Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы", 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Марина Викторовна Попова

РП по внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы", направление общеинтеллектуальное, 3 класс составлена по ФГОС, содержит КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_umniki_3_kl_novoe.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Республика Хакасия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

средняя общеобразовательная  школа № 5

Рассмотрено методическим

объединением начальных классов

Протокол № 1 от 31.08.2017г.

Руководитель ШМО

_______________ /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по ВР МБОУ СОШ № 5

_____________ /

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №113 от 01.09.2017г.

Директор МБОУ СОШ № 5

_____________ /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общеинтеллектуальное

Кружок «Умники и умницы»

Начальное общее образование, 3 класс, 68 часов

Срок реализации: 1 год

Разработана на основе авторской программы Л.В. Мищенковой

«36 занятий для будущих отличников»

                                                                                     Составитель программы:

                                                                                             Попова Марина Викторовна,

                                                                           учитель начальных классов

                                                                             

г. Саяногорск 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной,  разработана учителями начальных классов.

Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Актуальность программы определена следующими факторами:

Программа  представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребенка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса третьеклассников как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данная программа имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Практическая значимость программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.

Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» способствует:

- умственному развитию – учащиеся учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы,

- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье,

- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, математических турнирах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом,

- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе

- физическому воспитанию – на занятиях с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

В ходе реализации программы «Умники и умницы» создаются условия для развития интеллектуально-творческого потенциала личности через систему развивающих упражнений.

Реализация программы рассчитана на один год.  Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 40 минут.  Общее кол-во часов в год - 68 часов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

 Возраст детей, которым адресована программа – 9-10 лет.

Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, тестов, интеллектуальных марафонов.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на конкурсах, выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях.

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются компьютер, доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы - развитие интеллектуально–творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий и познавательных способностей детей

Задачи программы: 

1. Обучающие: формирование умения учиться как базисной способности саморазвития  (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.); развитие познавательного интереса к математике, русскому языку, окружающему миру, общей эрудиции детей, расширение их кругозора

2. Развивающие: развитие; развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии; развитие творческого и логического мышления учащихся; развитие эмоционально-волевой сферы детей.

3. Воспитательные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме; формирование стремления учащихся к личностному росту.

  1. Планируемые результаты  реализации  программы

Планируемые результаты  реализации программы внеурочной деятельности кружка «Умники и умницы» в соответствии  с  требованиями  ФГОС направлены на достижение второго уровня (основная функция – формирование личностного отношения):

- ценностное отношение к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

- уважительное отношение к своему городу, школе,  гордость за свою страну;

- определять причинно-следственные связи, обосновывать своё мнение;

- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

- соотносить сюжет и пословицу,  выражающую его основную мысль.

- пользоваться приёмами театрализации;

- составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

- находить и называть закономерность, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность. 

  1. Содержание курса (кружка, секции и др.) внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Формы проведения

Формы

организации

теоретические

практические

Логически-поисковые задания (12 ч)

4

8

1

Слово о Родине

Беседа-размышление на тему «Что такое Родина?»

1

2

Слово о Родине

Пословицы и поговорки о Родине. Конкурс рисунков «Моя Родина»

0,5

0,5

3

В кругу семьи

Беседа «Моя семья»

1

4

В кругу семьи

Мини-проект «Моя семья»

1

5

Продолжаем разговор о семье

Беседа, игры и задания на смекалку

0,5

0,5

6

Продолжаем разговор о семье

Тренинг, ролевые игры

1

7

Все мы люди разные…

Логические игры

1

8

Все мы люди разные…

Логические игры

1

9

Дело было в Лукоморье

Беседа, конкурс

0,5

0,5

10

Дело было в Лукоморье

Конкурс

1

11

В космическом пространстве

Беседа, просмотр видеофильма и его анализ

0,5

0,5

12

В космическом пространстве

Логические игры

1

Развитие воображения, памяти (10 ч)

