Игровые технологии на уроках начальной школы.
проект на тему

Сутормина Валерия Алексеевна

Изучение дидактических возможностей использования игровых технологий в 1-4-х классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках в начальной школе.

  1. Актуальность темы.

Уровень обучения и воспитания в начальной школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

     Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

       Я определила, что главная особенность дидактической развивающей игры выражается в принципе от простого к сложному и сочетается с принципом творческой деятельности, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

       Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

В школу пришли федеральные государственные образовательные стандарты. В них четко обозначены требования к результатам образования не только предметным, но и метапредметным, и личностным. Перед образованием стоит задача: достичь обозначенных результатов. Для этого необходимо разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость синтеза новых и традиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках уроков в начальной школы.

К педагогическим технологиям, отвечающим задачам современного образования, можно отнести следующие:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- коммуникативное обучение;

- проектная технология;

- игровые технологии;

- информационно-коммуникативные технологии; 

- групповые технологии;  

- компетентностный подход;

- деятельностный подход;

Каждая из технологий ценна на современном этапе образования.  Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и ежедневные уроки. 

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. 
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения.

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий в 1-4-х классах.

Задачи:

- Проанализировать игровые технологии.

- Изучить практику использования игровых технологий на современном этапе.

- Обобщить опыт использования игровых технологий.

Объект исследования: познавательная деятельность учащихся на уроках.

Предмет исследования: игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроке.

Гипотеза: предположим, что использование игровых технологий на уроках русского языка является эффективным способом активизации познавательной деятельности школьников, ведущим к прочному усвоению знаний.

  1. Теоретическая база опыта

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Начало любой игры – это эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.

В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

- проводить уроки в нетрадиционной форме;

- раскрывать креативные способности учащихся;

- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- обеспечивать свободный обмен мнениями;

- учитывать возрастные психологические особенности школьников;

- организовывать процесс обучения в форме состязания;

- облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

- ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

- практически закреплять полученные знания;

- формировать мотивационную сферу учащихся;

- расширять кругозор детей;

- формировать навык совместной деятельности.

Игровая деятельность имеет такие функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации, коррекции, социализации.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову): свободная деятельность, творческий подход, эмоциональная приподнятость, наличие правил.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действия, условно воспроизводимая в игре.

Широкое применение игра находит в современной школе, делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы (КТД и др.)

Все игры можно классифицировать по-разному, но для учебной деятельности наиболее оптимальными являются такие, в рамках которых имитируется та или иная жизненная ситуация на основе тематического материала.

Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил[1].

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана.

 Подвижные игрыважнейшее средство физического воспитания детей особенно в младшем школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

  • игры по сенсорному воспитанию,
  • словесные игры,
  • игры по ознакомлению с природой,
  • по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

  • игры с дидактическими игрушками,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры,
  • псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

  • Игры-путешествия.
  • Игры-поручения.
  • Игры-предположения.
  • Игры-загадки.
  • Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие может быть и с использованием ПК, так называемые заочные экскурсии.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы...?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы...?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание — это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.  Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

- Подготовительный;

- Игровой;

- Заключительный;

- Анализ результатов.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры.

Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Обучающая компьютерная игра позволяет приобретать знания, умения и навыки через деятельность по заданным правилам. В такой игре выделяют игровой и обучающий компоненты. На уроке может преобладать один из компонентов, или игра во время обучения, или обучение во время игры.

При выборе компьютерных средств педагог должен учитывать, что учебная игровая программа должна удовлетворять следующим требованиям: развивать познавательную активность ребенка, вызвать положительные эмоции; развивать творческие способности и наклонности ребенка, пробуждать фантазию; иметь познавательный характер и способствовать развитию познавательного интереса школьника; давать верные представления о явлениях и процессах, которые воспроизводятся в игре, способствовать развитию логического мышления; быть доброжелательной и дружественной к ребенку и к персонажам игры; вызвать у ребенка желание познавать как можно больше, учиться самостоятельно добывать знания; помогать ребенку научиться хорошо работать на компьютере; соответствовать эргономическим требованиям.

