игры и упражнения на релаксацию
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

игры, упражнения на релаксацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Упражнения на релаксацию.

Поза покоя.

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится тихим голосом с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Кулачки.

Руки лежат на коленях. Сожмите пальцы в кулачок сильно-сильно, чтобы пальцы побелели. Вот как напряглись руки! Руки устали.

Расслабились руки, разжали пальчики, отдыхаем. Кисти рук потеплели. Стало легко, приятно! Делаем вдох – выдох!

Упражнение повторить 3 раза.

Загораем.

Представьте себе, что ваши ноги загорают. Сидя на стуле, вытягиваем ноги вперед, держим на весу. Держим.., держим… Ноги напряглись, стали твердыми, каменными. Теперь опустим ноги. Ноги устали, отдыхают, расслабились! Вдох – выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим… Держим… Напрягаем…

Загорели! Опускаем!

Ноги не напряжены

И расслаблены…

Игры и упражнения

на снятие физического и эмоционального напряжения.

Штанга.

Дети встают из-за столов (парт). Будем заниматься спортом. Представим, сто поднимаем тяжелую штангу.

- Наклонитесь, возьмите штангу, сожмите кулаки.

- Медленно поднимаем руки, они напряжены. Тяжело… Подняли руки вверх, подержали штангу.

- Устали руки и бросили штангу, резко опустить руки вниз и расслабить их.

- Вдох – выдох!

Повторить упражнение 2-3 раза со стихами, имитируя нужные движения:

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем…

Крепко держим…

И бросаем!

Наши мышцы не устали –

И еще послушней стали!

Нам становится понятно:

Расслабление приятно…

Хомка.

Дети встают из-за столов (парт). Педагог и дети вместе рассказывают стихотворение и имитируют движение хомячка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

У оленя дом большой.

Педагог рассказывает стихотворение и показывает различные движения, которые сопровождают содержание. Разучивается и сопровождается движениями каждая строчка, объясняется ее значение. Важно передать не только движения, но и эмоции героев стихотворения.

У оленя дом большой, он глядит в его окошко.

Зайка по лесу бежит, в дом у нему стучит.

Тук-тук, дверь открой, там, в лесу, охотник злой.

Зайка-зайка, забегай, лапку мне давай.

Отгадалки.

Учитель спрашивает у детей, сколько в классе окон, столов, стульев, девочек, мальчиков, пиджаков, белых рубашек и т.д. Дети отвечают сразу наугад, не считая, после чего все вместе пересчитывают названные предметы.

Отвечать могут как отдельные ученики, так и все желающие сразу. Как правило, гиперактивные дети получают в процессе игры возможность сразу выкрикнуть ответ, чем снижают свою потребность в смене деятельности, тревожные дети часто начинают включаться в игру не сразу, а когда увидят ее безопасность для себя.

Игры и упражнения.

Что не подходит?

Это упражнение выполняется в двух вариантах: с предметными картинками и с геометрическими фигурами.

Первый вариант. Используются карточки с изображением знакомых ребенку предметов. Поочередно взрослый выкладывает 4 карточки и говорит: «Посмотри, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя?»

Используются, например, карточки: 1) стул, стол, чашка, кровать; 2) кот, собака, ласточка, мышь и т.д.

Второй вариант. Используются карточки с изображением геометрических фигур. Перед ребенком выкладываются поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна из них отличается от остальных по какому-либо признаку. Например: 1) круг, овал, круг, квадрат;      2) квадрат, прямоугольники, ромб и т.д.

Назови одним словом.

Игра проводится с предметными картинками либо с игрушками небольшого размера. Смысл упражнения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно подбирать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, относящиеся к одной родовой категории, и просит ребенка назвать их одним словом. Например: 1) лиса, заяц, медведь, волк; 2) кровать, стул, диван, кресло; 3) сосна, ель, ива, клен и т.п.

Похож – не похож.

Эта игра позволяет учить детей сравнивать предметы, находить сходство по форме, величине, цвету, материалу; развивает наблюдательность, мышление и речь ребенка.