3

7

13

Старичок-боровичок

Беседа, викторина

0,5

0,5

14

Старичок-боровичок

Беседа, ролевые игры

0,5

0,5

15

Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка

Нестандартные задачи

1

16

Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка

Беседа, ролевые игры

0,5

0,5

17

Кот в мешке

Беседа, ролевые игры

0,5

0,5

18

Кот в мешке

Ролевые игры, викторина

1

19

Поговорим о поведении

Беседа о правильном поведении

1

20

Поговорим о поведении

Тренинг  

1

21

Литературная угадай-ка

Викторина

1

22

Литературная угадай-ка

Литературные игры

1

Нестандартные задачи (10 ч)

3

7

23

Береги здоровье

Беседа, исследовательская работа

0,5

0,5

24

Береги здоровье

Мини-проект «Режим дня»

1

25

О воде

Беседа, презентация

1

26

Береги здоровье

Тренинг

1

27

Спешим на помощь Кузе.

Беседа, интеллектуальные игры

0,5

0,5

28

Спешим на помощь Кузе

Беседа, конкурс

0,5

0,5

29

Поэтическая карусель

Викторина

1

30

Поэтическая карусель

Конкурс лучших чтецов

1

31

Арт-студия

Беседа, игры и задания на смекалку

0,5

0,5

32

Арт-студия

Викторина, игры и задания на смекалку

1

Задания на внимательность (10ч)

2

8

33

Зима в загадках

Беседа, презентация

0,5

0,5

34

Зима в загадках

Мини-проект «Зима в загадках»

1

35

Подарки Деда Мороза

Мастерская Деда Мороза

1

36

Подарки Деда Мороза

Мастерская Деда Мороза

1

37

Что мы знаем о деревьях

Беседа, презентация

1

38

Что мы знаем о деревьях

Викторина

1

39

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка

Беседа, логические задания

0,5

0,5

40

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка

Логические задания

1

41

«Репка» на новый лад

Ролевые игры

1

42

«Репка» на новый лад

Конкурс рисунков, ролевые игры

1

Задания  повышенной сложности (12ч)

3

9

43

Любопытные факты из жизни животных.

Беседа, презентация

1

44

Любопытные факты из жизни животных.

Викторина

1

45

Школа искусств

КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»

1

46

Школа искусств

Беседа, конкурс рисунков

0,5

0,5

47

Спешим в школу искусств

Инструктаж, экскурсия

1

48

Спешим в школу искусств

Занимательные задания и игры

1

49

Куклы в нашей жизни

Беседа, мини - проект

0,5

0,5

50

Куклы в нашей жизни.

Мини - проект

1

51

Золотой дождь

Беседа, занимательные задания и игры

0,5

0,5

52

Золотой дождь

Беседа, занимательные задания и игры

0,5

0,5

53

Лента занимательных заданий

Мини-проект

1

54

Лента занимательных заданий

Занимательные задания и игры

1

Задания на смекалку (14ч)

4

10

55

Клуб любителей русского языка

Беседа, игры со словами

0,5

0,5

56

Клуб любителей русского языка

Викторина

1

57

В царстве Лешего

Беседа, математические игры

0,5

0,5

58

В царстве Лешего

Тренинг

1

59

Геометрический калейдоскоп

Беседа, математические игры

0,5

0,5

60

Геометрический калейдоскоп

Математические игры

1

61

Магазин головоломок.

Беседа, тренинг

0,5

0,5

62

Магазин головоломок.

Урок-соревнование

1

63

Магазин головоломок.

Беседа, интеллектуальные и логические игры

0,5

0,5

64

Магазин головоломок.

Интеллектуальные и логические игры

1

65

В поисках цветка папоротника

Беседа, интеллектуальный марафон

0,5

0,5

66

В поисках цветка папоротника

Беседа, урок-соревнование

0,5

0,5

67

Клуб любителей русского языка

Беседа, интеллектуальный марафон

0,5

0,5

68

Итоговое  занятие «Самый умный»

Конкурс

1

                                                                                                       ИТОГО: 68 ч

17

49

  1. Список литературы

Используемая для  разработки программы и организации образовательного процесса:

1. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 1-4 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г.

Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Рекомендуемая для детей и родителей:

1.Энциклопедия «Все обо всем».

2.Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

3.Энциклопедия «Почемучка».

