Главные вкладки

    02. Долгосрочный экологический проект «Земля – наш общий дом»
    проект

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

    Предлагаемый проект проводится в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Внеклассное чтение» и внеклассной работе. Проект реализуется с учениками в форме групповой работы. В ходе проектной деятельности учащиеся создают презентации, буклеты, стенгазеты, макеты, плакаты, сказки, участвуют в викторинах и олимпиадах, трудовых десантах и школьных субботниках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_ekologiya.docx28.2 КБ
    Файл realizatsiya_proekta.docx16.74 КБ
    Файл realizatsiya_2_kl.docx16.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Долгосрочный экологический проект «Земля – наш общий дом»

    Руководитель проекта: классный руководитель Т. М. Захарченко

    Участники проекта: учащиеся класса,  родители.

    Время проведения: 1-4 класс (2016-2020год)

    Актуальность:  Для каждого человека является разумным стремление к решению современных экологических проблем: рациональному использованию имеющихся ресурсов, сохранению исчезающих и редких представителей животного и растительного мира и т. п. Необходимость гармонизации взаимодействия человечества с окружающей средой в последнее время широко обсуждается в самых различных кругах. Постоянно происходит углубление и детализация изучения законов сосуществования на планете различных организмов.

             Школа занимает важное место в процессе формирования экологической культуры детей – будущих граждан страны. В планировании воспитательной деятельности каждого классного руководителя есть раздел по экологии, задачами которого является донесение до учеников идей о целесообразности жизни в гармонии с природой, а также предельно рационального подхода к необходимому вмешательству в процессы, естественные для природы. Если каждый член общества будет жить с учетом соблюдения экологических норм, то уже следующее поколение сможет жить в экологически чистой среде, что подразумевает прекрасные условия для существования.

            Младший школьный  возраст - эффективный период в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических знаний, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в  нашей стране.

    Тема проекта: «Земля – наш общий дом»

    Описание проекта:

    Предлагаемый проект проводится в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Внеклассное чтение» и внеклассной работе. Проект реализуется с учениками в форме групповой работы. В ходе проектной деятельности учащиеся создают презентации, буклеты, стенгазеты, макеты, плакаты, сказки, участвуют в викторинах и олимпиадах, трудовых десантах и школьных субботниках.

    Цель проекта:

    - Вызвать у детей интерес к изучению экологических проблем;

    - Вызвать желание оберегать, защищать, заботиться об окружающей природе;

    -  Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к животному и растительному миру;

    - Помочь детям сформировать, основы активной жизненной позиции, осознать экологическую ценность природы в её единстве с человеком.

    - Воспитывать умение сопереживать всему живому;

    - Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;

    - Сформировать представления о роли человека во взаимодействии с природой;

    - Упражняться в применении приобретённых знаний и посильной природоохранной деятельности;

    - Создание условий для формирования у детей  социальной компетенции учащихся и эколого – биологических знаний путём совместной работы учитель-ученик-родитель.

    Задачи проекта:

    Обучающие:

    - формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека;

    - формирование исследовательских навыков.

    Развивающие:

    - развитие экологической грамотности учащихся;

    - развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

          - развитие творческого воображения, познавательных способностей детей;

    - развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.

    Воспитательные:

    - формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;

    - воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг;

    - формирование культуры поведения в природе;

    - воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

    - прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

    - воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам живой и неживой природы.

                Гипотеза:  Экологическая культура повышается, если в системе работать по направлению «Экология», а значит, положительно влияет на уровень воспитанности.

    Блоки реализации проекта:

    - Познавательный:  уроки, викторины, конкурсы и т.д.

    - Практический:  трудовые десанты, субботники,  высадка семян, уход за растениями  (фото, презентация) 

    - Консультационный:  работа с родителями (темы бесед).

    - Аналитический:  анализ полученных результатов, коррекция работы (диагностики, аналитические справки, фото-отчёты).

    Проблемные и учебные  вопросы:

    1. Введение в экологию.
    2. «Жалобная книга природы»
    3. Секреты неживой природы.
    4.  «Молчаливые соседи» (домашние животные)
    5. Загадки животного мира
    6. Пернатые друзья. «Птичья столовая».
    7. Человек – часть живой природы.
    8. Экология в нашем доме.
    9. О чём шепчут деревья. «Знакомые незнакомцы»
    10.  Оранжерея на окне.
    11.  Охрана природы.

    Этапы проекта:

    1. Подготовительный:

    - классное обсуждение;

    - родительское собрание с целью вовлечения в проект;

    1. Основной:

    - старт игры (1 класс)

    - реализация проблемных и учебных вопросов (2-3 класс)

            3. Заключительный этап:

    - подведение итогов;

    - презентации участников (4 класс)

    Формы работы с классом:

    - Тематические классные часы по экологической  тематике;

    - Дискуссии по теме.

    - Организация  циклов бесед  «Уроки экологии»;

    - Праздники, сюрпризы, конкурсы;

    - Экскурсии, поездки, походы по достопримечательностям родного края;

    - Субботники, трудовые десанты.

    Критерии результативности проекта:

    1.Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой

    2. Потребность общения с родной природой

    3. Бережное отношение к живому

    4. Стремление совершать добрые дела

    Планируемые результаты:

    Знать:

    • Основы экологической культуры.
    • Некоторые особенности природы своего края.
    • Основные признаки времен года.
    • Значение природы для человека.
    • Группы растений и животных.
    • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
    • Правила поведения в природе.
    • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

    Уметь:

    • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
    • Выполнять правила личной гигиены.
    • Различать изученные растения, животных.
    • Вести наблюдения в природе под руководством учителя.
    • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
    • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
    • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.

