Программы
рабочая программа (3 класс)

Шамсутдинова Римма Мингайдаровна

Мои программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по факультативу

«Школа развития речи»

для 2 класса

на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Школа развития речи»  (Факультатив)

Рабочая программа «Школа развития речи»  имеет предметную направленность и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
  2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по математики, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
  3. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Учебного плана  МБОУ гимназии  на 2016 / 2017 учебный год.
  5.  Программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

   

   Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

Матапредметными результатами изучения курса «Школа развития речи» является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,

 - использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

 - отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Содержание учебного курса с указанием форм организации  занятий и основных видов внеурочной деятельности

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Формы учебных занятий

Основные виды деятельности

Слово

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.

11ч

Комбинированный урок.

тренинг,

семинар, ролевая и деловая игра

индивидуальные,

групповые,

фронтальные.

  • Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.
  • Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

  • Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса.

 Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой.

Урок-игра.

Игры на развитие памяти

Игры и упражнения на развитие мышления.

        Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

3 часа

Комбинированный

УРУиН – урок развития умений и навыков;

 

Работа в парах, в группе

фронтальная,

индивидуальная

Уметь работать с деформированным текстом.  Восстанавливать деформированный текст.

Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

17 часов

 обобщение

систематизация знаний;

Урок-игра.

Игры на развитие памяти

Игры и упражнения на развитие мышления.

Творческая работа.

Уметь распознавать  типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.

Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.

Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

3 часа

УОиСЗ – урок

обобщения и

систематизации знаний;

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые выражения в речи.

Календарно-тематическое планирование занятий по факультативу «Школа развития речи», 2 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Слово. 11часов

     план

     факт

Значение слова.

1

Многозначные слова.

1

Омонимы.

1

Омофоны. Омоформы.

1

Синонимы

1

Антонимы

1

Фразеологизмы.

1

Пословицы

1

Загадки

1

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

1

        Предложение и словосочетание 3часа

Связь между предложениями в тексте.

1

Связь между частями текста

1

Работа с деформированным текстом.

1

        Текст 17часов

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Текст. Опорные слова.

1

Проверочная работа.

1

План. Составление плана.

2

Виды плана.

2

 22.

23.

Редактирование текста.

2

 24.

25.

Типы текста. Описание.

2

 26

 27

Текст – сравнительное описание

2

28.

 29

Типы текста. Повествование.

2

 30.

 31.

Типы текста.

Рассуждение.

2

Культура общения 3часа

32.

Сочинение на тему  «Мой выходной день»

1

33.

Повторение пройденного материала.

1

34.

Материал для  КВН, викторин.

1

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

Зачем нужны звуки языка.

Происхождение слов.

Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.

Методы при работе над сочинением сказок.

Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.

Признаки текста.

Что такое план.

Что такое изложение, сочинение.

Как писать изложение, сочинение.

Обучающиеся должны уметь:

Строить собственные устные высказывания.

Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем.

Отличать текст от группы предложений, объяснять различие.

Формулировать тему небольшого текста.

Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.

Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку.

Находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску).

Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и др.

Составлять пробный и творческий пересказ по плану.

Составлять текст по вопросам учителя.

Редактировать текст.

Отгадывать загадки.

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку, считалку, стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать.

Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.

Составлять рассказы по серии картинок.

Уметь писать изложения, сочинения.

Сочинять загадки, стихи, сказки.

 

 

 

Рабочая  программа

по факультативу

«Школа развития речи»

для 2 класса

на 2020-2021 учебный год



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  гимназия г. Советский

«РАССМОТРЕНО»              «СОГЛАСОВАНО»                   «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании кафедры               зам. директора  по УВР              Приказ № _____

протокол №1                             С.В.Агафонова                              от ____________

от ________                                  ________________

руководитель

кафедры :

……….. С.П. Скобелкина

Рабочая  программа

 по факультативу

«Мир деятельности»

для 2 класса

на 2020-2021 учебный год

Составлена на основе авторской программы

для общеобразовательных  учреждений:

надпредметный курс «Мир деятельности»

авторы Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева

Шамсутдиновой Р.М.

