Проект на тему: «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»
проект на тему

Цыдыпова Жаргалма Улзетуевна

Проект разработан совместно с Управляющим советом. 

Цель проекта: воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и достижения и в то же время, с уважением относящейся к многообразию культурных традиций других народов и стран.

Задачи проекта:   Формирование позитивного отношения к культурным  традициям разных народов.

·                 Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

·                 Внедрение новых методик, форм и приёмов работы по развитию толерантности в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tolerantnost_dlya_ruo_nov.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЭЛЫСУНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671642, Республика Бурятия, Курумканский район, село Элысун, улица Ленина, 71

Телефон 8(301-49)91-1-17 elesunscool@yandex.ru

Проект на тему:

«Развитие толерантного уклада жизни,

основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»

Выполнил: Цыдыпова Ж.У.-

учитель начальных классов

с. Элысун

2014 год

Тема проекта: «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм»

Объект проекта – образовательная среда МБОУ «Элысунская ООШ»

Предмет проекта – толерантные качества личности учащегося МБОУ «Элысунская ООШ»

Гипотеза проекта:

Создание благоприятных  условий для воспитания толерантности у учащихся;

    Толерантность – представляет собой ценность и социальную норму гражданского общества. В современной России, профилактика различного вида экстремизма и противодействие ему имеют особую актуальность для многонационального общества. Поэтому как никогда очень важным фактором является формирование и внедрение  норм толерантного сознания граждан в обществе. Формирование основ толерантного сознания  личности необходимо начинать со школьной скамьи, учитывая возрастные особенности детей, создавая необходимые условия для воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Позиции терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

    В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому нам следует воспитывать у детей именно такое понимание толерантности, как восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе и права быть иным). Это может произойти в скором будущем, если понятие "толерантность" прочно войдет в семейный лексикон. Именно родители одними из первых должны развивать в себе и в детях толерантное отношение к другим, так как влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Актуальность

Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.

Проблема.

       Школьный возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Дети активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижение людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры.

Цели и задачи проекта

Цель  проекта

  • воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и достижения и в то же время, с уважением относящейся к многообразию культурных традиций других народов и стран.

Задачи проекта:

  • Формирование позитивного отношения к культурным  традициям разных народов.
  • Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
  • Внедрение новых методик, форм и приёмов работы по развитию толерантности в образовательном процессе.

Срок реализации проекта

1 этап - 2015-2016 гг.- разработка мероприятий для  формирования толерантного  сознания.

2 этап - 2016-2017 гг.- внедрение системы мероприятий для формирования  толерантного сознания.

3 этап -2017-2018 гг.- обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации Проекта.

Перечень приоритетных направлений

1.         Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”.

 2.       Разработка и реализация системы мероприятий по воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру, развитие коммуникативных способностей

Исполнители мероприятий проекта

Классные руководители образовательного учреждения,  педагог-организатор

Финансирование

Средства образовательного учреждения

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

  1. Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  2. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.).
  3. Воспитание активной жизненной позиции: ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; ребенок, противостоящий интолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок.

Система организации контроля за исполнением проекта

Администрация муниципального бюжетного образовательного  учреждения «Элысунская ООШ»

Проект основан на:

  • актуальности воспитания терпимости в детях;
  • возрождении приоритетности семейного воспитания;
  • изучении культурных традиций России .

Проект опирается на следующие идеи:

  • опора на базовые потребности ребенка;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • формирование у воспитанников осознанного и позитивного отношения к многообразию культурного мира разных народов и национальностей;
  • развитие творческого потенциала воспитанников;
  • профилактика зависимых и агрессивных форм поведения.

При этом важным является формирование у родителей и детей установки на совместную творческую деятельность путем внедрения активных форм и методик психолого-педагогического воздействия на них, основанных на принципах личностно-ориентированного воспитания.

Содержание и основные направления реализации проекта

Ценностная значимость толерантности

  • Уважение к разнообразию различных мировых культур ;
  • Устойчивость гармонии между различными этническими группами, религиозными  конфессиями;
  • Правильное понимание самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;

Принципы осуществления деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника

  • Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие
  • Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых структур.

.

Направление деятельности

Формы работы

Содействие национально-культурному взаимодействию

Фестиваль «Дети разных народов мы мечтою о мире живём»

Выставка детского творчества»Бурятия родная» (конкурс рисунков, плакатов, стихов, сочинений) и т.д.

Использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности

Индивидуальная работа с родителями, с учащимися

Акции милосердия.

Сотрудничество с библиотекой.

Родительское собрание «Будущее – в настоящем».

Круглый стол «Толерантность в учебно-познавательном процессе»

Формирование каталога идей воспитания толерантной личности «Искусство жить в мире»

Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде

Участие в спортивных соревнованиях.

Проведение общешкольного литературного вечера «Бурятия многонациональная»

Конкурс рисунка  «Цветок толерантности»

Проектная деятельность

Занятия психолога для учащихся и родителей (индивидуальные, групповые) по проблеме «Школьные конфликты»

Анкетирование.

Цикл классных часов на тему «Обычаи, традиции, верования и праздники бурятского народа»

Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в ОУ

 «Круглый стол»

Литературная гостиная

Тематические классные часы

Выставка «Мир права вокруг нас».

Игровая программа «Дружат дети на планете»

Развитие толерантной среды ОУ средствами массовой информации

Книжная выставка, посвященная Международному Дню толерантности «Непростые истины».

Выставка творческих работ «»

Презентация проекта КШД «Планета толерантности»

Воспитание культуры толерантности через систему образования

Игра – викторина по произведениям русской и бурятской литературы «Толерантная личность».

Игра на развитие толерантности для учащихся 3 – 4 классов «Мы строим дом, где всегда солнце».

научно-исследовательская деятельность уч-ся по темам «Праздники и культурные  традиции русского и бурятского народов»

Конкурс мини-сочинений «Жить в мире с собой и другими»

Уроки психологии «Толерантность от А до Я»,  

Поддержание межконфессионального мира и согласия

Диспут «Терпимое отношение к культурным традициям других стран – дорога к миру?»

Брейн-ринг «Знаешь ли ты?»

Школьный  проект «Толерантность: объединяем усилия»

Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Проекта

Анкетирование учащихсяся и родителей «Мое мнение о толерантности»

     Исходя из выдвинутой цели и проектируемых результатов, оптимальным вариантом реализации программы мы определили систему коллективных творческих дел в каждом классе

     Все представленные блоки программы разработаны с учётом возрастных особенностей детей. Каждая ступень обучения, каждый блок есть относительно самостоятельная подпрограмма, имеющая своё наименование, свою относительно самостоятельную логику осуществления.

5 класс «Мир моей семьи»

Поскольку для детей 10-11 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, мы ориентируемся в своей работе на те доверительные отношения, которые складываются у ребёнка в семье, стремимся активно привлекать родителей к делам класса.

Все эти действия, как мы полагаем, помогут пятиклассникам легче перенести адаптационный период при переходе из начальной школы в  основную.

 Основная цель воспитательного процесса в 5 классе – помощь каждому ребёнку в осознании неповторимости  своей личности, а  в  равной мере – уникальности каждого одноклассника.

    Среди реализуемых форм работы в программе «Я  и моя семья»:

  • классный час «Вселенная под названием «Я»;
  • однодневный поход (совместно с родителями);
  • День бабушек (в рамках декады пожилых людей);
  • классный час «Моя семья»;
  • спортивный праздник «Папа, мама я - спортивная семья»;
  • классный час «На кого я хочу быть похожим»;
  • родительское собрание по итогам учебного года (совместно с детьми) «Вот и стали мы на год взрослей».

6-й класс «Мир моего класса»

   Для младших подростков приоритетное значение имеют отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в  учебно –  воспитательных целях. Для психологического комфорта ребёнку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой классным коллективом.

      Целью воспитательного процесса в 6 классе  становится воспитание чувства сплоченного коллектива.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся класса с народными традициями бурятских и русских праздников.
  • Провести некоторые праздники по старинным обычаям.
  • Помочь почувствовать и раскрыть уникальность бурятских русских культурных традиций

    Среди предлагаемых форм работы:

  • классный час «Ты да я, да мы с тобой »
  • составление Декларации прав и обязанностей учеников 6 класса.
  • аукцион «Книга рекордов нашего класса »
  • диспут «Легко ли быть настоящим другом »
  • читательская конференция «Один за всех и все за одного»  
  • КВН « Наш класс»
  • подготовка и участие в фестивале искусств
  • праздник «День класса »  

    7-й класс «Мир вокруг нас»

К 12-13 годам подросток более обеспокоен тем, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К  сожалению, желание получить  одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых ребят, что ведёт увеличению конфликтных ситуаций в классе.            