Компьютерные игры оказывают психотерапевтическое воздействие, помогают детям избавиться от чувства неполноценности, что не получается порой в реальной жизни.

Таким образом, игра - явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием младших школьников, коллективных взаимоотношений, личных качеств ребёнка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремлённости, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учёбе. Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют дидактические игр.

  1. Виды уроков с использованием игровых технологий

В настоящее время есть несколько пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках (Н.В.Пташкина, Н.Н.Соловьева, Л.В. Петрановская, П.М.Баев, Г.А. Кулагина и другие). В своей педагогической деятельности я часто использую 2 вида уроков с игровыми технологиями:

- урок с дидактической игрой;

- урок - ролевая игра.

Урок с дидактической игрой

Одним из самых распространенных видов педагогических игр является дидактическая игра, организуемая для решения обучающей задачи. Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Учащийся воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.

Дидактические игры могут быть использованы как на уроках -  при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при введении в новую тему, проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выбор игры в первую очередь зависит от того, какие образовательные, развивающие и воспитательные цели ставит перед собой учитель. Важен состав учащихся, их интеллектуальное развитие, интересы, уровень общения.

Отбор содержания игры.

При отборе содержания игры необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений. Обратная связь – преподаватель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.

В работе по технологии игровых форм обучения может использоваться разнообразный спектр средств обучения:

а) работа с учебником;

б) использование аппарата учебника;

в) иллюстрации учебного пособия: учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки;

д) тексты художественных произведений;

е) творческие работы самих учащихся.

  1. Развитие мотивации.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения:

  • Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

  • В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
  • Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы:

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Распределение ролей в игре.

Игровым обычно называют коллектив учащихся, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на группы требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Один из ответственных моментов в дидактических играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола учащегося, физических, интеллектуальных особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Возможны следующие приемы при распределении ролей:

- Назначение на роль непосредственно преподавателем.

- Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).

- Выбор на роль по итогам игровых конкурсов. Добровольное принятие роли, по желанию учащегося.

- Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся ученического коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, учащийся выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Развитие игровой ситуации.

Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Результативность дидактических интеллектуальных игр.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления учащегося. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого преподавателя. «Игровые коллизии вызывают у обучающегося стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. «Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать». (К.Д.Ушинский)

  1. Эффективность использования

Проводя мониторинг, я вижу положительную динамику в развитии познавательного интереса учащихся к учению.

Динамику развития познавательного интереса можно выразить в диаграмме:

Следовательно, используя игровые технологии на уроках, формируется познавательный интерес младших школьников к учению и непосредственно к изучению самого предмета.

Уроки в игровой форме проходят более интересно, насыщенно; знания, полученные и закрепленные на таких уроках, более прочные, остаются в памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционном изложении программного материала, опросе или тестировании, что способствует повышению качественной успеваемости.

Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.

Чем объясняется необходимость именно таких дидактических игр?

Первый аргумент. Заучивание правил, выполнение упражнений малоэффективно и скучно. Гораздо больше ученик узнает  и учится принимать свои знания, если урок пройдет в виде путешествия с применением дидактических игр, как интерактивных упражнений.

Второй аргумент. Задачей наших дней все ощутимей становится не дача готовых знаний (это просто невозможно при современных темпах развития науки и техники), а выработка умений самостоятельно добывать эти знания в течении всей жизни человека.

Третий аргумент. Для эффективности обучения на таких уроках важны доверительные отношения между взрослыми и детьми. Учитель, который вместе с учениками исследует так называемые «вечные вопросы» человечества, анализирует ситуации, не может не вызвать доверия у учеников. 

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для детей. Для учителя - это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт "зону ближайшего развития" для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры - возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые приемы работы на уроке в полной мере позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Это последнее может надо?