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый ФГОС выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования УУД и умения учиться в целом.

Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г.Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ими деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этом способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе  приобретает целостность и завершенность.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная  программа адресована учащимся 2 класса МБОУ гимназии г. Советский, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы понадпредметному курсу «Мир деятельности» Л.Г.Петерсонс учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

   Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по надпредметному курсу «Мир деятельности». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год  (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).

Срок реализации программы: один год.

Изменений, внесённых в авторскую программу Л.Г.Петерсоннет.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

  1. тестирование учащихся;
  2. выполнение учащимися практической работы;
  3. наблюдение педагога

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Мир деятельности», авторЛ.Г.Петерсон.

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

  1. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом.
  2. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция
  3. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с  методами и средствами познания, методами работы с информацией
  4. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС.

Основной системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимы для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Человек должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат.

Задача ценностной линии – сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Организация образовательной среды в учебном процессе обеспечивается следующей системой дидактических приципов:

деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам

непрерывности- преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей

целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире

минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне безопасного минимума

психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора

творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности

В дидактической системе выделяется четыре типа уроков в зависимости от их целей:

  • Уроки «открытия» нового знания. Организуется процесс самостоятельного построения детьми  новых способов действия.
  • Уроки рефлексии. Учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок  и корректировать их.
  • Уроки построения системы знаний. Посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
  • Уроки развивающего контроля. Осуществляется контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Организационно-рефлексивная линия

10

2

Коммуникативная линия

4

3

Познавательная линия

4

4

Ценностная линия

4

5

Обобщение и систематизация знаний

4

6

Диагностика

2

7

Резерв

6

Итого

34 ч.

Содержание курса

№п/п

Раздел

Содержание раздела

Кол

Час.

Формы

учебных

занятий

Виды учебной деятельности

1.

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ

Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).

Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.

Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.

Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.

Подбор способов и средств для открытия нового знания.

Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.

Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).

Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.

10

        наблюдение педаг Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая ога

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

2.

КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНИЯ

Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.

Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.

Как научиться «слышать» собеседника.

Роль мимики и жестов в процессе общения.

4

выполнение учащимися практической работы;

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования.

3.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ

Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.

Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях

4

выполнение учащимися практической работы;

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

4

ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ

Ценности нашей жизни: знание.

Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.

Мы разные -  и в этом наша сила.

4

выполнение учащимися практической работы;

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

5

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется ценностный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.

4

наблюдение педагога

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

6

ДИАГНОСТИКА

2

тестирование учащихся

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования

7

РЕЗЕРВ

6

наблюдение педагога

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ

Расширяются представления детей об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняются различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться, и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.

1.1-1.10

Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).

Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.

Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.

Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.

Подбор способов и средств для открытия нового знания.

Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.

Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).

Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.

  1. КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНИЯ

Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, роль мимики и жестов в процессе общения, учатся слышать и слушать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.

  1. – 2.4    

Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.

Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.

Как научиться «слышать» собеседника.

Роль мимики и жестов в процессе общения.

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ

Учащиеся получают представления о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомства с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.

  1. – 3.2

Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.

Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях

ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ

У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется ценностный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.

Ценности нашей жизни: знание.

Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.

Мы разные -  и в этом наша сила.

  1. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

  1. ДИАГНОСТИКА

  1. РЕЗЕРВ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

УМЕТЬ:

  • различать знания и умения;
  • грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших трудностей;
  • воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения;
  • формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения;
  • определять средства для открытия нового знания;
  • фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон;
  • выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки;
  • осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

ЗНАТЬ:

  • 12 шагов учебной деятельности. Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности;
  • два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня) уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности;
  • алгоритм исправления ошибок, уметь его применять;
  • простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой, жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения;
  • правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения;
  • правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения;
  • алгоритм анализа, уметь его применять;
  • и принять на личностном уровне качества целеустремленности и самостоятельности

ПРИНИМАТЬ:

  • каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательным является выполнение перечисленных следующих требований:

  1. оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены;
  2. основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
  3. Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет оценки не выставляются;
  4. основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копили достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.

