Материал по обобщению опыта учителя начальных классов
материал на тему

Швецова Лариса Викторовна

Обобщение опыта по теме: "Развитие творческого мышления на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

...Единственный путь, ведущий к знанию,

 - это деятельность…

Бернард Шоу

Швецова Л.В., учитель начальных классов МБОУ «Красномаяковская ООШ»

  1. Тема:

«Развитие творческого мышления  на уроках русского языка и  литературы через внеучебную деятельность». 

  1. Условия возникновения и становления опыта.

         С сентября  2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Учебно-методический комплект «Школа России», по которому я работаю, сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. Также изменились цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что четко обозначено в стандарте начального общего образования. Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию и творчеству. 

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Учитель начальной школы призван учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Я считаю, что работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время.

  1. Актуальность и перспективность педагогического опыта.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии творческих способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

  1. Технология опыта.

Цель: обеспечить эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников: воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1.      Формировать позитивность самооценки, самоуважения.

2.      Формировать коммуникативную компетентность  в сотрудничестве:

.       умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

·         способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

·         формирование социально адекватных способов поведения.

  3. Формировать способность к организации деятельности и управлению ею:  

 воспитание целеустремленности и настойчивости;

 формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;

 формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;

 формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формировать умения решать творческие задачи.

5. Формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,

5. Распространение опыта.

 Мой опыт работы доказывает, что бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки русского языка и литературного чтения, а также и внеурочная деятельность. Всё это обеспечивает совершенствование личности ребенка, даёт целостное представление о мире и месте в нём человека, способствует не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формирует готовность детей к дальнейшему саморазвитию.

На мой взгляд,  важную роль в становлении ребёнка как личности играют родители. Поэтому в первом классе я огромное внимание уделила созданию семейного клуба «Дружная семейка», в котором работа строилась и строится по принципу взаимодействия СЕМЬЯ – КЛАСС – ШКОЛА. В конце первого полугодия  1 класса было проведено совместное мероприятие «Традиции моей семьи», где за круглым столом, в неформальной обстановке каждая семья рассказывала о своих истоках, традициях. Семейные посиделки закончились чаепитием. Таким образом, на первом этапе произошло моё знакомство с каждой семьёй. Следующим шагом в развитии семейного сотрудничества стали уроки русского языка и литературы. Определённая подборка упражнений и произведений по данной тематике помогла вспомнить нам с ребятами о семейных ценностях, дружбе, взаимовыручке и плавно перейти к созданию проекта «Моя семья».  А итогом совместной работы стал коллективный проект «Мама, папа, я – дружная семья!», где ребята показали не только то, чему научились, но и усвоили уроки добра, милосердия,  заботы о старших и младших.

Во втором классе созданию коллективного проекта «Моя малая родина» предшествовала такая же долгая и кропотливая работа детей и родителей. Работа над проектом была не только интересной, но и познавательной: в моём классе учатся дети из п. Красный Маяк и с. Смолино. Каждый учащийся познакомил нас с историей своего родного края, а для этого им нужно было прочитать вместе с родителями немало книг и поговорить со старожилами селений. Также мы с ребятами на уроке литературного чтения посетили наш школьный виртуальный музей, где познакомились с историей нашего посёлка и его почётными жителями. А на классном часе мы совершили экскурсию «Вокруг Красного Маяка».

