутить над другими?

 57. Страдаете ли вы бессонницей?

Из этих 57 вопросов 9 представляют шкалу надежности (лжи). 3 из них положительные (ДА), 6 – отрицательные (НЕТ). Например, шестой вопрос – испытуемый отвечает «ДА» (всегда исполняю), такой ответ, безусловно, не соответствует действительности, т. к. нет человека, который всегда бы исполнял невыгодное для него обещание.

 Ненадежный ответ на 5 вопросов из 9 (более 50%) в шкале надежности означает, что остальные ответы ненадежны, поэтому проведенный опыт непригоден.

Для заполнения опросника испытуемому дается 10 минут, время по секундомеру. Время можно продлить, но это обстоятельство должно быть принято во внимание при оценке.

 На заполнение опросника много времени затрачивают сдержанные, внутренне конфликтные субъекты, налаживающие контакт с внешним миром не непосредственно, естественным ритмом, а на основе акта напряженной объективации.

Ключ:

 ЭКСТРАВЕРСИЯ:

 "ДА" на №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44,

46, 49, 53,

 "НЕТ" – №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. (Ответ "ДА" на вопросы этой нумерации - показатель интроверсии.)

 НЕЙРОТИ3М:

 "ДА" – №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

 ШКАЛА ЛОЖНЫХ ОТВЕТОВ:

 "ДА" – №№ 6, 24, 36;

 "НЕТ" – №№ 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Система координат выглядит следующим образом:

Нейротизм-18

 Меланхолик - 16      

 Холерик-14

 Интроверт - 12          

Экстраверт- 2   4   6   8   10   12   14  16   18   20   22 8

 Флегматик - 6          

Сангвиник-4  2

А)  Проводит с уч-ся диагностику.

Раздает листы с заданием.

Б) При необходимости оказывает помощь уч-ся.

В) Собирает у уч-ся листы с ответами.

Г) Обрабатывает  полученные результаты.

Проходят диагностику, отвечают на поставленные вопросы на листах. (Да, нет).

Сдают листы с ответами учителю.

ЛД

КД

КД

ЛД

Заключительная часть.

- Вы все молодцы, особо отличились в играх…

- Я Вам желаю хорошего настроения! До свидания, до новых встреч.

А) Подводит итог занятия.

  Б) Организовывает уч-ся на выход.

До свидания!

ЛД


Учитель_________________________________                                                Методист_________________________



Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с детьми с различным типами темперамента.

При работе с сангвиниками следует:

  1. Использовать в своей работе подвижные игры;
  2. Важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку;
  3. Контролировать действия и поступки ребенка;
  4. Важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности;
  5. Учить внимательно, относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

При работе с холериками следует:

  1. Необходимо использовать в своей работе подвижные, соревновательные игры;
  2. С пониманием относится к проявлению активности ребенка;
  3. Необходимо говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без угоров;
  4. Необходимо в своей деятельности развивать у ребенка сосредоточенное внимание;
  5. Пытать воспитать в своей работе у ребенка умения управлять собой;

При работе с флегматиками следует:

  1. В своей деятельности нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания;
  2. Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужно быстрые движения;
  3. Побуждать детей к игре, труду, конструированию;
  4. При работе ребенка нельзя резко отвлекать, необходимо дать ему время чтоб сменить вид деятельности;
  5. Следует чаще хвалить детей за их быстрые движения;

При работе с меланхоликами следует:

  1. Необходимо приучать детей не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
  2. Не в коем случае при работе с детьми не повышать голос, проявлять  чрезмерную требовательность, наказывать;
  3. Необходимо целесообразно беседовать с такими детьми, речь должна быть мягкой, убеждающей, но уверенной.
  4. Необходимо вовлекать ребенка в спортивные соревнования;
  5. В своей работе необходимо поддерживать у ребенка положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость;



Предварительный просмотр:

Интерпретация полученных результатов.

Цель исследования: изучение индивидуальных особенностей младших школьников, определение круга проблем, составление рекомендаций по данному виду.

Обоснование выбора методик: информированность, компактность.

Описание методики:

№ п/п

Название шкалы

Автор теста

Название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1.

темперамент ребенка

Тест Опросник « да, нет»

темперамент

характер, терпение,внимание

Анализ результатов:

В диагностике приняли участие 15 уч-ся.

Уровень темперамента:

Сангвиник – 6уч-ся;

Холерик –  4уч-ся;

Флегматик -  2уч-ся;

Меланхолик – 3 уч-ся;

Вывод: В процессе исследование в 1 Б классе было выявлено- 6 учеников с сильной и устойчивой нервной системой (сангвиники); 4 ученика – с уравновешенной нервной системой (холерики); 2 ученика – с средней нервной системой( флегматики); 3 ученики – с слабой нервной системой(меланхолики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Диагностика УУД младших школьников

Подборка различным  методик  по  диагностике   УУД   младших  школьников. ...

Методики диагностики одаренности младших школьников

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей...

Тест по диагностике одаренности младших школьников

В методическом пособии раскрыта практическая диагностика одаренности детей. Указан  метод измерения интеллекта для выявления одаренных детей.Материал будет ценным для учителей и психологов общеоб...

«Материал для логопедической диагностики у младших школьников»

Данный материал служит для логопедической диагности младших школьников. На основе уже имеющихся материалов созданы таблицы, которые облегчают отчет логопеда в конце года.С помощью  данных таблиц ...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.    Провести диагност...

Диагностика одаренности младших школьников для родителей

Диагностика одаренности младших школьников - актуальная и сложная проблема для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие...