Главные вкладки

    Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс 2009-2010 уч.г.
    календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

    Архипова Светлана Владимировна

    Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2009-2010_2_kl.rar205.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Ачинская санаторная школа – интернат»

    УТВЕРЖДАЮ:                        СОГЛАСОВАНО:                      РАССМОТРЕНО:

    Директор школы                        Зам. Директора по УР                  На заседании МО

    -----------------------                       ---------------------------                    -------------------------

    «---»-------------- ----г.                     «---»-----------  ----г.                  «---»-------------  ----г.

                                                                                                    Протокол от «  »------------2009 года №             

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

             

    учебного  курса «Изобразительное искусство»

    2 класс

    Учителя начальных классов,  2КК

     Архиповой Светланы Владимировны

                                                                           

    2009-2010 учебный  год

    Пояснительная записка

    Пояснительная записка

    Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязатель ного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изоб разительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, деко ративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, ви деть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое вос приятие предметов действительности и произведений изобрази тельного искусства, так и непосредственно художественную дея тельность.

    Основными задачами преподавания изобразительного искус ства являются:

    1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в об ласти декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
    2. развитие у детей изобразительных способностей, художе ственного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, вос питание интереса и любви к искусству.

    Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, ап пликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном ис кусстве и красоте вокруг нас.

    Основные виды занятий должны быть тесно связаны, должны дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного го да с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

    В основу программы положены:

    1. тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возраст ные особенности;
    2. единство воспитания и образования, обучения и творче ской деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действитель ности и в искусстве;
    3. яркая выраженность познавательно-эстетической сущно сти изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразитель ном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
    4. система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эсте тического воспитания;
    5. система межпредметных связей (чтение, русский язык, ис тория, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувство вать практическую направленность уроков изобразительного ис кусства, их связь с жизнью;
    6. соблюдение преемственности в изобразительном творчест ве младших школьников и дошкольников;
    7. направленность содержания программы на активное раз витие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценоч ного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

    Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выби рать разнообразные художественные материалы: карандаш, ак варель, гуашь,и др. Выразительные рисунки полу чаются на цветной и тонированной бумаге.

    Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действитель ности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью.

    Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выпол няемые в течение 7—15 мин). Наброски и зарисовки выполняют ся в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от кон кретных задач урока). Для развития зрительной памяти, про странственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представ лению.

    Предметы для рисования с натуры в I—II классах ставятся во фронтальном или профильном положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространст венного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.

    С IV класса начинается изучение закономерностей перспек тивы, конструкции, светотени. Дети усваивают навыки изобра жения объемных предметов, находящихся во фронтальной и уг ловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

    В I классе детей учат определять и называть цвета, в кото рые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В III—IV классах продолжают развивать у учащихся умение ви деть гармоничные цветовые сочетания. Занятия по живописи по могают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружа ющего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.

    Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения уча щихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опав шие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

    Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполне нию рисунков на темы и декоративным работам.

    В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельны ми или гуашевыми красками.

    В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» зна комит школьников с правилами рисования, обогащает их знани ями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гар монии цветовой окраски, расширяет их представления о много образии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия по искусству раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавность и изящество их очертаний, гармоничность цветовой окраски, соразмерность и пропорцио нальность строения форм, пластичность объемов, логическую взаимосвязь групп изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств, средств передачи мысли, чувств художника.

    Рисование на темы — это создание композиции на темы окру жающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произ ведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровожда ется выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

    От учащихся требуется самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы и передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Важно также совершенство вать умения применять эффекты светотени, передавать про странственное расположение предметов, выделять композицион ный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

    Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асим метричной композиций и узнают о средствах художественной вы разительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет. Необходимо, чтобы дети ис пользовали эти знания в своих тематических композициях.

    В связи с предложенной для рисования темой учащиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме.

    Большое внимание уделяется развитию воображения и твор чества учащихся в сюжетных рисунках.

    Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполне ние упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

    Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

    В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетиче ского, трудового и патриотического воспитания. Простые и кра сивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства пе редают детям представления народа о красоте, добре. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зри тельного равновесия форм и цвета, полученное учащимися в про цессе декоративной работы, находит затем применение в различ ных работах на уроках трудового обучения: аппликациях, плете ниях, вышивке, в изготовлении игрушек и т. д.Во время практических работ важно использовать самые раз ные художественные материалы и техники: графические каран даши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветную тони рованную бумагу; ретушь, линогравюру, аппликацию и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных ма териалов обладает своими выразительными особенностями и са мостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, спо собности к самовыражению.

    В общей системе обучения изобразительному искусству важ ное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетиче ское отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

    Основным содержанием этого раздела в начальных классах является лепка из пластилина (а по возможности из глины) ли стьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и живот ных с натуры, по памяти и по представлению, а также лепка фи гурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда чело века.

    Аппликация — это составление изображения на основе скле ивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т. п.

    В содержание этого раздела входит составление цветных ап пликаций с натуры, изображающих овощи, фрукты, цветы, жи вотных, фигуру человека, а также составление сюжетных компо зиций и декоративные работы.