Я не раз задаю себе один и тот же вопрос: Как создать ситуацию успеха и веры в свои силы у ребят? Ответ на все это я нахожу в совместной работе с детьми. На протяжении ряда лет веду театральный кружок «В гостях у сказки». Занятия проходят 2 раза в неделю. По моему мнению, новая театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании подрастающего поколения их духовной культуры-системы ценностей, мотивов поведения. Если в первом классе занятия носят больше пассивный характер (я сама готовлю костюмы и декорации, привлекая родителей). Со второго класса и далее главным принципом построения занятий является поиск индивидуальный и коллективный (самостоятельный выбор костюмов, разучивание ролей, собственное видение художественного образа). Своё театральное мастерство ребята показывают в детском саду, ребятам начальных классов, на внеклассных и общешкольных мероприятиях.  И уже есть свои первые результаты в районе: в этом учебном году мы с ребятами заняли 3 место на конкурсе социальных проектов «Всё в наших руках». За три года интересной и плодотворной работы нами поставлено много спектаклей: «Курочка Ряба», « С Новым годом, теремок!», «Кошкин дом», первыми зрителями которого стали многие из вас, «Репка на новый лад», «Красная Шапочка», « Моя мама самая красивая!» и др. не без участия родителей, которые помогли в изготовлении декораций и костюмов. Результатом нашей работы стал коллективный проект «Играем, пробуем, творим…»

Я пришла к выводу, что в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Хочется отметить результативность внеурочной деятельности: многие дети пришли в первый класс с дефектами речи, некоторые были очень закомплексованы: плохо шли на контакт с товарищами по классу, боялись ответить на уроке. Занимаясь в кружках, ребята стали более коммуникабельными, раскрепощёнными, больше улыбаются, улучшилась речь. Им нравится играть, они очень хорошо вживаются в роли, любят выступать перед публикой. А самое главное: каждый ребёнок может получить свою минуту успеха, что позволяет воспитать в нём личность.

Ребята под моим руководством и с участием родителей создали проекты: «Мой посёлок». Здесь ребята рассказывали о своей малой родине, о её истоках; «Кулинарная книга», в которой собраны рецепты различных блюд. На презентации этого проекта мы даже смогли попробовать некоторые из них; «Мой ласковый и нежный зверь». В этом проекте ребята не только собирали информацию о кошках, но и изображали своего пушистого друга на рисунках, поделках из пластилина, бумаги и бисера и много других проектов.

На уроках русского языка и литературного чтения ребятами были созданы следующие проекты: «Рассказ о слове», «Семья слов», «Орфографический словарь», «Сочиняем сказку», «Богатства, отданные людям», «Зимняя страничка». Более подробно хочется остановиться на некоторых из них. Всем известно, что уроки русского языка нравятся далеко не всем учащимся. Я задумалась над этой проблемой и решила сделать уроки более запоминающимися и яркими. Когда мы работали над проектом «Орфографический словарь», перед нами стояло две задачи: непросто запомнить написание словарных слов, но и воплотить их вживую. Ребята работали в группах. Каждая выбирала одно словарное слово по теме: «Овощи», затем они прописывали его, выделяя трудные орфограммы; сочиняли правило в стихотворной форме, потом актёрски воплощали образ.

Примеры четверостиший:

МОРКОВЬ всегда пишите с «О»

И навсегда запомните,

Что на конце звучит она.

Все об этом помните.

ОГУРЕЦ на букву «О»,

Как колесо у трактора.

Правильно пиши его!

В огороде у меня выросла КАПУСТА.

Выделилась буква «А»

Из листочков вкусных.

По моему мнению, такие яркие моменты на уроке помогают детям быстро  и надолго запомнить написание словарных слов.

Проекту «Сочиняем сказку» предшествовала подготовительная работа: повторили теорию с использованием интерактивной доски, где ребята классифицировали сказки по жанровым особенностям. Также на уроке литературного чтения провели игру «Путешествие по сказкам». Здесь учащиеся ещё раз вспомнили всё о сказках: просмотрели видеофрагменты, повторили их особенности, композицию. На следующем этапе работы ребята должны были сочинить по началу сказки её продолжение. Оформляли книжку с иллюстрациями к своей сказке и обыгрывали её. Таким образом, мы плавно подошли к выполнению проекта «Сочиняем сказку».