Рекомендуется использовать не количественные, а качественные оценки.(«Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!»)

Текущий контроль осуществляется в течение всего года. Результатом контроля должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными. Можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично».

Поурочное планирование надпредметного курса «Мир

деятельности»,  2 класс

п/п

         Тема занятия

Дата проведения

Кол-во

часов

Планируемая

Фактическая

«Ценности нашей жизни. Знание»

1

Урок диагностики № 1

1

«Домашнее задание делаю самостоятельно»

1

«Подробный образец»

1

«Как исправить свою ошибку»

1

«Настроение – мой помощник в учебе»

1

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

Резерв

1

Резерв

1

«Учусь называть свое затруднение»

1

«Как построить новое знание?» (Структура II этапа УД )

1

« Я – автор, я – понимающий»

1

«Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

1

«Учимся дружно. Слушаю и слышу»

1

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

Резерв

1

Резерв

1

«Ставлю цель»

1

«Ключи к новым знаниям»

1

«Результат открытия нового знания. Эталон»

1

«Личностные качества: целеустремленность»

1

«Я знаю. Я умею»

1

«Как выяснить, что я не умею»

1

«Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов»

1

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

Резерв

1

Резерв

1

«Личностные качества: самостоятельность»

1

Урок диагностики №2

1

«Учусь анализировать»

1

«Мы разные – и в этом наша сила» (Гостиная для родителей)

1

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

33.

34

 Резерв

2

Итого 34ч

        

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся:

  1. «Мир деятельности», 2 класс: учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / под ред.Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование,2013

Для учителя:

  1. «Мир деятельности», 2 класс: Методические рекомендации / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование, 2012
  2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2012
  3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2012



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия  г. Советский

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Умники и умницы»

2 класс

     

                                       

                                          Составитель: Шамсутдинова Р.М.

                                                                                           

2020-2021 уч. год

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Умники и Умницы» (кружок)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и Умницы» составлена в соответствии с требованиями

  1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373).

С учетом:

  1. Программы курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»  (базовый уровень) (авт. О.А.Холодова)

  Направление внеурочной деятельности - обще интеллектуальное 

Программа предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на реализацию в объёме 34 часа  (1 занятие по 40 минут в неделю).

Результаты реализации программы

Личностные результаты

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблемусовместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике)
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Содержание    курса

Раздел

Содержание раздела        

        Кол-во часов

Формы занятий

Основные виды

деятельности

I. Свойства, признаки и составные части предметов

     

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

Комбинированное  занятие

индивидуальные,

групповые

фронтальные.        

 Отработка понятий: цифра, число, буква, звуки, согласные и гласные звуки, анаграмма, однокоренные слова, синонимы, орфограмма

Выявление уровня  развития  внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

II.  Сравнение

     Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

4ч.

Отработка понятий:  слог, однокоренные слова, синонимы, скороговорка, орфограмма, задача, алгоритм, сравнение предметов.

III.        Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями

     

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений.  Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

4 ч.

Комбинированное ззанятие

IV.        Элементы логики

     Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

7ч.

тренинг,

семинар, ролевая и деловая игра

Строить умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

V.        Развитие речи  

      Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями.. Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение

14ч

.

Игры и упражнения на развитие мышления.

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек.

 VI.        Практический материал

     

Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

Познавательная игра.  Игры на развитие внимания

Тестирование

Выполнять  действия под диктовку, подобрать, решать задачи фразеологизмы,  решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами.

                

        Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

       Дата

план

факт

Свойства, признаки и составные части предметов

1

Знакомство с курсом «Мир логики»

1

2

Выделение признаков

1

3

Различие

1

  4

Сходство

1

Сравнение

5

Существенные признаки

1

6

Характерные признаки.

