Обобщение опыта учителя начальных классов «Привитие детям любви к литературному чтению»
материал по чтению (3 класс) на тему

Колганова Людмила  Ивановна

Обобщение опыта учителя начальных классов МБОУ « Центр образования № 2»  Колгановой Л.И. По теме: «Привитие детям любви к литературному чтению»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privitie_detyam_interesa_k_chteniyu.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта учителя начальных классов

МБОУ « Центр образования № 2»  Колгановой Л.И.

По теме: « Привитие детям любви к литературному чтению»

                                           «Человек, не любящий книгу, несчастен»

                                                                                                М.Горький

«Без высокой культуры чтения нет школы, нет подлинного умственного труда. Плохое чтение можно сравнить с замазанным грязью окошком, через которое ничего не видно.»

                                                                                                                       В. Сухомлинский.                                                                                          

Значение хорошей книги в жизни человека велико. Она помогает разбираться нам в сложных обстоятельствах  жизни, учит  нас уважать достоинство человека и правильно оценивать самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к Родине, к человеку.

  Нелюбящий читать книгу ребенок смотрит на мир словно через грязное окошко, через которое ничего не видно. «Чтение – лучшее учение.»

 Являясь верным спутником в жизни человека, она учит жить и работать. Особо велико значение  литературы для детей. В книгах они находят  ответы на многие интересующие их вопросы. О значении книги для человека писал М.Горький «Любите книгу источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного великолепного труда.»

Как организовать руководство чтением детей, с чего начинать?

Любовь к чтению прививается с самого раннего возраста, с того момента когда ребенок в состоянии брать в руки книгу, рассматривать ее, отвечать на вопросы взрослых, беседовать по иллюстрациям, внимательно слушать взрослых.

Чаще всего в семьях эта работа опускается, и когда дети приходят в школу, можно услышать от родителей такие слова: « Книжки не любим, рвем , не интересуемся.»

Поэтому начиная работу с первоклассниками, в первую очередь говорю родителям, с какой детской литературой они должны познакомиться, чтобы у детей поддерживался интерес к книгам. Ориентироваться в детской литературе родителям помогут списки книг для самостоятельного внеклассного чтения, имеющиеся в программе для начальной школы.

Таким образом, все родители легко могут узнать, что прежде всего следует читать их детям, порядок, время и систему внеклассного чтения.

Объясняю родителям, что им необходимо всячески содействовать чтению детей, контролировать своевременное прочитывание рекомендованных учителем книг.

В связи с этим очень важно заботиться  о том, чтобы у детей постоянно имелась литература для чтения. Полезно создавать личную библиотеку школьника, постепенно пополняя ее.

Организацию таких библиотечек нужно начинать еще в дошкольный период жизни ребенка, где лучшим подарком должна стать книга.

Со второго полугодия 1 класса следует записать ребенка в библиотеку, а затем время от времени заглядывать в нее, беседовать с библиотекарем о системе чтения своего ребенка, просматривать его читательский формуляр.

 В этом возрасте любовь к книге воспитывается через сказочные произведения. В конце недели  отвожу время на обзор книг, прочитанных детьми за это время, их выставку, рисунки, поощряю активность учеников. В это время уже обращаю внимание на то, как дети читают.

Полезно понимать слова великого русского педагога К.Д.Ушинского: «Читать – это еще  ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.»

Встречается много школьников, которые требуют книгу потолще, читают на переменах, часть на уроках, дома за едой, как бы проглатывая книгу. Но когда побеседуешь с такими ребятами, то убеждаешься в том, что они мало что извлекли, поняли или запомнили из прочитанного. Это называется поверхностным чтением, которое очень опасно, его нельзя допускать.

Ну а как же научить детей читать вдумчиво  и внимательно? В семье рекомендую родителям организовать регулярное чтение вслух, беседовать о книге, как в процессе чтения, так и после него, рассматривать и обсуждать иллюстрации, учить записывать краткое содержание прочитанного. Для детей очень полезно, когда проводится систематическое чтение вслух, особенно если кто - нибудь из родителей или других членов семьи может выразительно читать. Такое чтение дает лучше понять содержание, понять красоту языка произведения. Дети обратят внимание не только на отдельные описания ,но и  с интересом прослушают описания природы,  почувствуют ее красоту. В их поле зрения будут и характеристики действующих лиц. При самостоятельном чтении многое может остаться незамеченным. При умелой организации детским чтением малыши вместе с героями радуются, смеются, плачут и негодуют. Они живут их жизнью.