Использованные ресурсы:

  1. Абрамова, Г.С. Деловые игры. Теория и организация [Текст] / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург, 1999.
  2. Игровые технологии на уроках русского языка. 1-4 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.В.Волина – Волгоград, 2009.
  3. В.В.Волина Занимательное азбуковедение/Волина В.В.-Просвещение, 2000.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  5. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.
  6. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.bibliofond.ru/view.aspx 

2.http://www.vevivi.ru/best/Igrovye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole-ref156396.html

 3. http://festival.1september.ru 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сутормина Валерия Алексеевна, учитель начальных классов Игровые технологии на уроках в начальной школе. Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Восток

Слайд 2

занимательность деятельность мотивация творчество Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения . Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения. .

Слайд 3

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ развивать коммуникативные навыки учащихся уроки в нетрадиционной форме формировать мотивационную сферу учащихся раскрывать креативные способности учащихся формировать навык совместной деятельности.

Слайд 4

Компьютерные игры Сюжетно- ролевые игры ВИДЫ ИГР Дидактические игры Подвижные игры

Слайд 5

Возможности использования игровых технологий

Слайд 6

Структура дидактической игры Дидактическая задача Игровые действия Правила игры Подведение итогов Игровая задача

Слайд 7

игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.

Слайд 8

Многие дидактические игры и упражнения носят интегрированный характер: так, например, на уроке чтения или русского языка можно использовать упражнение с числами, примерами, различными арифметическими заданиями: 82 11 64 35 100 25 11 25 35 64 82 100 С К А З К И *Расположите данные числа в порядке возрастания: *Прочитайте слово, которое у вас получилось.

Слайд 9

Творческие задания 2 3 4 5 4 9 16 Рассмотри фигуры , дай общее Какое число надо записать название всем фигурам в пустой клетке , чтобы не нарушилась закономерность расположения чисел ? Составь по рисунку две задачи и реши их по схемам : 25 р.диск а) + б) - 15 р. книга

Слайд 10

7 4 2 3 1 6 5 4 «Паровозик из Ромашково »


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто какое выражение решал ? 80-5= 3 60+40= 70-50= 90+5= 30 : 3= 6 х10= 4 6 10 75 20 95 60 100

Слайд 2

1 4 2 3 8 7 6 5 м у х о м о р п а с л ё н к о п ы т е н ь д у р а н в е п г а н а л н д ш б л е а

Слайд 3

Лучше умственной зарядки Нет для взрослых и детей: Играем в прятки Кто играет с нами в прятки, Тот становится умней. Найдите животное в этих стихотворных строчках: Меня пронырой со вы дра знят, Нырять и плавать плохо разве? Была гро за . Я ц елый час Не открывал от страха глаз.

Слайд 4

интерес видео аудио Средства привлечения внимания ДифФеренциация

Слайд 5

"БИАТЛОН" второй уровень третий уровень первый уровень

Слайд 6

р а с у о б м а а т д о о о л о о к м б а к а о а н и ш а р а в о п о ш о р о т ь л а о к о т а л п х п с к


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7+4= ? 10 12 11

Слайд 2

Выбери слово, в котором букв больше, чем звуков. дно яма осьминог якорь

Слайд 3

Победа!

Слайд 4

Развитие мотивации

Слайд 5

Динамика развития познавательного интереса

Слайд 6

Рост познавательного интереса Дифференциация обучения Влияние использования игровых технологий Повышение интереса к предмету Новая роль Навыки творческой деятельности Эффективный способ обучения Интеграция материала Разные виды деятельности УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК Глубина погружения в материал Новое качество образования УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Групповая технология на уроках начальной школе

Хочу привести несколько примеров из опыта своей работы. Коллективную форму занятий я начинаю с 1 класса. Первый вариант условно назван «Ручеёк». В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для ...

Здоровье сберегающие технологии на уроках начальной школе.

Анализ применения здоровье сберегающих технологий на уроках и во внеурочное время....

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...

«Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках начальной школы» «Современные приемы формирования функциональной грамотности в нач.шк.»

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи....

Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках начальной школы

Использование информационно – коммуникационных технологийна уроках  начальной школы...

Выступление на ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках начальной школы"

Презентация к выступлению " Здоровьесберегающие технологии на уроках начальной школы"...