Главные вкладки

    Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе
    методическая разработка на тему

    Кирова Вера Викторовна

    Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому движению. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл effektivnyy_urok.docx28.19 КБ

    Предварительный просмотр:




    «Эффективность урока

    как условие повышения качества

    образования в начальной школе»

    Выступление

    на методическом объединении




    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Кирова Вера Викторовна




    2015

    План выступления 

    1. Вступление. Каким должен быть эффективный урок?

    2. Этапы эффективного урока.

    3. Коллективная форма познавательной деятельности: работа в парах, группах.

    4. Современные информационные технологии, их применение на уроках.

    5. Заключение. Какие факторы влияют на эффективность современного урока?

    1. Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому движению.

    Урок является основным компонентом школьного образования. 

    Урок сегодня – это развитие, творчество, комфорт.

    • Формирование предметной компетентности
    • Формирование информационной культуры
    • Развитие познавательной активности и самостоятельности
    • Развитие мышления
    • Развитие творческих способностей
    • Формирование коммуникативной компетентности
    • Создание психологически комфортной

    среды

    • Разнообразие учебной деятельности

    Урок как дорога в будущее

    Пока идешь за кем-то вслед,

    Дорога не запомнится.

    Зато, куда б ты ни попал

    И по какой распутице

    Дорога та, что сам искал

    Вовек не позабудется.

    (Н. Рыленков)

    Ведущая идея современного эффективного урока

    Создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества.

    • Использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности.
    • Обучение анализу своей деятельности.
    • Обеспечение активной учебной деятельности.
    • Создание условий для развития самовыражения, развития чувств и эмоций.

    На уроке важны

    • Идея ценности личности.
    • Ориентация на воспитание социальной ответственности.
    • Существование различных точек зрения, отсутствие единой, жестко заданной нормы восприятия изучаемого материала.
    • Активные отношения между субъектами обучения.

    Важное условие эффективности урока - деятельностный характер обучения 

    • Практические работы
    • Эксперимент
    • Решение задач
    • Обращение к научным парадоксам
    • Экскурсии
    • Использование метода проектов

    2. Основные этапы современного эффективного урока

    • Актуализация знаний, вызов информации, полученной ранее на уроках, из жизни…
    • Осмысление, активное изучение нового материала
    • Рефлексия (размышление об узнанном)

    «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь».

    Чтобы сделать процесс обучения продуктивным, творческим, личностно-ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

    Первый этап эффективного урока - это создание благоприятного, психологического климата на занятии.

    Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. 

    Он предполагает снятие (по возможности) всех стресс образующих факторов учебного процесса. С целью благоприятной обстановки на занятиях использую игры- разминки, способствующие не только снятию напряжения, но и развитию различных свойств внимания. Школьникам, испытывающим трудности в обучении, предлагаю оценить свое эмоциональное состояние на начало и конец занятия.

    Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

    Последующие этапы работы над повышением эффективности урока

    Одним из следующих этапов эффективного урока это формирование школьной мотивации.

    Прежде всего, у младших школьников, испытывающих трудности в обучении, необходимо нейтрализовать память от эмоций неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создавать перспективу для новой успешной деятельности.

    Обязательно на уроках должны присутствовать физминутки, являясь одним из условий эффективности урока в начальной школе.

    Основные задачи физминутки – это:

    • снять усталость и напряжение;
    • внести эмоциональный заряд;
    • совершенствовать общую моторику;
    • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

    В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

    Очень важно логическое завершение урока в виде рефлексии, которая помогает каждому ребёнку осознать важность урока и проанализировать свои достижения.

    3. Важно осуществлять работу в группах, командах, в парах, что способствует развитию коммуникативных УУД.

    Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности. Что же собой она представляет? Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.

    На своих уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме.

    В начальной школе активно используются нестандартные уроки, интегрированные уроки.

    Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

    - игровая деятельность;

    - создание положительных эмоциональных ситуаций;

    - работа в парах; группах;

    - проблемное обучение;

    - использование ИКТ.

    4. Учитывая требования современного образования, учителю необходимо научиться ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений

    Современные информационные технологии используются учителем для повышения эффективности преподавания. 

     Как показывает практика, использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Где же ИТ могут помочь современному учителю в его работе? Подбор иллюстративного и дополнительного познавательного материала к урокам (Интернет), обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и т. д.

    В чём же актуальность применения ИКТ на уроках в начальных классах?

    Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

    В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?

    На помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Это одна сторона вопроса.

    А теперь подойдём к этому вопросу с другой стороны.

    Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

    Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

    Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

    - активизировать познавательную деятельность учащихся;

    - проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

    - индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

    Каковы результаты использования ИКТ в начальной школе?

    Работа с компьютером у детей повышает интерес и усиливает возможности доступа к современной, свежей информации, осуществляет «диалог» с источником знаний. Компьютерные технологии необходимы в работе учителя. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

    Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

    Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

    Реализацию этих принципов рассмотрим на примерах. 

     Урок окружающего мира. На уроке по теме: «Круговорот воды в природе» ребята знакомятся с этим процессом с помощью ярких иллюстраций, схем. Они составляют рассказ-описание по плану и иллюстрации, сравнивают, анализируют, делают выводы.

    На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

     Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников.

    Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

    Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.

    Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

    Результаты использования ИКТ 

    Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

    -повышает качество знаний;

    -продвигает ребёнка в общем развитии;

    -помогает преодолеть трудности;

    -вносит радость в жизнь ребёнка;

    -создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

    Результаты использования электронных учебных материалов по определённым темам учебных дисциплин показали высокий уровень учебной мотивации детей, стимулирование их познавательной активности, навыков самоконтроля и самооценки, что не может не повлиять, в свою очередь, на результат и качество образования.

    Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

    5. Итак, на эффективность современного урока влияют:

    - использование нового подхода к уроку;

    - использование современных педагогических технологий;

    - создание психологического комфорта на уроке;

    - формирование школьной мотивации, и, как результат, является формированием и развитием познавательных процессов.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Эффективность урока как условие повышения качества образования"

    Опыт работы по теме "Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии"...

    «ИКТ как средство повышения качества образования в начальной школе»

    21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя– он должен стать координатором информационно...

    Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

    Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

    Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО

    Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО...

    Эффективность урока как условие повышения качества образования

    Как повысить эффективность урока в начальной школе ( из опыта работы)...