1

7

        Упорядочивание признаков.

1

8

        Правила сравнения.

Тест «Сравнение».

        Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями

     

9

Истинные и ложные высказывания.

1

10

Отрицание высказывания.

1

11

Правила классификации.

1

12

Вопросы.

1

13

        Элементы логики

14

Алгоритм

1

Закономерности в числах и фигурах

1

15

Закономерности в буквах и словах

1

16

Причинно-следственные цепочки

1

17

Комбинаторика.

Размещения.

1

18

Комбинаторика. Сочетания.

1

19

Причина и следствие.

Причинно-следственные цепочки.

1

20

        Развитие речи  

11ч.

21

Противоположные отношения между понятиями.

1

22

Противоположные отношения между понятиями.

1

23

Отношения: род-вид.

1

24

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

1

25

Виды отношений

1

26

Определения.

1

27

Ошибки в построении определений.

1

28

Суждения.

1

29

Язык и логика

1

30

Рассуждения

1

31

Ошибки в рассуждениях

1

.        Практический материал

     

32

Юмор и логика

1

33

 Причинно-следственные цепочки Итоговый тест.

1

34

Подведение итогов обучения

1

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.


     Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
 

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

2 класс

Тест «Алгоритм»

  1. Выполни действия. Впиши результаты.
  • Задумай однозначное число;
  • Прибавь 5;
  • Сложи результаты действий 1 и 2 ;
  • Вычти 4 ;
  • Прибавь 10;
  • Вычти удвоенное задуманное число;
  • У тебя получилось 11?

Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.

  1. Нарисуй рамку. Выполни действия:
  • Отметь внутри рамки две точки;
  • Обозначь эти точки буквами А и В;
  • Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
  • Обозначь эту точку буквой С;
  • Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.

Какая фигура у тебя получилась?

  1. Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?

Перечисли эти действия в нужном порядке:

  1. _________________;
  2. _________________;
  3. _________________;
  4. _________________;
  5. _________________ .

2 класс

Тест «Сравнение»

  1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
  • Деревянный, удобный, письменный … .
  • Летний, солнечный, праздничный … .
  • Узкий, длинный, кожаный … .
  • Черная, рыхлая, влажная … .
  • Большие, сине, грустные … .
  • Душный, сухой, пыльный … .

  1. Подбери близкие по значению слова.
  • Друг – товарищ.
  • Храбрый - … .
  • Скоро - … .
  • Разломать - … .
  • Думать - … .
  • Редко - … .
  1. Сравни самолет и автобус.

Сходство

Различие

Самолет

Автобус

  1. Какой признак отличия лежит в основе деления:
  • Перелетных и зимующих птиц;
  • Хвойные и лиственные деревья.
  1. Выдели признаки сходства.
  • Песок, крупа - … .
  • Глина, снег - … .
  • Книга, телевизор - … .
  • Чайник, утюг - … .
  1. Напиши красивое сравнение.

Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.

  • Красногрудые снегири похожи на … .
  • Волосы мягкие, как … .
  • Голос звучал нежно, как … .
  1. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.

Например: друг ( старый) шкаф.

  • Настроение ( … ) утро.
  • Обида ( … ) таблетка.
  • Торт ( … ) загар.

Дополнительное задание.

а)  Пропали гласные:

Н … В … Д … Н … Н

К … Р … С … Л

Р … С … Н … К

б) Восстанови порядок букв и получи слово.

ИКОРКДОЛ

ЯЯЛБНО

2 класс

Тест « Отношения».

  1. Определи тип отношений, запиши рядом.
  • Телевизор – экран                         Воробей – утка
  • Брюки – одежда                             Горький – сладкий
  • Почтальон – письмо                       Сегодня – завтра
  • Гололед – перелом руки               Карман – кнопка
  1. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.

