Главные вкладки

    Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
    статья по теме

    Фролова Полина Владимировна

    В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие дополнительного образования как одного из условий

    повышения качества образования  в свете новых стандартов.

    Фролова П.В.

    методист МОУ ДОД ДЮЦ «Сатурн»

    Дополнительное образование детей в настоящее время переживает непростой период.  Непосредственное влияние на дополнительное образование оказывают принятые ФГОС подходы. Возникает немало проблем на пути реализации новых подходов. Дополнительному образованию необходимо сформировать теоретическую модель образовательной деятельности как социальной технологии использования «ресурса детства», опираясь на государственный заказ или задание.

    При всех положительных изменениях, происходящих в обязательном образовании, дополнительное образование находится в роли второстепенного. С таким отношением каждый день сталкиваются педагоги дополнительного образования, работающие на базах школ. В новых стандартах прописано, что создание необходимых материально-технических условий является обязательным требованием для внедрение ФГОС. Однако механизм поступления ресурсов четко не определен, поэтому возникают определённые сложности в организации дополнительного образования на базе школы, связанные с обеспечением материально-технической базы. Решение данной проблемы - одна из первоочередных задач, которую необходимо решить в целях повышения качества образования.

    При введении ФГОС роль дополнительного образования  возрастает, т.к. оно дает возможность самореализации обучающихся в разных направлениях деятельности. В данном случае дополнительное образование может учитывать социальную среду и социальный заказ каждого образовательного учреждения. Но существует ряд проблем, без решения которых введение дополнительного образования на том уровне, который заложен в новых стандартах, нереально. Первая проблема - наличие кадров. В настоящее время в школах недостаточно имеющихся ставок педагогов дополнительного образования, тем более подготовленных в этой области квалифицированных кадров. В дальнейшем может быть осуществлен процесс передачи ставок из учреждений дополнительного образования в школы, однако кадровую проблему это не решит. Далеко не во всех школах к работе во внеурочной деятельности будут привлекать аттестованных педагогов дополнительного образования, скорее всего ставки будут распределены между учителями школы.  А педагогические кадры (учителя начальной школы), в большинстве случаев, не готовы работать в новых условиях, а именно, не могут разработать программу дополнительного образования с учётом ФГОС, не хотят переходить на другой режим работы, не видят перспективы развития дополнительного образования.

     Вторая проблема – сопровождение детей во внеурочной деятельности. Если соблюдать право ребенка на свободу выбора направленности внеурочной деятельности, то велика вероятность возникновения одновременно нескольких групп, желающих заниматься разной направленностью. Не ясен вопрос о том, кто будет выполнять сопровождение детей - классный руководитель? Тьютор, ставки которого еще нет в штатном расписании школы? Это большая нагрузка. Начнем с того, что надо  элементарно развести детей по объединениям, кружкам, секциям, которые находятся порой в разных учреждениях, оформить документацию и т.д.

    Третья проблема -  вопрос организации внеурочной деятельности - это время проведения кружков, факультативов и т.д. В рекомендациях  по организации внеурочной деятельности указывается на обязательный 45-минутный перерыв между последним уроком и началом внеурочной деятельности. На практике это трудно осуществить, если ребёнок не посещает группу продлённого дня или его повсюду не сопровождают родители. Младший школьник, а особенно первоклассник, не сможет самостоятельно уйти из школы домой, пообедать и отдохнуть, а потом вернуться на занятие кружка. Какой выход предпочтут родители и учитель? Конечно, проведение факультатива (кружка, секции, клуба) сразу после уроков. И получится у детей не по 4-5 уроков ежедневно, а по 5-6 даже у 1 классов (10 часов в неделю, по 2 кружка в день). И где же наша забота о снижении нагрузки на детей?

           

             Безусловно, положительные моменты во всём этом есть – непосредственная функция дополнительного образования – это развитие ребёнка, его социализация. Дополнительное образование детей является всеохватывающим, оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности, так как осуществляет свою деятельность в разных направленностях. (Художественно-эстетическая, техническая, физкультурно-оздоровительная, военно-патриотическая, эколого-биологическая направленности и т. д.). Важнейшим принципом дополнительного образования является добровольный выбор ребенком предмета деятельности, педагога и объединения по интересам. Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей Зачастую дополнительное образование в школе организовано случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, но даже это способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.      

               Требования к содержанию дополнительного образования детей сегодня меняются. С учетом ФГОС дополнительное образование должно быть нацелено на достижение воспитательных результатов внеурочной деятельности и приобретение опыта самостоятельного действия. Достижение результатов, связанных с различными видами деятельности, предусмотрено и на уроках по отдельным предметам, и во внеурочной деятельности. Вес внеурочной деятельности выше и в формировании мотивов поведения, поскольку ученик сам выбирает направление внеурочной деятельности.  

    Дополнительное образование детей долгое время рассматривалось как второстепенное. Давайте посмотрим в каких помещениях размещаются учреждения дополнительного образования детей, в каких ВУЗах можно получить образование педагога дополнительного образования, какова материально- техническая база этих учреждений? Сложно из ребёнка вырастить будущего конструктора, если работа технических кружков будет строиться на изготовлении бумажных моделей, если нет компьютерного оснащения. Сложно вырастить будущего актера, если он будет изучать театр по учебнику, без практической работы на настоящей сцене и т.д. А если ребёнок и его родители желают больше времени, чем 2-3 часа, посвятить занятиям, посещать учреждения доп. образования? Актуальна  и проблема усиления воспитательного аспекта дополнительного образования. В системе дополнительного образования акценты смещены в сторону его развивающей и обучающей функции. Предстоит разработка системы использования специфических методов воспитания в ходе реализации образовательных программ дополнительного образования; разработка сквозных программ воспитания, охватывающих учебное и внеучебное время; проработка методов повышения воспитательной эффективности учебного занятия; анализ внеурочной деятельности, деятельности ученического самоуправления, как форм дополнительного образования

    По моему мнению настал тот момент, когда  надо пересматривать нормативно-правовую базу работы педагогов доп.образования, обратить внимание на социальную незащищенность данной категории педагогов. Например: педагог дополнительного образования при таких повышенных требованиях, предъявляемых к качеству выполненной работы, не имеет права на получение досрочной пенсии по старости. Вопросов много, а вот ответов...

    В российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Однако последнее возможно только при тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образования, а также только после изменения точки зрения на педагога дополнительного образования и всю систему дополнительного образования в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов.

    Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов."Дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов"Доклад с сопровождением презентации.Введение новых стандартов изменяет подход к инди...

    Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования

    Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности  в учреждении типа начальная школа-детский сад...

    Дистанционное образование как одно из условий доступности образования для детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

    Одним из условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является наличие информационной о...

    Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения.

    В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...