Материал на тему:самоанализ учителя начальных классов
методическая разработка по теме

Михуткина Роза Васильевна

примерный самоанализ деятельности учителя начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:


Я, Михуткина Роза Васильевна ,1962 года рождения, в 1981 году окончила Канашское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов, старший пионерский вожатый. Работаю в Саланчикской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе интернате – 35 лет.

С детства мечтала стать учителем и упорно шла к цели. Окончив Канашское педагогическое училище, давая первые уроки, я поняла, что сделала правильный выбор: моё призвание – посвятить свою жизнь детям. Чётко продумываю систему обучения и воспитания учащихся, рассчитываю на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Тема моей работы по самообразованию «Использование новых технологий в обучении и воспитании учащихся младших классов в общеобразовательной школе - интернате для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья». Цели моей профессиональной деятельности напрямую зависят от стратегии развития образования в России, области, районе и, конечно, от тех целей, которые ставит перед собой наше образовательное учреждение. Умею проектировать свою профессиональную деятельность и деятельность учащихся с учетом современных требований к качеству образования. Стараюсь строить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей. Владею педагогическими технологиями и использую их в процессе деятельности (использование проблемного, частично-поискового, исследовательского обучения и др.).

Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. К здоровью детей отношусь серьёзно и веду эту работу в нескольких направлениях:

1)Изучение и соблюдение сани тарных норм

2)Связь со школьными медсёстрами , врачом

3)Выполнения на уроках физкультминуток, зарядки для глаз

4)Участие в спортивных мероприятиях.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребёнка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний,  так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение облегчает восприятие нового материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.  Я постоянно думаю над тем, каким образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога, и для ученика. В последнее время появился новый подход- интерактивное обучение. Это обучение, погружённое в общение. Дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путём обеспечения положительной мотивации учащихся к предметам, формирования устойчивого познавательного интереса, создания условий для развития способностей учащихся.

Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие  логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и пись меной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом. Исследование дети проводят на уроках технологии при пересаживании  комнатных растений( наблюдение за их ростом и развитием), при изготовлении аппликаций. Если в начальной школе ученик не получит азы работы с различными типами источников, не научится их самостоятельно анализировать, то в дальнейшем будет проблематична работа над рефератом в среднем звене. На уроках математики исследовательская работа проводится при решении компетентностных  задач. На уроках письма формирую каллиграфические, орфографические и пунктуационные навыки. Огромное внимание уделяю письму под диктовку .Заметна эффективность таких занятий. Возрастает динамика успеваемости учащихся.

Активно использую в своей практике ИКТ(слайды).В своей практике я применяю сочетание различных приёмов и методов. Активно использую наглядность:это иллюстрации, картины, таблицы.Помогают в этом мне дети.В кабинете хранится демонстрационный и дидактический материал для уроков по предметам.Систематизирована и методическая копилка.Это журналы и обучение детей с нарушением речи», « Начальная школа», карточки.Для меня урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личность ученика, поэтому стараюсь использовать разные типы. Нетрадиционные уроки занимают значительное место: «Урок - размышления», «Урок- исследования», «Урок- путешествия» и другие. На уроках широко использую межпредметные связи. Они воспринимаются учениками как дополнение и расширение темы урока. Я понимаю, что необходимо по- новому смоделировать процесс передачи знаний, от учителя к ученику, организовать сотворчество учителя и ученика, ученика и ученика. Решение проблемы вижу в использовании инновационной  технологии интегрированного урока. Интегрированные уроки – это один из приёмов развивающего обучения, над которым я работаю. В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Учитываю  индивидуально- психологические  особенности учеников. Реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти. Каждый урок я начинаю с положительного эмоционального настроя на работу, стараюсь обогатить образовательный процесс позитивными эмоциями, это способствует снятию психологического и физического напряжения. В начале урока тренирую детей в самостоятельном формулировании не только темы, но и цели урока, порядка организации учебной деятельности. Мои вопросы («Что мы изучаем?», «Догадайтесь, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?», «Зачем нам это требуется?», «Какие термины в названии темы вам известны, что вы о них знаете?», «Как мы будем действовать?» и т.д.) подталкивают детей на самостоятельный поиск необходимой информации. Выстраиваю работу каждого ученика с учетом тех знаний, которые у него имеются по данной конкретной теме. Использую задания проблемно-поискового, развивающего характера, с интересным содержанием. Такой подход в обучении помогает мне вовлечь в активную работу каждого ученика. Всегда при выполнении заданий я внимательно выслушиваю различные ответы учеников, порой даже спорные. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции (я согласна с твоим мнением… или понимаю ход твоих рассуждений, но не могу согласиться с выводами…).В конце урока обсуждаем не только то, что нового узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому. Выставляю оценки по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности. Это позволяет донести до сознания учеников, что зачастую важен не только результат, но и та работа, которую он проделал для достижения этого результата. Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Таблицы , сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения , проверочные тесты давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания. Через решение творческих задач разной степени трудности, много вариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и само проектирования.  В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить. Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали хорошие  показатели качества обучения. На уроках математики активно использую словесные, предметные, схематические, символические модели, что способствует развитию логического, абстрактного мышления. На уроках русского языка с первых дней обучения уделяю особое внимание звуковому составу слова, орфографической разминке на каждом уроке. Учу детей овладевать грамотной речью. Уделяю особое внимание на уроке умению мыслить и доказывать свою позицию. Считаю, что вместе с тем каждый ученик имеет право на ошибку. Ведь не ошибается только тот, кто не работает. Результаты работы впечатляют. Дело даже не в более высоком уровне грамотности, а в том, как меняется личность ребенка, пробуждается интерес к языку, желание думать, анализировать, делать самостоятельные выводы. В учебнике по чтению собраны произведения, имеющие духовно-нравственное содержание. Для развития творческих способностей детей использую на уроках специальные задания, обучающие словесному иллюстрированию, выразительному чтению, инсценированию,  творческому пересказу. Обращаю внимание на развитие речи младших школьников, для этого даю задания, которые развивают речь читателя (работа над заголовком, планом, всеми видами пересказа), а также задания, которые помогают стать хорошим читателем (работа над беглостью, над осознанностью, правильностью и т.д.).