    Выводы

    В младшем школьном возрасте происходит осознанное отношение к окружающему миру. Ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается  эмоционально –ценностное отношение к окружающему: накопленный личный опыт по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной картины окружающего мира, определяющего процесс развития экологической культуры личности. Как показывает опыт, введение проектных работ во внеурочной деятельности в систему, наряду с проектами в рамках уроков, во многом содействует становлению экологического образования и воспитания - это путь, на котором школьники сами создают действительность, сами формируют и развивают обучающую экологическую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы, учатся видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, классифицировать, давать определения понятиям, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи. Важно, что дети обретают самостоятельность, сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Ученики принимают на себя ответственность за результаты своей работы и в процессе её приобретают экологические знания и умения.

    Информационные ресурсы:

    Для педагога:

    1. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44.
    2. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
    3. Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2010 г.
    4. Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68.
    5.  Курапова И.И. «Метод проектов в экологическом образовании (из опыта работы)». Журнал «Начальная школа плюс до и после»,  №11, 2013.
    6.  Гусева Е.Г. «Экологический проект в начальной школе», nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/ekologicheskii-proekt-v-nachalnoi-shkole.

    Для учащихся:

    1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
    2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
    3. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
    4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.
    5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009
    6. http://www.ped-sovet.ru/
    7. http://www.school.edu.ru/
    8. http://www.nature-home.ru/
    9. http://www.delaysam.ru



    Предварительный просмотр:

    Реализация долгосрочного  экологического проекта

    «Земля – наш общий дом»

    1 класс 2016-2017 учебный год

    № п/п

    Мероприятие

    Содержание

    Предмет

    Участники

    1.

    «Что такое экология»

    - открытие декады экологии;

    - беседа, презентация;

    - посвящение в юные экологи;

    Окружающий мир

    Внеклассная работа

    Учитель

    Ученики

    Родители

    2.

    Разучивание песни"Раненая птица"сл. А Пахмутовой, муз. Р. Рождественского

    - просмотр слайдов;

    - беседа;

    - разучивание песни;

    Кружок «Домисолька»

    Учитель

    Ученики

    3.

    Конкурсно-игровая программа «На цветочной поляне»

    - конкурсы, игры;

    - беседа;

    Внеклассная работа

    Учитель

    Ученики

    4.

    Эко-выставка «лекарственные растения»

    - беседа;

    - поиск материала; представление;

    - выполнение работ;

    ИЗО

    Учитель

    Ученики

    5.

    Эко-выставка «Экологические знаки»

    - презентация;

    - беседа;

    - выполнение работ;

    Окружающий мир

    ИЗО

    Учитель

    Ученики

    6.

    Олимпиада по окружающему миру

    Окружающий мир

    Учитель

     Ученики

    7.

     «Две стороны окружающего нас мира»

    Творческая коллективная работа

    Технология

    Учитель технологии

    Ученики

    8.

    «За всё на планете и дети в ответе»

    - беседа;

    - чтение стихотворений, рассказов:

    Литературное чтение

    Учитель

    Ученики

    9.

    Субботники, трудовые десанты

    Внеклассная работа

    Учитель

    Ученики



    Предварительный просмотр:

    Реализация долгосрочного  экологического проекта

    «Земля – наш общий дом»

    2  класс 2017-2018 учебный год

    № п/п

    Мероприятие

    Содержание

    Предмет

    Участники

    1.

    «Мы и экология»

    - открытие декады экологии;

    - беседа, презентация;

    Окружающий мир

    Внеклассная работа

    Учитель

    Ученики

    Родители

    2.

    Разучивание песен о природе и животных.

    - просмотр слайдов;

    - беседы;

    - разучивание песен;

    Кружок «Домисолька»

    Учитель

    Ученики

    3.

    «Земля – голубая планета»

    Творческо-развивающая работа

    Внеклассная работа

    Учитель

    Ученики

    6.

    Олимпиада по окружающему миру

    Окружающий мир

    Учитель

     Ученики

    7.

     «Спасём природу!»

    Творческая коллективная работа

    Технология

    Учитель технологии

    Ученики

    8.

    «У природы мы в долгу»

    - беседа;

    - чтение стихотворений, рассказов:

    Литературное чтение

    Учитель

    Ученики

    9.

    Субботники, трудовые десанты

    Внеклассная работа

    Учитель

    Ученики


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    экологический праздник "Земля - наш общий дом"

    Внеклассное мероприятие может быть использовано на предменой неделе или приурочено к международному дню Земли (22 апреля). Содержит иллюстративный и познавательный материал, игры, практическую ...

    Экологический праздник Земля - наш общий дом

    Мы - хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главна...

    Технологическая карта экологического проекта "Земля - наш общий дом"

    Информационно-исследовательский экологический проект "Земля - наш общий дом" представлен в виде технологической карты в рамках реализации стандартов нового поколения....

    Экологический проект "Земля- наш общий дом"

    «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любит...

    Отчёт по результатам экологического проекта «Земля – наш общий дом»

    Экология в наше время, одна из  важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы....

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

    Мы так привыкли к тому, что планета Земля дает нам все и в большом количестве, что никогда не задумывались над тем, а как она себя чувствует? Уничтожаются леса, загрязняются вода, воздух, земля. Нещад...