Рабочие программы. 3 класс. Школа России
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2017 – 2018учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В основу легла примерная программа начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, М В. Бойкиной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

 Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры начального

образования и воспитателей ГПД

Протокол №1 от 24.08.2017 г.

Руководитель кафедры

_______ Н.А. Бухарова

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 68/2 - Д от 31.08.2017 г.

Директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

____________  С.Г.Шишканова

учебного курса «Окружающий мир»

в 3 классе

Составитель:

учитель начальных классов

Кузнецова И.А.

2017

Программа по окружающему миру создана на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

При составлении рабочей программы за основу взята программа для общеобразовательных учреждений УМК «ШКОЛА РОССИИ», составленная в соответствии с учебником «Окружающий мир» 3 класса авт.  А.А. Плешаков.      

     

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в третьем классе согласно учебному плану МОУ «Александровская СОШ» отводится 68 ч (2 часа в неделю, 34 учебные недели)

Изучение учебного курса завершается проведением промежуточной аттестации в форме тестирования   по всем темам учебного курса в текущем году.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
  • устно описывать объекты природы;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
  • измерять температуру воздуха с помощью термометра;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
  • оперировать с моделями, указанными в программе;
  • изготовлять кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

-    выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Содержание учебного предмета

Как устроен мир – 7 ч

Цели:

-познакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией;

-рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека;

-рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы;

- дать понятие об экологии, о взаимодействии человека с природой;

-на основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь;

-помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимодействиях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков;

-познакомить со ступенями познания, дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля, подвести к тому, чтобы дети проявляли дружбу и уважение к любому народу;

-воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.

Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,

мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.

Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Эта удивительная природа – 19 ч

Цели:

-познакомить детей с телам и их составом;

познакомить с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота; учить правильно,

 -пользоваться этими веществами;

- познакомить учащихся с составом и свойствами воздуха;

- познакомить учащихся со свойствами воды;

-сформировать у учащихся представление о круговороте воды;

-рассмотреть причины загрязнения водоёмов;

-познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения;

-формировать представление о разрушении в природе твёрдых пород под воздействием определённых факторов;

-познакомить учащихся с основной классификацией растений;

-познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё занесены;

-познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;

-рассмотреть связь солнца, растений и людей;

-развивать память, мышление;

-формировать знания об экологической целостности природы;

-воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

 «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье – 10 ч

Цели:

 -  познакомить детей с организмом человека;

   -учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;

- познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;

-учить беречь органы чувств; познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;

-формировать у детей представление о здоровом образе жизни;

-укреплять гигиенические навыки;

-познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой;

-выучить правила правильного питания;

-узнать об органах дыхания и выделения;

- научиться заботиться о своём здоровье;

-обобщить знания об устройстве организма человека;

  -воспитывать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Наша безопасность –8 ч

Цели: 

-знать, как выглядит опасность и почему она возникает;

-развивать кругозор детей;

-воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность; -познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог»;

-доказать детям, что Земля - наш дом;

-познакомить с дорожными знаками, вспомнить правила безопасного поведения на дорогах;

-выявить опасные места для человека, учить предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать - решительно и чётко;

-научить защищаться от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека;

 -изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой и научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

 -учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика – 12 ч

Цели:

-познакомить с новым для них значением слова «экономика»;

 -познакомить детей со свойствами полезных ископаемых;

-узнать об одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводстве;

-узнать о важнейшей отрасли экономики - промышленности, уметь различать продукцию каждой отросли промышленности;

-познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями;

-познакомить детей с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы, налоги;

-познакомить с понятием «семейный бюджет»;

 -научить различать культурные растения;

-узнать особенности разведения и содержания домашних животных;

-развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы;

 -воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи;

-воспитывать любовь к растениям и животным.

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

Путешествие по городам и странам - 12 ч

Цели:

- познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями;                                                                                         -познакомить  учеников с государствами - ближайшими соседями России;      

- познакомить с северными европейскими государствами;                                        

-познакомить со странами Бенилюкса, экономикой этих стран;                                

 -познакомить со странами, расположенными в центре Европы, с Францией и Великобританией;    

-познакомить со странами расположенными на юге Европы: Греция, Италия;

-познакомить со знаменитыми местами мира;                                                                

 -развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Коли-

чество часов

Дата по плану

Дата факт.

Как устроен мир 7ч.

1

Природа. Ценность природы для людей.

1

5.09

2

Человек.

1

7.09

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

1

12.09

4

Общество.

1

14.09

5

Что такое экология.

1

19.09

6

Природа в опасности! Охрана природы.

1

21.09

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа

1

26.09

Эта удивительная природа 19 ч.

8

Тела, вещества, частицы.

1

28.09

9

Разнообразие веществ

1

3.10

10

Воздух и его охрана.

1

5.10

11

Вода. Свойства воды.

1

10.10

12

Превращения и круговорот воды в природе

1

12.10

13

Берегите воду!

1

17.10

14

Что такое почва?

1

19.10

15

Разнообразие растений.

1

24.10

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

26.10

17

Размножение и развитие растений.

1

7.11

18

Охрана растений.

1

9.11

19

Разнообразие животных.

1

14.11

20

Кто что ест?

1

16.11

21

Наши проекты «Разнообразие природы родного края»

1

21.11

22

Размножение и развитие животных.

1

23.11

23

Охрана животных.

1

28.11

24

В царстве грибов.

1

30.11

25

Великий круговорот жизни.

1

5.12

26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

1

7.12

Мы и наше здоровье10 ч.

27

Организм человека.

1

12.12

28

Органы чувств.

1

14.12

29

Надёжная защита организма.

1

19.12

30

Опора тела и движение.

1

21.12

31

Наше питание.

1

26.12

32

Наши проекты «Школа кулинаров»

1

11.01

33

Дыхание и кровообращение.

1

16.01

34

Умей предупреждать болезни.

1

18.01

35

Здоровый образ жизни.

1

23.01

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа

1

25.01

Наша безопасность 8 ч.

37

Огонь, вода и газ.

1

30.01

38

Чтобы путь был счастливым.

1

1.02

39

Дорожные знаки.

1

6.02

40

Наши проекты «Кто нас защищает».

1

8.02

41

Опасные места.

1

13.02

42

Природа и наша безопасность.

1

15.02

43

Экологическая безопасность.

1

20.02

44

Обобщение по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.

1

22.02

Чему учит экономика 12 ч.

45

Для чего нужна экономика?

1

27.02

46

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

1

1.03

47

Полезные ископаемые.

1

6.03

48

Растениеводство.

1

13.03

49

Животноводство.

1

15.03

50

Какая бывает промышленность?

1

20.03

51

Наши проекты «Экономка родного края».

1

22.03

52

Что такое деньги?

1

5.04

53

Государственный бюджет.

1

10.04

54

Семейный бюджет.

1

12.04

55

Экономика и экология.

1

17.04

56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

1

19.04

Путешествие по городам и странам 12 ч.

57

59

Золотое кольцо России.

3

24.04

26.04

60

Наши проекты «Музей путешествий».

1

3.05

61

Наши ближайшие соседи.

1

8.05

62

На севере Европы.

1

10.05

63

Что такое Бенилюкс?

1

15.05

64

В центре Европы.

1

17.05

65

Путешествие по Франции и Великобритании.

1

22.05

66

На юге Европы.

Промежуточной аттестации в форме тестирования    

1

24.05

67

По знаменитым местам мира.

1

29.05

68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Рабочая программа по "Школе России" 2 класс

В данном материале представленв рабочие программы по предметам  для 2 класса по "Школе России"....

Рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по технологии...