а) Вид – род

лето - …

столяр - …

поезд - …

б) Целое – часть

растение - …

рыба - …

воздух - …

в) Противоположности

аккуратный - …

прямой - …

 бросил - …

г) Рядоположности

люстра - …

Буратино - …

 сердце - …

д) Функциональные

уши - …

гитара - …

корова - …

е) Последовательности

седьмой - …

 завтра - …

молния - …

ж) Причина – следствие

игра со спичками - …

долго был летом на солнце - …

погибло много птиц - …

  1. Составить самостоятельно пару понятий:
  • род – вид;
  • рядоположности;
  • целое – часть;
  • причины – следствия.
  1. Зачеркни неверные пары.

Род – вид:            звери – животные.

Противоположные: жара – засуха.

Причина – следствие: утро – вечер.

Последовательные: последний этаж – чердак.

Функциональные: медведь – берлога.

Целое – часть: озеро – глубина.

Рядоположности: река – рыба.

  1. Напиши противоположные понятия:
  • свежая газета - …
  • свежая рубашка - …
  • свежий хлеб - …
  1. Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
  • Спортивная обувь, кеды, обувь.
  • Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
  1. Построй сам такую цепочку.

Роза - … - … - … .

Расшифруй слова.

а) М З К - …                         б) Ц Е Л С Н Т И А

К Р К Д Л - …                            И Ч Т О Н К И Л    

З М Л Т Р С Н - …

2 класс

Итоговый тест

  1. Впишите слово, которое является понятием данного определения.
  • Мера длины, равная 100 см, -  …  .
  • Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - …  .
  • Твердое состояние воды непрозрачного цвета - …  .
  • Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз,  - …  .
  • Четырехугольник, у которого все углы прямые,  - …  .
  • Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - …  .
  • Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - …  .
  • Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
  1. Дополни определение.
  • Час – это единица времени.
  • Гроза – это явление природы.
  • Корень – это часть растения.
  1. Самостоятельно составь определение.
  • Дневник – это …  .
  • Делитель – это … .
  • Береза – это …  .
  • Справедливость – это …  .
  1. Вычеркни определения с ошибками.
  • Враг – это человек, который желает тебе зла.
  • Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
  • Чай – это кипяченая вода  чайнике.
  • Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
  • Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
  • Корова – животное, которое дает молоко.
  • Ствол – это древесный стебель.
  1. Объясни своими словами крылатые выражения.
  • Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
  • Глаза – зеркало души.

Материально-техническое обеспечение

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  • Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  • Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  • Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
  • Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2012г.
  • ОМС (по темам курса), презентации,  мультимедийные пособия, электронные модули для интерактивной доски.
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
  • Магнитная доска
  • Мультимедийный проектор
  • Экспозиционный экран
  • Персональный компьютер
  • Принтер



Предварительный просмотр:

рабочая программа по окружающему миру

В результате освоения учебного предмета «Окружающий мир» при получении начального общего образования у третьеклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Планируемые результаты:

Предметные.

Учащиеся научатся:

  •  находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

Учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Метапредметные

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
  • овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера:

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных  и практических задач:
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
  • слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • определять общую цель и пути её достижения, умению договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
  • овладенть начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладенть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умению работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».

Личностные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
  • формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • -развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • -формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • -развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • -развитию навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;
  • -формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Содержание учебного курса.

Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия:Что нас окружает?

 Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверии др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Практические работы:Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXIвеке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

 Дата

Как устроен мир (6ч.)

1

Природа.  Многообразие природы. Растения:  водоросли, мхи, папоротники, лишайники.

1

2

Человек.

Входная диагностика.

1

 

3

Проект «Богатства, отданные людям».

1

 .

4

Общество.

1

 

5

Что такое экология. Роль заповедников Югры в охране природы.

1

 

6

Экскурсия. Природа в опасности! Экскурсия

1

 

Эта удивительная природа (18ч.)

7

Тела, вещества, частицы. 

Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы».

1

8

Разнообразие веществ. 

Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

1

   .

9

Воздух и его охрана. 

Практическая работа № 3 «Свойства воздуха».

1

 

10

Вода.

Практическая работа № 4 «Свойства воды».

