Эффективность урока как одно из условий повышения качества образования в начальной школе.
статья

Иванова Ирина Валерьевна

Урок - это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами ни пользовался учитель, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_uroka_v_nachalnoy_shkole.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность урока как одно из условий повышения качества образования в начальной школе.

Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому движению. Слово «эффективность» в переводе означает – результат какого-либо действия.  Урок является основным компонентом школьного образования. И какие бы новации не вводились, только на уроке, как 400 лет назад, когда Ян Амос Коменский впервые придумал урок, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Урок - это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами ни пользовался учитель, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя.

Каким должен быть эффективный урок? Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием обучающихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя, это знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока и умение планировать, проводить и анализировать урок. На уроке концентрируется вся деятельность педагога, педагогические навыки, его научная подготовка, методические умения, способность организовать работу школьников.  На уроке обучающиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке. Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Урок как дорога в будущее…

Ведущая идея современного эффективного урока это создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества;

-использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности;

- обучение анализу своей деятельности;

- обеспечение активной учебной деятельности;

- создание условий для развития самовыражения, развития чувств и эмоций.

Важное условие эффективности урока - деятельностный характер обучения:

- практические работы;

- эксперимент;

- решение задач;

- обращение к научным парадоксам;

- экскурсии;

- использование метода проектов.

Основные этапы современного эффективного урока:

- актуализация знаний, вызов информации, полученной ранее на уроках, из жизни…

- осмысление,  активное изучение нового материала

- рефлексия (размышление об узнанном)

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Чтобы сделать процесс обучения продуктивным, творческим, личностно-ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

Первый этап эффективного урока - это создание благоприятного, психологического климата  на занятии. «Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов). Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.  Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса. С целью благоприятной обстановки на занятиях использую игры - разминки, способствующие не только снятию напряжения, но и развитию различных свойств внимания. Детям, испытывающим трудности в обучении, предлагаю оценить свое эмоциональное состояние на начало и конец занятия.  Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Одним из следующих этапов эффективного урока это формирование школьной мотивации. Прежде всего, у младших школьников, испытывающих трудности в обучении, необходимо нейтрализовать память от эмоций неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создавать перспективу для новой успешной деятельности.

Обязательно на уроках должны  присутствовать этап физминутки, являясь одним из условий эффективности урока в начальной школе. Основные задачи физминутки – это:              

 - снять усталость и напряжение;

- внести эмоциональный заряд;

- совершенствовать общую моторику;

- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Последний  этап эффективного урока это логическое завершение урока в виде рефлексии, которая помогает каждому ребёнку осознать важность урока и проанализировать свои достижения.

Важно осуществлять работу в группах, командах, в парах, что способствует развитию коммуникативных УУД. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности. Что же собой она представляет? Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.   

Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами микрогрупп. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. На уроках литературного чтения, при чтении стихотворений или рассказов в форме диалога,   детям дается задание, ознакомиться с текстом, подготовить его выразительное чтение, после прочтения каждая пара договаривается и распределяет между собой роли. Детям дается время для подготовки, затем, пара, которая готова поднимает руки и выразительно читает диалог. Так постепенно учащиеся привыкают к сотрудничеству друг с другом, вырабатывается умение и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение  всего времени обучения. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить детей  – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д. Следующий этап: научить тренироваться в парах (выслушать пересказ, выразительное чтение или стихотворение наизусть). Работа  предполагает наличие  оценочных листов. Каждый ребенок выступает в качестве редактора и критика услышанного. Оценивает собеседника и выставляет ему оценку за проведенную работу. Оценка может быть выставлена в баллах или в виде смайлика (значка). Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (задайте  друг другу вопросы; расскажи, как ты понял содержание).   Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом. Работая в парах, дети изучают учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к чтению, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Наибольшее распространение в моём классе получила микрогруппа из 4-х человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. Деление класса на группы помогает организовать  взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий. Посильные индивидуальные задания каждому ученику в  зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость — он тоже выполняет посильную часть общей работы. На своих уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме. Работая учителем, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

- игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах; группах;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ.