Календарно - тематическое   планирование кружка «Умники и умницы»

на 2017-2018 учебный год

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

1

7.09

Слово о Родине

1

1

2

7.09

Слово о Родине

1

0,5

0,5

3

14.09

В кругу семьи

1

1

4

14.09

В кругу семьи

1

1

5

21.09

Продолжаем разговор о семье

1

0,5

0,5

6

21.09

Продолжаем разговор о семье

1

1

7

28.09

Все мы люди разные…

1

1

8

28.09

Все мы люди разные…

1

1

9

5.10

Дело было в Лукоморье

1

0,5

0,5

10

5.10

Дело было в Лукоморье

1

1

11

12.10

В космическом пространстве

1

0,5

0,5

12

12.10

В космическом пространстве

1

1

13

19.10

Старичок-боровичок

1

0,5

0,5

14

19.10

Старичок-боровичок

1

0,5

0,5

15

26.10

Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка

1

1

16

26.10

Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка

1

0,5

0,5

17

2.11

Кот в мешке

1

0,5

0,5

18

2.11

Кот в мешке

1

1

19

16.11

Поговорим о поведении

1

1

20

16.11

Поговорим о поведении

1

1

21

23.11

Литературная угадай-ка

1

1

22

23.11

Литературная угадай-ка

1

1

23

30.11

Береги здоровье

1

0,5

0,5

24

30.11

Береги здоровье

1

1

25

7.12

О воде

1

1

26

7.12

Береги здоровье

1

1

27

14.12

Спешим на помощь Кузе.

1

0,5

0,5

28

14.12

Спешим на помощь Кузе

1

0,5

0,5

29

21.12

Поэтическая карусель

1

1

30

21.12

Поэтическая карусель

1

1

31

28.12

Арт-студия

1

0,5

0,5

32

28.12

Арт-студия

1

1

33

11.01

Зима в загадках

1

0,5

0,5

34

11.01

Зима в загадках

1

1

35

18.01

Подарки Деда Мороза

1

1

36

18.01

Подарки Деда Мороза

1

1

37

25.01

Что мы знаем о деревьях

1

1

38

25.01

Что мы знаем о деревьях

1

1

39

1.02

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка

1

0,5

0,5

40

1.02

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка

1

1

41

8.02

«Репка» на новый лад

1

1

42

8.02

«Репка» на новый лад

1

1

43

15.02

Любопытные факты из жизни животных.

1

1

44

15.02

Любопытные факты из жизни животных.

1

1

45

22.02

Школа искусств

1

1

46

22.02

Школа искусств

1

0,5

0,5

47

1.03

Спешим в школу искусств

1

1

48

1.03

Спешим в школу искусств

1

1

49

1.03

Куклы в нашей жизни

1

0,5

0,5

50

15.03

Куклы в нашей жизни.

1

1

51

15.03

Золотой дождь

1

0,5

0,5

52

15.03

Золотой дождь

1

0,5

0,5

53

29.03

Лента занимательных заданий

1

1

54

29.03

Лента занимательных заданий

1

1

55

5.04

Клуб любителей русского языка

1

0,5

0,5

56

5.04

Клуб любителей русского языка

1

1

57

12.04

В царстве Лешего

1

0,5

0,5

58

12.04

В царстве Лешего

1

1

59

19.04

Геометрический калейдоскоп

1

0,5

0,5

60

19.04

Геометрический калейдоскоп

1

1

61

26.04

Магазин головоломок.

1

0,5

0,5

62

26.04

Магазин головоломок.

1

1

63

3.05

Магазин головоломок.

1

0,5

0,5

64

3.05

Магазин головоломок.

1

1

65

10.05

В поисках цветка папоротника

1

0,5

0,5

66

10.05

В поисках цветка папоротника

1

0,5

0,5

67

17.05

Клуб любителей русского языка

1

0,5

0,5

68

17.05

Игротека

1

1

                                                                                             Итого:

68 ч.

17

49

Корректировка дат проведения занятий по календарно-тематическому планированию:

Тема занятия

Кол- во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечания

Составил(а): Попова Марина Викторовна

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 1 класс по УМК "Школа России"

1. Пояснительная записка.2. календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 2 класс

1 Пояснительная записка2. Календарно -  тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1 класс

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 3 класса

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе програ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс.2017

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс. (с учетом изменений ФГОС 2017)...