    Большую роль для выработки у детей умения видеть и пере давать красоту действительности, для формирования интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, темати ки заданий, широко отражающих различные стороны жизни — природу, быт, учебу, технику, спорт и т. д.

    Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитыва ют у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют пред ставления об окружающем мире.

    Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятни кам старины и произведениям народного художественного творчества.

    Занятия обогащаются благодаря использованию кинофиль мов, диафильмов, диапозитивов, показу репродукций и их фраг ментов через эпидиаскоп, проведению экскурсий в художествен ные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы уча щиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

    Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в I—III классах проводится в начале и в конце урока в течение 8—10 мин. В одной беседе показывают, как правило, два-три станковых произведения (или три-четыре иллюстрации, три-че тыре предмета декоративно-прикладного искусства).

    В IV классе для бесед выделяются специальные уроки. В од ной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного ис кусства.

    В процессе осуществления связей изобразительного искусства с уроками труда следует использовать не только учебный матери ал, изучаемый в то время в классе, но и изделия, поделки уча щихся, выполненные ими ранее (даже в предыдущих классах).

    Данная программа рассчитана на обучение с шести лет с учетом одного часа в неделю. Но можно добавить один час из ва риативной части Базисного учебного плана.

    Учитель может воспользоваться перечисленными примерны ми заданиями и составить из них свой вариант планирования на год или работать по примерному тематическому планированию, которое предложено в программе.

    Особенно важно учителю проявить творческий подход к про грамме, исходя из местных условий, включая наиболее важный материал, определяя оптимальное количество часов для выпол нения задания, знакомя учащихся с искусством родного края, памятниками архитектуры и т. п. Учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, некото рые задания опускать, а дополнительно включать другие в зави симости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом ло гику изучения курса, ориентируясь на «Знания и умения» уча щихся, учитывая особенности национальной культуры.

    В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:

    - о деятельности художника ( что может изобразить художник; с помощью каких материалов изображает художник);

    - о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

    - о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о вышивке;

    - об основных цветах солнечного спектра;

    - об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешения главных красок для получения составных цветов;

    К концу учебного года учащиеся должны уметь:

    - высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

    - верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

    - правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги, кисть, карандаш, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

    - правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность, менять направление мазков согласно форме;

    - определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

    - передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

    - передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше; изображать предметы, расположенные на первом плане, крупнее;

    - выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно – обобщённых форм растительного мира, а так же из геометрических форм;

    - лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

    - составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.

    Оценка результатов учебной деятельности

    Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.

    При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.

    Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.

    При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.

    Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися.

         При оценке практической работы следует принимать во внимание:

    1. выполнение учебной задачи урока;
    2. художественную выразительность композиции;
    3. владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.

    Учебно тематическое планирование

    Тема урока

    1

    1 полугодие 16ч.                     1 четверть 9ч.

    Мы рисуем осень

    Экскурсия. «Красота осенней природы»

    2

    Рисование с натуры. «Красота осенней природы»

    3

    Рисование с натуры. « Дары осени»

    4

    Декоративная работа «Весёлые узоры»

    5

    Декоративная работа « Осенний узор»

    6

    Рисование на тему « В гостях у осени»

    7

    Рисование на тему « В гостях у осени»

    8

    Рисование на тему « Богатый урожай»

    9

    Рисование на тему « Богатый урожай»

    2 четверть  - 7ч

    Мы рисуем сказку.

    10

    Декоративная работа « Мы рисуем сказочную птицу»

    11

    Декоративная работа « Мы рисуем сказочную птицу»

    12

    Рисование с натуры или по памяти гуся.

    13

    Иллюстрирование русской народной сказки.

    14

    Иллюстрирование русской народной сказки.

    15

    Декоративная работа « Мы рисуем сказочную ветку»

    16

    Декоративная работа « Мы рисуем сказочную ветку»

    Тема урока

    1

    2 полугодие 19ч.                        3 четверть 10ч

    Мои друзья

    Рисование на тему « Наши зимние забавы»

    2

    Рисование на тему « Наши зимние забавы»

    3

    Рисование с натуры «Друзья детства»

    4

    Рисование с натуры «Друзья детства»

    5

    Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные»

    6

    Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные»

    7

    Рисование на тему « Мои друзья на границе»

    8

    Рисование на тему « Мои друзья на границе»

    9

    Декоративная работа «Мы любим родную природу»

    10

    Декоративная работа «Мы любим родную природу»

    11

    4 четверть – 9 ч

    С чего начинается Родина

    Рисование на тему « Мои друзья»

    12

    Рисование на тему «С чего начинается Родина».

    13

    Рисование  с натуры натюрморта «Школа»

    14

    Рисование  с натуры «Цветы нашей Родины»

    15

    Рисование на тему «Мы рисуем праздник»

    16

    Рисование на тему «Мы рисуем праздник»

    17

    Декоративная работа « Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров»

    18

    Декоративная работа « Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров»

    19

    Обобщающий урок

    Календарно – тематическое планирование

    по курсу «Изобразительное искусство»

    Класс 2

    Учитель Архипова С.В

    Количество часов

    Всего 30(35) часов; в неделю 1 ч.

    Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. –Москва «Просвещение» 2000

       

    п/п

    Дата

    Наименование

    разделов и тем

    Виды контроля

    Форма организации учебных занятий

    Корректировка

    1 полугодие 15ч                1 четверть – 8 ч

    Мы рисуем осень

    1

    5.09

    Экскурсия. «Красота осенней природы»

    Экскурсия

    2

    12.09

    Рисование с натуры. «Красота осенней природы»

    проверка точности построений аккуратности

    самостоятельности, степени творчества

    Практическое занятие с элементами творчества, игры

    3

    19.09

    Рисование с натуры. « Дары осени»

    4

    26.09

    Декоративная работа «Весёлые узоры»

    5

    3.10

    Декоративная работа « Осенний узор»

    6

    10.10

    Рисование на тему « В гостях у осени»

    7

    17.10

    Рисование на тему « В гостях у осени»

    8-9

    24.10

    Рисование на тему « Богатый урожай»

    2 четверть – 7 ч

    Мы рисуем сказку

    1

    14.11

    Декоративная работа « Мы рисуем сказочную птицу»

    проверка точности построений аккуратности

    самостоятельности, степени творчества

    Практическое занятие с элементами творчества, игры

    21.11

    2

    21.11

    Декоративная работа « Мы рисуем сказочную птицу»

    28.11

    3

    28.11

    Рисование с натуры или по памяти гуся.

    5.12

    4

    5.12

    Иллюстрирование русской народной сказки.

    12.12

    5

    12.12

    Иллюстрирование русской народной сказки.

    19.12

    6

    19.12

    Декоративная работа « Мы рисуем сказочную ветку»

    26.12

    7

    26.12

    Декоративная работа « Мы рисуем сказочную ветку»

    -

    п/п

    Дата

    Наименование

    разделов и тем

    Виды контроля

    Форма организации учебных занятий

    2 полугодие 19 ч

    3 четверть – 10 ч    Мои друзья

    1

    16.01

    Рисование на тему « Наши зимние забавы»

    проверка точности построений аккуратности

    самостоятельности, степени творчества

    практическое занятие с элементами творчества, игры

    2

    23.01

    Рисование на тему « Наши зимние забавы»

    3

    30.01

    Рисование с натуры «Друзья детства»

    4

    6.02

    Рисование с натуры «Друзья детства»

    5

    13.02

    Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные»

    6

    20.02

    Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные»

    7

    27.02

    Рисование на тему « Мои друзья на границе»

    8

    6.03

    Рисование на тему « Мои друзья на границе»

    9

    13.03

    Декоративная работа «Мы любим родную природу»

    10

    20.03

    Декоративная работа «Мы любим родную природу»

    1

    3.04

    4 четверть – 9 ч

    С чего начинается Родина

    Рисование на тему « Мои друзья»

    2

    10.04

    Рисование на тему «С чего начинается Родина».

    проверка точности построений аккуратности

    самостоятельности, степени творчества

    практическое занятие с элементами творчества, игры

    3

    17.04

    Рисование  с натуры натюрморта «Школа»

    4

    24.04

    Рисование  с натуры «Цветы нашей Родины»

    5

    1.05

    Рисование на тему «Мы рисуем праздник»

    6

    8.05

    Рисование на тему «Мы рисуем праздник»

    7

    15.05

    Декоративная работа « Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров»

    8

    22.05

    Декоративная работа « Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров»

    9

    29.05

    Обобщающий урок

    Учебно-методическая литература

    Л.М.Садкова. Изобразительное искусство. 2 класс: Поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2005.- 141с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчёт о работе МО учителей начальных классов МОУ Гимназии №16, г. Владикавказа за 2009-2010 уч.год.

    Данная публикация представляет собой годовой отчёт по работе МО учителей начальных классов МОУ Гимназии №16, г. Владикавказа за 2009-2010 уч.год....

    Работа ШМО учителей начальных классов в 2009-2010 учебном году

    Материал составлен руководителем ШМО учителей начальных классов Сёминой С.А. Материал представлен следующими документами: 1. Анализ работы МО за 2009-2010 уч.год; 2. План работы МО на 2010-2011 уч.г...

    Рабочая программа по обучению грамоте на 2009/2010 учебный год

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, используемую литературу, приложение, которое содержит проверочные работы....

    Отчет по воспитательной работе за 2009-2010 учебный год

    Отчет по воспитательной работе за 2009-2010год....

    План воспитательной работы 1 А класса на 2009-2010 учебный год

    Представляю план воспитательной работы с учениками 1-го класса.Всё, что запланировано, всё проведено....

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН 2009-2010 уч. г. для учащихся 4 классов

    Вашему вниманию предлагается материал для интеллектуального марафона младших школьников (4-х классов), который проводился в городе Знаменске Астраханской области в 2010 г. Задания марафона разработаны...