Для проверки усвоения материала провожу рейтинговые контрольные работы, составленные по принципу «от простого к сложному». Каждый ребенок знает, сколько номеров он должен выполнить для того, чтобы получить «3», «4», «5» и может самостоятельно оценить свои возможности. Также для проверки усвоения детьми теоретических знаний и практических навыков провожу уроки-зачеты. Эти уроки полезны тем, что они помогают учащимся поверить в свои силы, в свои возможности. Проводятся такие уроки в конце изучения темы или раздела. Для формирования умения выслушать точку зрения другого, найти истину в споре, в совместном поиске мне помогает организация работы в парах, в группах. Таким образом, разнообразные приемы помогают мне не только активизировать познавательный интерес обучаемых, но и способствуют эффективному использованию времени на уроке. У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию: они умеют самостоятельно работать с источником знаний,; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Использование данных технологий и приемов обучения позволило мне достигнуть хороших результатов обучения.

Каждый учитель начальных классов, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Я стараюсь воспитывать детей и на уроках и во время проведения различных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы. Все дети принимают в них активное участие. Как классный руководитель стараюсь взаимодействовать с родителями учащихся. Пытаюсь сформировать положительные отношения родителей к школе. Даю возможность стать участниками учебно-воспитательного процесса. Формы работы разнообразные: беседа, родительские собрания; по необходимости провожу индивидуальные консультации. Совместно решаем вопросы об успеваемости, поведении и отдыхе детей. Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия. Участвовали на праздниках «Спасибо , тебе, букварь», « Прощай , начальная школа» «День мам и бабушек».При проведении родительских собраний не уделяю много времени рассказу об успеваемости детей, а анализирую причины отставания, мотивы поведения, даю рекомендации по коррекции воспитания. Члены родительского комитета – мои самые неравнодушные и активные помощники во всем. Я пришла к выводу, что использовать родителей в качестве пассивных слушателей неправильно: каждую минуту совместного пребывания нужно использовать для того, чтобы дети гордились ими, поэтому провожу совместные мероприятия, на которые они идут не как зрители, а как участники. В совместных конкурсах, взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребенка с другими .Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске.  На протяжении всех лет моей работы внеурочная занятость учащихся моего класса составляет 100%.Считаю опыт своей работы интересным и востребованным  среди коллег в профессиональном сообществе в методическом объединении учителей начальных классов.

В своей работе уделяю большое внимание самообразованию. Стремлюсь постоянно повышать свою профессиональную квалификацию:

прошла курсы повышения квалификации «Психолого- педагогические технологии абилитации и реабилитации детей с ОВЗ» 2011год май-июнь г. Чебоксары, ;

краткосрочные курсы « Психолого- педагогические технологии абилитации и реабилитации детей с ОВЗ»2011год г. Чебоксары с 14по26 ноября .

С «13»января 2015г. по «06» июля 2015г. прошла профессиональную переподготовку на федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования» Чувашский государственный   педагогический университет им. И. Я. Яковлева по программе « Коррекционная педагогика и специальная психология». Работая над повышением своего педагогического мастерства я изучаю опыт педагогов- новаторов, приобретаю и изучаю новинки педагогической и методической литературы, читаю периодическую печать по материалам журнала « Начальная школа», научно- методический и практический журнал « Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Более 10 лет являлась руководителем методического объединения учителей начальных классов. Считаю, что из одной из форм работы по повышению педагогического мастерства учителя является методическая работа. Так как эта работа  призвана оказывать помощь учителю и создавать условия для развития его творческого потенциала. Проводя методические объединения, мы используем как традиционные формы работы( доклады, сообщения из опыта работы, разработки рекомендаций, отчёты по теме самообразования, , открытые уроки) так и традиционные ( круглые столы).Своим опытом работы делюсь с коллегами, каждый год даю открытые уроки. Проведённые уроки получили  положительные отзывы со стороны коллег. Руководителя МО, администрации. Выступаю на школьных методических объединениях, на педагогических советах школы. Доклады: «Теоретические основы и практические приёмы активизации обучения в начальных классах  общеобразовательных школах интернатах с детьми ОВЗ», «Перспективы развития системы инклюзивного образования в Чувашской республике».

С каждым учебным годом улучшается успеваемость учащихся. Увеличивается число учащихся , которые учатся на «4» и « 5».. Являюсь активным участником всех мероприятий проводимых в школе, районе. Активно участвую в общественной жизни школы, в стенах которой я уже 35лет. Я ценю опыт своих коллег, дорожу дружбой с людьми, ценю в людях порядочность, доброту, милосердие, сострадание и человеческое внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум:"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая эффективному усвоению учебного материала".

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррек...

Материал по обобщению опыта учителя начальных классов

Обобщение опыта по теме: "Развитие творческого мышления на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школы.Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4

«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школыЦель классного часа - праздника:   -Развивать у учащихся желание устраивать праздники для близких людей;- Воспитывать уважительное отнош...

Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Методика изучения геометрического материала в начальной школе»

Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Методика изучения геометрического материала  в начальной школе»...

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...