1

  

11

Превращения и круговорот воды.

Практическая работа № 5  «Круговорот воды в природе».

1

 

12

Берегите воду!

1

  

13

Как разрушаются камни.

1

 

14

Что такое почва.

Практическая работа № 6 «Состав почвы».

1

 

15

Разнообразие растений. Ягоды нашего края.

1

 

16

Экскурсия. Солнце, растения и мы с вами

1

  

17

Размножение и развитие растений.

Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений».

1

18

Охрана растений.

Проверочная работа.

1

 

19

Разнообразие животных. Разнообразие животных в ХМАО. Приспособленность к условиям жизни Севера.

1

 

20

Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края».

1

  

21

Размножение и развитие животных.

1

22

Охрана животных. Экскурсия в музей Малая Сосьва.

1

 

23

В царстве грибов.

1

24

Великий круговорот жизни. 

Тест №1.

1

Мы и наше здоровье ( 10ч)

25

Организм человека.

1

26

Органы чувств.

1

27

Надёжная защита организма. 

Практическая работа № 8  «Знакомство с внешним строением кожи».

1

28

Опора тела и движение.

1

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1

30

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса».

1

31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Промежуточная диагностическая работа.

1

32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

33

Умей предупреждать болезни.

1

34

Здоровый образ

жизни.

1

Наша безопасность ( 7 ч.)

35

Огонь,

вода и газ.

1

36

Чтобы путь был счастливым.

Тест № 2.

1

 

37

Дорожные знаки.

Тест № 3.

1

 

38

Проект «Кто нас защищает».

1

  

39

Экскурсия по городу. Опасные места.

1

 

40

Природа и наша безопасность.

Проверочная работа.

1

 

41

Экологическая безопасность.

Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

1

Чему учит экономика ( 12 ч.)

42

Для чего нужна экономика.

1

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Использование песка и глины. Драгоценные полезные ископаемые.

1

 

44

Полезные ископаемые. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО.  Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые».

1

   

45

Растениеводство

Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями».

1

 

46

Животноводство.

1

 

47

Какая бывает промышленность. Нефть, газ, каменный уголь, торф-«земное тепло Югры»

1

 

48

Проект «Экономика родного края».

1

 

49

Что такое деньги.

Практическая работа № 13 «Знакомство с различными монетами».

1

 

50

Государственный бюджет.

1

 

51

Семейный бюджет.

1

 

52

Экономика и экология.

Тест № 4.

1

  

53

Экономика и экология.

1

 

Путешествие по городам и странам ( 15 ч.)

54

Золотое кольцо России.

1

55

Золотое кольцо России.

1

 

56

Золотое кольцо России.

1

 

57

Проект «Музей путешествий». Географические названия – свидетели прошлого. История в названии улиц и площадей твоего города.

1

 

58

Наши ближайшие соседи.

1

 

59

На севере Европы.

1

  

60

Что такое Бенилюкс.

1

 

61

В центре Европы.

1

 

62

По Франции и Великобритании (Франция).

1

 

63

По Франции и Великобритании (Великобритания).

1

 

64

На юге Европы.

1

 

65

По знаменитым местам мира. Современные архитектурные памятники югорского  края.  Тест № 5.

1

 

66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 

Итоговая диагностическая работа.

1

 

67

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

 

68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».  

1

  

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Содержание

Кол-во часов в авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

Проекты

Экскурсии

Проверочные, тестовые работы

Практические работы

1

Как устроен мир

6

6

1

1

Входная диагностика

2

Эта удивительная природа

18

18

1

1

1 тест, 1 пр. раб.

7

3

Мы и наше здоровье

10

10

1

Промежуточная

диагностика

2

4

Наша безопасность

7

7

1

1

2 теста, 1 пр. раб.

1

5

Чему учит экономика

12

12

1

1 тест

3

6

Путешествие по городам и странам

15

15

1

Итоговая диагностическая  работа, 1 тест

Итого

68

68

6

3

(5/5)  10

13

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...