Современные информационные технологии должны использоваться учителем для повышения эффективности преподавания. Как показывает  практика, использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Где же ИТ могут помочь современному учителю в его работе? Подбор иллюстративного и дополнительного познавательного материала к урокам (Интернет), обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и т. д.

В чём же актуальность применения ИКТ на уроках в начальных классах? Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и  ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Это одна сторона вопроса. А теперь подойдём к этому вопросу с другой стороны. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному,  при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет: 

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Работа с компьютером у детей повышает интерес и усиливает возможности доступа к современной, свежей информации, осуществляет «диалог» с источником знаний. Компьютерные технологии необходимы в работе учителя.  Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Реализацию этих принципов  рассмотрим на примерах.

Урок окружающего мира. На уроке по теме: «Круговорот воды в природе» ребята знакомятся с этим процессом с помощью ярких иллюстраций, схем. Они составляют рассказ-описание по плану и иллюстрации, сравнивают, анализируют, делают выводы.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. 

Результаты использования электронных учебных материалов по определённым темам учебных дисциплин показали высокий уровень учебной мотивации детей, стимулирование их познавательной активности, навыков самоконтроля и самооценки, что не может не повлиять, в свою очередь, на результат и качество образования.   Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

        Итак, на эффективность современного урока влияют:

 - использование нового подхода к уроку;

 - использование современных педагогических технологий;

 - создание психологического комфорта на уроке;

 - формирование школьной мотивации, и, как результат, является формированием и развитием познавательных процессов.

Можно долго говорить о том, каким должен быть урок. Урок можно считать эффективным и современным, если прослеживаются три момента: исторический аспект изучаемого, связь преподаваемого с настоящим, опора на современность и выход в будущее, на будущую профессию. Иными словами, эффективный урок должен быть жизненным. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Существует такая формула:  Т – П – П – П.

Трудное должно стать Привычным, привычное должно стать Полезным, полезное должно стать Приятным…

Рекомендации учителю

1. Более широко использовать нетрадиционные формы проведения уроков: как показывает практика опытных учителей, эти формы уроков являются достаточно эффективными и имеют немало преимуществ, в частности способствуют развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления;

2. Выбрать правильный метод (или прием) обучения: качество усвоения учебного материала  зависит от выбора доминирующего метода изучения той или иной темы и, конечно, ни в коем случае не пренебрегать учебником (Коменский, который ввел первые учебники, считал, что «с учебником даже плохой учитель может просветить 30-35 учеников»)

3. Раскрывать творческие способности детей, побуждать их к работе мысли и чувства;

4. Использовать исследовательские методы обучения, цель которых – разбудить мысль, заставить ребенка размышлять;

5. Каждому учителю самостоятельно разрабатывать поурочные планы своих уроков наилучшим образом соответствующих особенностям того или иного класса, темы, раздела;

6. Учитывать учебные и воспитательные возможности учащихся разных возрастов, классов, групп, учитывать запросы, особенности, интересы, склонности учащихся;

7. Специально спланировать деятельность по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения;

9. Органично, корректно и только целесообразно включать компьютер в педагогические технологии на уроках по всем предметам;

10. Общаться с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.

Список использованной литературы

1.Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. – Вып. 2. – М.: Знание, 1989.

2. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования Школьные технологии. - 2004. – № 5. –С.59.

3. Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в начальной школе. Журнал «Завуч начальной школы». 2002 г.

4. Селевко Г.В. Современный урок / Г.В. Селевко. -  М.: «Народное образование», 2015.- 187 с.

5. Ярвилехто Т.М Эффективный урок в начальной школе /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...

Ценностный смысл формирования и развития культуры здоровья как достижения учащихся и одного из условий повышения качества образования

Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое  состояние  в значительной степени определяется условиями  его жизни, и прежде всего условиями жизни в школе...... В каждой школе созд...

Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе

Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества ...

Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования

Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования...

Использование ИКТ - технологий в начальных классах – как одно из условий повышения качества образования

В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные техно...