Первый вариант. Детям предлагают найти в комнате два похожих предмета и доказать их сходство. Чаще всего дети подбирают предметы по цвету и размеру. Задача взрослого – обратить их внимание на скрытые свойства предметов, недоступные непосредственному восприятию. Например, лисичка на картинке и плюшевый мишка похожи потому, что они животные.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

Второй вариант. Играющие садятся в кружок. Взрослый предлагает детям загадать два предмета, а затем, не называя их, рассказать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Все отгадывают, что было задумано.

Дети складывают ладошки «лодочкой», взрослый обходит всех и делает вид, что у каждого прячет камушек в ладонях, тот, у кого оказался камушек, загадывает первым, а все остальные отгадывают. Тот, кто отгадал первым, говорит свою загадку. Например: «Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая едет тихо». (Трактор и грузовик)

Думай, считай, отгадывай.

  1. Дима с отцом и братишкой гуляли у озера. По дороге домой Дима и его брат стали считать насекомых. Дима считал: «Бабочка, стрекоза, комар, оса, крот, шмель». А его брат заметил кузнечика и муху. Сколько насекомых заметил Дима и сколько его брат? Сколько всего насекомых видели дети у озера? (7)
  2. В обувном шкафчике Марины три пары ботинок. В темноте она берет четыре ботинка. Окажется ли вытянутой пара одинаковых ботинок? (Да)
  3. В комнату вошли 5 человек. Стояло 4 стула. Всем ли хватит стульев? (Нет) В другой комнате для четверых стояло 5 стульев. Хватит ли стульев? (Да)
  4. Несла мать в корзине 5 яблок. С ней были ее дети. Мать говорит детям:
  • Вас пять человек. Разделите эти яблоки между собой так, чтобы каждый получил по целому яблоку и одно осталось в корзине.

Дети оказались догадливыми. Они разделили яблоки так, как просила мать. Как они это сделали? (Один взял яблоко вместе с корзиной).

  1. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  2. Сосчитай, сколько всего предметов указано в объявлении для продажи?

На трубе на водосточной

Объявление читаю:

«Продаются очень срочно

Два зеленых попугая,

Кот породистый (сиамский),

Зонт складной, японский (дамский),

Стол обеденный, дубовый,

Плащ мужской,

Почти что новый,

И старинный граммофон».

Упражнения для закрепления

правильного звукопроизношения.

Рифмовки.

Ра-ра-ра, на дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, собирайте детвору.

Ры-ры-ры, покатаемся с горы.

Рю-рю-рю, как я много говорю.

Ри-ри-ри, от зари и до зари.

Скороговорки.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

Жили ёж и три леща, Жи, чи, ша, ща.

Летят три пичужки через три избушки.

Стихотворения.

У моей сестры Марины

Щеки словно мандарины.

А сама сестра Марина

Чуть побольше мандарина.

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

Звуковые игры.

«Жучки».

Все дети – жучки. Вот жучки расправили крылышки и полетели. При этом они поют песенку: ж-ж-ж. Присели на цветок и замолчали, полетели – зажужжали.

- Какую песенку поет жук?

- Даже в слове жук есть эта песенка.

Педагог выделяет первый звук в слове жук. Дети делают то же самое.

После этого педагог предлагает вспомнить и назвать слова, в которых слышится та же песенка.

Аналогично строятся звукоподражательные игры «Комарик», «Мышка», «Гуси».

Где твоё имя?

На прогулке педагог с детьми рисует несколько больших квадратов на асфальте и сообщает, что в них спрятаны имена детей. В первом квадрате находятся те из них, которые в своём звучании имеют звук [к]. Детям предлагают подумать и определить, кто из них может оказаться в первом квадрате (Коля, Максим, Оксана…). Во втором квадрате – имена, в которых слышится звук [ш] (Маша, Шура, Наташа…), в третьем – звук [о] (Оля, Вова…), в четвертом – звук [и] (Ира, Игорь, Марина…). Обращаем внимание педагогов: дети в данном случае выделяют звуки, а не называют буквы.

Упражнения, облегчающие написание букв

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму предлагаем методику, разработанную Т.В.Фадеевой.

Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4. На столе лежит 10-15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6. Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывать ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекладывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Игры и упражнения.

(из комплекса развивающих игр Никитина).

Сложи узор.