     Поэтому целью воспитательного процесса в 7 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта,  завершать его справедливо и без насилия.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся класса с культурными традициями британских празднований.
  • Провести некоторые британские праздники, максимально следуя их обычаям.
  • Помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил.

Предлагаем формы работы:

  • классный час «О правах и обязанностях ребёнка»
  • психологическая игра «Необитаемый остров »
  • защита плакатов на тему «Курильщиками не рождаются, курильщиками умирают »
  • психологический тренинг «Научись управлять собой »
  • пресс конференция (с участием родителей)  «Однажды в моём классе…»          
  • психологический тренинг «Учимся договариваться»
  • встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений.
  • читательская конференция по книгам А.де Сант-Экзюпери
  • «Маленький принц» и  В. Железнякова  «Чучело»
  • игровая программа «Час общения».                                

8 класс «Мы вместе»

     

Целью воспитательного процесса в 8 классе становится формирование толерантных отношений между мальчиками  и девочками, развитие желания становится лучше,  самосовершенствоваться.

Задачи:

  • Ознакомить с понятием «толерантность», «толерантное поведение», «толерантное взаимодействие» с представителями других культур.
  • Развивать фантазию и творческое мышление по теме
  • Продолжить проведение праздников Ознакомить с понятием «толерантность», «толерантное поведение», «толерантное взаимодействие» с представителями других культур.

Предлагаем формы работы:

  • диспут «Возможна ли настоящая дружба между мальчиками и девочками? »
  • ситуативная игра «Как должны вести себя истинные леди и джентльмены?»
  • устный журнал   «Наши девочки» (готовят мальчики)
  • устный журнал «Наши мальчики» (готовят девочки)
  • классный час «Существуют ли рыцари в наши дни?»
  • классный час «Десять великих женщин »
  • игра «Любовь с первого взгляда»

9 класс  «Искусство жить в мире»

     14-15 лет – время, когда у подростка, благодаря общению со сверстниками  и взрослыми людьми, активно формируется внутренняя позиция личности. Огромное влияние на воспитание личности оказывает средства массовой информации. Ребята в этом возрасте неплохо  ориентируются в социальной, политической, культурной  жизни общества.

Поэтому в 9 классе целесообразно вести разговор о тех видах нетерпимости, которые можно квалифицировать  как нарушение прав человека, как преступление против человеческого общества  на основе религиозных, национальных половых  и других различий.

       Целью воспитательного процесса в 9классе  становится осознание  многоликости окружающего мира и себя как части этого мира.

Задачи:

  • Формировать навыки толерантного поведения
  • Дать понять, что знание культурных традиций другого народа – это один из способов, способствующих установлению толерантного общения и взаимодействия.
  • Обучить основам научно-исследовательского обобщения теоретических и практических знаний и умений по темам «Культурные традиции разных стран и народов» и «Толерантность».

Предлагаем формы работы:

  • диагностика учащихся (методика незавершённых предложений, методика « Система ценностных ориентаций  для учащихся 9-11 класса »)
  • классный час «Жизнь в многоликом мире »
  • интеллектуальная игра «Религия мира »
  • экскурсия «Дорога в мечеть »
  • « круглый стол» «Планета просит о помощи »
  • просмотр и обсуждение фильма «Обыкновенный фашизм »
  • устный журнал «Социальные преступления против людей » (геноцид, Холокост  и др.)
  • классный час «Благородная жизнь; жизнь ради людей »
  • пресс-конференция «Каким я хочу видеть этот мир через 20 лет?»
  • праздник «Все флаги в гости будут к нам ».

Таким образом, итогом реализации Программы воспитания толерантности «Добрые ладошки» является:


Характеристика основных ресурсов реализации программы

Механизм реализации программы.

Реализация программы и развитие инфраструктуры работы возможна через дальнейшее развитие уже действующих, создание новых, обеспечение деятельности и дальнейшую организацию работы ОУ по воспитанию толеранотности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"

Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...

Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"

Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...

Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"

Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...

Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"

Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...

Долгосрочный проект по теме: "Развитие культуры общения в системе межличностных отношений младших школьников "Я и другие Я"

Современные дети иначе стали относиться друг к другу: они не понимают и не учитывают особенности других, общение чаще всего носит поверхностный и грубый характер, можно увидеть проявление бескультурья...