Регулярное чтение развивает речь, увеличивает кругозор ребенка, а пример выразительного чтения пробуждает у детей любовь к литературе. Особенно нужно читать тем детям, которые мало и плохо читают, чтобы улучшить технику их чтения. Рекомендую проводить такие громкие чтения в семье систематически. У детей появляется желание перечитывать их самостоятельно. А затем беседа о прочитанной книге. Коллективное обсуждение расширяет  кругозор и дает больше возможностей для самостоятельной творческой работы мысли. С младшими школьниками это беседа по содержанию, умелое использование живописи. Рассматривание картины в дополнении к прочитанному, еще более усиливает впечатление и расширяет кругозор детей. После беседы родителям надо приучать детей делать записи о прочитанном. Это способствует сознательному чтению, развивает критическое мышление и самостоятельность. Для записей прочитанного надо вести читательский дневник: название книги, фамилия автора, год, место издания. Ученик отмечает основную идею произведения и то, что ему понравилось или не понравилось. Записи ведутся свободно. Название книги и фамилии авторов следует подчеркивать. Читательский дневник время от времени следует перечитывать, вспоминая старое и внося новое. Что самое важное в записях в читательском дневнике? Самое важное – это мысли и чувства ученика, ведущего такой дневник. По такому дневнику можно проследить, как шло развитие школьника в умственном, нравственном и эстетическом отношении, как формировался его моральный облик, характер. Это интересно знать и самому ученику. Полученные из книг знания дети используют на уроках, при ответах. Рассказы этих учеников более яркие, содержательные, интересные.

Памятка для родителей.

Как привить детям интерес к чтению.

1. Родителям необходимо знать круг детской литературы ( списки книг для самостоятельного  внеклассного чтения ), имеющиеся в программах для начальной школы.

2. Порядок, время и систему внеклассного чтения.

3. Всячески содействовать чтению детей, контролировать своевременно прочитывание рекомендованных учителем книг.

4. Заботится о том, чтобы у детей постоянно имелась литература для чтения.

5. Создать дома личную библиотеку школьника, пополнять ее постепенно.

6. Ходить с детьми в библиотеку, беседовать с библиотекарем о системе чтения ребенка. Просматривать его читательский формуляр, который выяснит картину чтения.

8. Организовать в семье регулярное чтение книг вслух, беседовать о книге, рассматривать и обсуждать иллюстрации.

9. Поощрять и развивать у детей индивидуальные беседы о прочитанных книгах.

10. Учить записывать краткое содержание прочитанного.

11. Отбирать для чтения понятные, интересные и полезные книги. Обращать внимание на заглавие, фамилию автора, место и год  издания, на предисловие.

12.Так организовать чтение, чтобы оно не мешало приготовлению уроков, не отнимало время, отведенное на сон и развлечения.

13.При чтении следите за гигиеной чтения, чтобы предотвратить ухудшение зрения, сна, порчу книг.

14.  Не есть во время еды.

15.  Читать за чистым столом, вымыв руки.

16.  Освещение соответствует норме, чтобы тень от головы не ложилась на страницы, чтобы ребенок не горбился, а сидел прямо, не подносил текст близко к глазам (35-40 см).

17. Бережно хранить книги.

18.  Приложить усилие к тому, чтобы ребенок полюбил книгу.

Памятка для ученика.

  1. Внимательно рассматривай книгу, обращай внимание на название, автора книги.
  2. Открывай книгу чистыми руками, листая страницы за верхний правый угол.
  3. Рассмотри иллюстрации, соотнеси их с читаемым произведением.
  4. Читай внимательно от начала и до конца, стараясь понимать содержание текста, не торопись.
  5. Подумай, какая тема и главная мысль того, что ты прочитал.
  6. Определи литературный жанр.
  7. Сделай вывод: чему учит эта книга.
  8. Читай, соблюдая все гигиенические правила: посадка, освещение, поведение, расстояние от книги до глаз.
  9. Запиши в читательский дневник отзыв.
  10. На книжной полке соблюдай порядок и чистоту.

Привитие любви к литературному чтению происходит через уроки, внеклассные мероприятия, классные часы.

  1. Урок  литературного чтения во 2 классе: «Пейзажная лирика в произведениях русских поэтов.» ( Пушкин, Фет, Тютчев, Есенин.) Жемчужины русской поэзии. 2008 г. октябрь.
  2. Урок  литературного чтения: « По святым местам моего родного края.»  А.Блок. « На поле Куликовом.»  2011г. 3кл.
  3. Читательская конференция по произведениям К.Д .Ушинского, проведенная во 2кл.2009г.
  4. Постановка поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». 2008г.
  5. Классный час на тему: « Первое поле русской славы», посвященный Дню Тульской области. 2015г. Сентябрь.
  6. Классный час, посвященный 75-летию Ю.А.Гагарина. 2009г. Март.
  7. Открытый урок, посвященный 115-летию С.Есенина в 3 классе. « Певец родной природы». 2010 г. Ноябрь.
  8. Конкурс чтецов на тему: « В сердце поэта светит Русь» ( К 120-летнему юбилею  С.Есенина.)
  9. Участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Село Константиново  - колыбель поэзии С.Есенин.» 2015 г. Сентябрь. Исаков Антон – 1 место.
  10. Общешкольный  конкурс стихотворений посвященный 70 – летию Победы.   Баева А.  - 2место.
  11. Участие в городском конкурсе сочинений на тему: «История моей семьи в истории моей страны.»  Машков Ж. 2012г. Май-2место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя начальных классов Титовой Е.В.

Участие в конкурсе педагогического мастерства учителей школ Красносельского района Санкт-Петербурга. Предоставление материала, обобщенного учителем....

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ШКОЛЕ I-Й СТУПЕНИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ.

    Идея  использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Все мы пре...

обобщение опыта учителя начальных классов Пугиевой Ольги Николаевны

Подготовка дошкольников к школьному обучению в рамках реализации ФГОС в условиях села...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...