Программа курса "Мы - исследователи"
рабочая программа (3 класс) на тему

Ирина Борисовна Петрова

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_my-issledov_3_klass.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щелковская гимназия

Щелковского муниципального района Московской области

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ Щелковской

гимназии ЩМР МО

от 29.08 2017 № 380/од

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мы - исследователи»

3 класс

на 2017-2018 учебный год

Составитель: Петрова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017 г.

Программа внеурочной деятельности по курсу «Мы - исследователи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования МБОУ Щёлковской гимназии ЩМР МО, методических рекомендаций по использованию цифровой лаборатории в начальной школе, автор Игнатьева Е. Ю.М: Просвещение, 2012, методических рекомендаций «Исследование окружающего мира младшими школьниками с помощью цифрового микроскопа», авторы Ю. А. Васильева, Л. В. Гудзь, М: Просвещение, 2012.  

 Курс «Мы - исследователи» включен в программу внеурочной деятельности и дополняет обязательную предметную область «Окружающий мир».

 В учебном плане на внеурочную деятельность по программе курса «Мы - исследователи» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Планируемые результаты освоения программы курса.

          В третьем классе продолжится формирование

личностных результатов обучения:

  • воспитание и развитие социально значимых личностных качеств,
  • индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду,
  • системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.

У обучающегося сформируется (научится):

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;                                                                                                                    

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной  деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;                                                                  

• способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;                                                                                                                            

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России»;                                                                                                                   

• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;                                                                                                                  

• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;                                                                                                                                          

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования (получит возможность научиться):

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;     внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;                                                                                                                                            

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;                                                                                                                          

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеурочную деятельности;                                                                                                                        

• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на окружающий мир как значимую сферу человеческой жизни;                                                

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;                                                                                                    

​ получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;                                                                                            

​ получат возможность осознать своё место в мире;                                                                                                

​ познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;                                                                                        

​ получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

метапредметных результатов:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

​ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

​ учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

​ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

​ оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи или области;

​ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

​ различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

​ в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;

​ проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;

​ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

​ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

​ осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

​ строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

​ проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

​ устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

​ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающийся получит возможность научиться:

​ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

​ записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

​ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

​ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

​ осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

​ осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

​ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

​ использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

​ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

​ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

​ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

​ формулировать собственное мнение и позицию;

​ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

​ задавать вопросы;

​ использовать речь для регуляции своего действия;

​ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

​ учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

​ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

​ понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

​ аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

​ задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

​ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

​ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

​ адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание программы.

     Содержание программы отражает вопросы исследовательского обучения. Исследование окружающего мира ведется с помощью цифровой лаборатории, цифрового микроскопа и компьютера. Занятия курса разделены на теоретическую и практическую части. От развития исследовательского поведения, от умелого использования этих знаний в практике во многом зависит и жизненный успех отдельной личности, и сама возможность выживания человечества в современном динамичном мире. Запланирована целенаправленная работа по развитию поисково - исследовательских способностей и коммуникативных умений. Содержание направлено на расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательной активности, творческого потенциала, овладение навыками сбора числовых и аудио-визуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием цифровых датчиков, формирование у обучающихся навыка самостоятельного поиска, отбора и анализа информации, проводить исследования окружающего мира с помощью цифрового микроскопа. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной. Курс носит развивающий характер. Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.

     Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

    Формы организации занятий: коллективная игра, экскурсия, наблюдения, эксперимент, опыты, исследования, проект, составление модели и таблицы, поделка, викторина, КВН, газета, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация и т.д.

 

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Дата проведения

Скорректи-рованная дата

Работа на компьютере. Техника безопасности. Программы Paint, Word

06.09

Работа на компьютере. Интернет.

13.09

Наблюдение и экспериментирование.

20.09

Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

27.09

Правильное мышление и логика.

04.10

Как подготовиться к защите.

11.10

Презентация исследовательской работы (индивидуальная работа)

18.10

Презентация исследовательской работы (индивидуальная работа)

25.10

Исследование окружающего мира с помощью цифрового микроскопа. Правила работы.

08.11

В гостях у полезных ископаемых.

15.11

В гости к весне. Размножение и развитие растений.

22.11

Чистота – залог здоровья! Здоровый образ жизни.

29.11

Наше питание.

06.12

Разнообразие животных. Насекомые.

13.12

Размножение и развитие животных. Рыбы.

20.12

Исследование окружающего мира с помощью цифровой лаборатории. Правила работы.

27.12

Зачем нужны измерительные приборы. «Тела, вещества, частицы»

10.01

Всё познаётся в сравнении. «Экологическое равновесие»

17.01

Такая разная вода. «Организм человека»

24.01

Тайны светового луча. «Здоровый образ жизни»

31.01

Невидимый океан. «Про воздух»

07.02

Чудо – волны. «Звук, его свойства»

14.02

Громкость звука. «Умей предупреждать болезни»

21.02

Ослабление громкости звука. «Здоровый образ жизни»

28.02

Термос. «Вода»

07.03

Здоровый образ жизни. «Да будет свет!»

14.03

Природа вокруг нас. «Для чего «ничего»?

21.03

Культура и образование. «Чёрным по белому»

04.04

Учимся решать жизненные задачи. «Теплы ли тёплые вещи»

11.04

Растения в нашем классе. «Разнообразие растений»

18.04

Природа вокруг нас. «У природы нет плохой погоды».

25.04

Экологический мониторинг «Мир глазами  эколога»

02.05

Творческая работа. Составление тематического альбома.

16.05

Творческая работа. Составление тематического альбома.

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Программа "Я исследователь"(работа из интернета)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование"

Занятие № 1  по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование" 1 класс...

Программа "Я-исследователь"

ПРОГРАММА КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (1–4 классы) А.И. Савенков...

Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность

Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....

Программа "Юный исследователь"

Цель программы  развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 год...

Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...