Несмотря на то, что проект «Богатства, отданные людям» выполнялся на уроке по окружающему миру, мне хочется уделить ему особое внимание. Когда мы с ребятами посетили школьный виртуальный музей, их внимание привлек знаменитый человек нашего посёлка, Чернышов Борис Михайлович – ветеран ВОВ, создатель школьного музея трудовой и боевой славы, соавтор книги «Вокруг Красного Маяка», руководитель духового оркестра, в прошлом учитель нашей школы. Так получилось, что в моём классе учится правнучка Бориса Михайловича, которая посвятила проект своему прадеду, ещё раз заинтересовав и побудив ребят рассказать о других людях, принёсших пользу своей малой родине. И на уроке литературного чтения в честь Дня победы многие учащиеся рассказывали о своих прадедах.

Я считаю, что такая работа учит ребят ответственности, сплочённости, сотрудничеству и продолжает работать мой принцип взаимодействия СЕМЬЯ – КЛАСС - ШКОЛА

Результативность внеурочной деятельности мне помогают определить различные методики. В первом классе в конце первой четверти с ребятами проводилась Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина,

А. Л. Венгера) цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Ребятам предлагалось ответить на вопросы: 1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь? Результаты опроса показали положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. В начале третьего класса уже возникла ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика».

В начале второго класса с учащимися была проведена методика «Цветик-семицветик», направленная на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний. Само строение методики ориентирует детей прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний “для других” свидетельствовало о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов или в формировании потребности в благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являлись варианты, когда желания “для себя” полностью отсутствовали.  Также определялись качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.
        Наиболее часто здесь встречались ответы, о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость,
выполнять различные требования.

В конце третьего класса с ребятами проводилось анкетирование «Моя семья», в котором дети сами на опыте своей семьи составляли модель современной семьи. На вопрос: Как ты думаешь, что нужно для того, чтобы семья была счастливой? Все отвечали одинаково: проводить время вместе, больше играть и устраивать совместные обеды и ужины. А на вопрос: Хотел бы, чтобы твоя будущая семья была похожа на семью твоих родителей? Многие затруднялись ответить. Вопрос анкеты: Какая у тебя мечта? помог увидеть индивидуальную направленность каждого учащегося. Кто-то захотел стать художником, кто-то – поэтом, певицей, врачом, футболистом, космонавтом. Радует то, что у детей практически сформированы жизненные позиции, социализация их как личности проходит успешно.

В своей работе с детьми активно использую методику «РЕПКА»

 (разработана преподавателями кафедры общей педагогики )

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

1.Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак "-"); в колонке слева, напротив букв, поставь галочку, все изменения произошли благодаря занятиям в СЕКЦИЯХ И КРУЖКАХ:

По результатам мониторинга были определены такие качества личности, которые ребёнок сформировал к концу учебного года: 85% учащихся стали целеустремлёнными, умеющими планировать свою работу; 50% стали работать самостоятельно, без посторонней помощи; 100% отметили, что умеют работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна помощь, помогать и принимать помощь от других. На вопрос: Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе? Многие отметили: способность к  рукоделию, способность быть артистом и вживаться в роль. Пробудить заложенное в каждом ребёнке начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни -  к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности. В своей работе как и в любом новом начинании  я  испытывала определенные затруднения, и здесь не последнюю роль сыграло самообразование и  желание по отношению к обучающимся, а именно:

«научить учиться»,

                «научить жить»,

                                 «научить жить вместе»,

                                                       «научить работать». 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя начальных классов Титовой Е.В.

Участие в конкурсе педагогического мастерства учителей школ Красносельского района Санкт-Петербурга. Предоставление материала, обобщенного учителем....

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ШКОЛЕ I-Й СТУПЕНИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ.

    Идея  использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Все мы пре...

обобщение опыта учителя начальных классов Пугиевой Ольги Николаевны

Подготовка дошкольников к школьному обучению в рамках реализации ФГОС в условиях села...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Привитие детям любви к литературному чтению»

Обобщение опыта учителя начальных классов МБОУ « Центр образования № 2»  Колгановой Л.И. По теме: «Привитие детям любви к литературному чтению»...