Смысл игры заключается в том, чтобы из кубиков, грани которых окрашены в разные цвета, складывать узоры, вначале – по картинке-эталону, затем по собственному замыслу. Предлагаемые ребенку задания постепенно усложняются: сначала для их выполнения требуется 4 кубика, затем 8, 16 и более кубиков.

Контурные рисунки.

Ребенку показывают картинку, на которой контурные рисунки предметов (животных, геометрических фигур, растений) наложены один на другой. Просят перечислить изображенные предметы, пересчитать их, обвести разноцветными карандашами.

Поиск девятого.

Ребенку показывают карточку, на которой в восьми клеточках расположены попарно различные геометрические фигуры в определенной последовательности. Девятая клеточка – пустая. Нужно определить, какая именно фигура должна быть нарисована в девятой клетке. На второй карточке могут предлагаться различные варианты ответов, из которых нужно выбрать правильный.

Муха.

Для этого упражнения требуется лист бумаги (желательно в клетку) с расчерченным на нем девятиклеточным игровым полем 3х3. В одной из клеток ставится точка, которая выполняет роль «дрессированной мухи». Ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством передачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из возможных команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. По команде игра прекращается, и участники сверяют окончательное расположение «мухи» у себя на листочках и на листе ведущего. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить, увеличив количество игровых клеток (например, до 4х4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.

Игры и упражнения.

Рычи, лев, рычи. Стучи, поезд, стучи.

В эту игру хорошо сыграть с группой детей, отличающихся скованностью и пассивностью.

«Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнования, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздастся самое громкое рычание».

«А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы… И это – львиный рык?! Это писк котенка. Нужен громогласный рев!».

После этого все строятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы – паровоз. Начинайте медленно двигаться по периметру комнаты с пыхтением и свистом. Обойдя комнату один раз, станьте в конец «состава», а место «паровоза» займет стоящий за вами ребенок. Он должен двигаться немного быстрее и звуки производить более громкие. Продолжайте игру, пока каждый не побывает в роли «паровоза». В конце игры может произойти «крушение»: все валятся на пол.

Пальцы.

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы рук, положенных на колени, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличение или отчуждение пальцев, кажущееся изменение направления движения. Если кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство, тому необходимо прекратить игру. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Если нравится тебе.

Дети стоят в кругу вместе с педагогом. Все вместе поют песенку и выполняют движения:

  • Если нравится тебе, то делай так (два щелчка пальцами над головой).
  • Если нравится тебе, то делай так (два хлопка под коленками).
  • Если нравится тебе, то делай так (два притопа ногами).
  • Если нравится тебе делать так, то ты скажи: «Хорошо!»
  • Если нравится тебе, то ты другим покажи.
  • Если нравится тебе, то делай все!

Варежки.

Эта игра способствует развитию навыка работы в паре, внимания, восприятия, творческого мышления.

Необходимо подготовить несколько пар вырезанных варежек с различными узорами на них. Количество варежек определяется по количеству игроков. Каждый ребенок берет себе одну варежку. Задача игрока – найти свою пару. Вторым этапом игры является раскрашивание каждой пары варежек так, чтобы они стали одинаковыми и по форме узора, и по цвету.

Упражнения со сменой скорости движений

 (рекомендованы М.М.Безруких)

Для развития чувства темпа у медлительных детей.

  1.  Ходьба (на счет): ходьба быстрая – ходьба медленная.
  2.  Хлопки ладонями: медленно – быстро – медленно.
  3.  «Бег» пальчиками (большим и указательным) по столу в разном темпе.
  4.  Постукивание кулачком (карандашом) по столу в разном темпе.

Можно использовать и другие аналогичные задания, важно только, чтобы быстрый темп был доступен, не заставлял ребенка суетиться, действовать хаотически, волноваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на релаксацию.

Ниже представлены упражнения по выработке навыков релаксации у детей младшего школьного возраста. Упражнения можно проводить в течение трех - пяти минут во время отдыха от какой-то деятельности....

Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление)

Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление)...

Презентация "Упражнения на релаксацию"

Эти упражнения полезны всем  - без возрастных ограничений!...

Упражнения на релаксацию в работе с детьми

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

        Для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющим различные нарушения устной и письменной речи, характерен пониженный уровень основных свойств внимания, памя...