Ценностный смысл формирования и развития культуры здоровья как достижения учащихся и одного из условий повышения качества образования
статья по теме

Деменок Валентина Петровна

Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое  состояние  в значительной степени определяется условиями  его жизни, и прежде всего условиями жизни в школе...... В каждой школе создана программа "Образование и Здоровье!...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ценностный смысл  формирования и развития культуры здоровья как достижения учащихся  и  одного из условий  повышения  качества образования

Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально – психологическая адаптация в значительной степени определяется  условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно в годы обучения в школе приходится период интенсивного развития организма. Как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии, у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий просто нет. Их рабочий день равняется или даже превышает рабочий день взрослого человека. Считается, что такая ситуация возникла лишь в последнее время, однако это не так. Ещё в начале 50 годов прошлого столетия  под руководством известного  школьного  гигиениста  профессора М.В. Андроповой  было проведено специальное  изучение  учебной и внеучебной нагрузки учащихся. Было установлено, что  у ребёнка рабочий день  составляет восемь и более часов. В последнее время резко  возросли интенсивность и  эмоциональное напряжение  учебного процесса.

Всё это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьника, сокращению времени сна и отдыха,  прогулок,  двигательной активности, что отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся. Безусловно, ухудшение состояния здоровья школьников  нельзя связывать только с  негативным влиянием  так называемых «школьных факторов». Необходимо учитывать так же неблагоприятные  социально – экономические условия жизни многих семей, отрицательное влияние некоторых экологических факторов, нарушения состояния здоровья, сниженный адаптивный ресурс большинства детей, начинающих учится в первом классе, и ряд других факторов. Но все эти негативные влияния, за исключением «школьных факторов риска», изменить в ближайшие годы  и даже десятилетия невозможно.

Это определяет важность  и значимость снижения (или полного исключения)  влияния именно «школьных факторов риска».  

Нельзя сказать, что школа не ищет выхода из сложившейся ситуации. В последнее десятилетие в школах  введён предмет валеология,  разработана  и  действует программа «Образование и Здоровье», которая состоит из шести блоков.

Блок №1 «Здоровьесберегающая  инфраструктура образовательного учреждения.

Блок №2 «Рациональная организация учебного процесса».

Реализация этого блока позволяет  создать условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса,  снимая при этом функциональное напряжение и утомление.

Блок №3  «Организация физкультурно – оздоровительной работы»

Правильно организованная физкультурно – оздоровительная работа  может стать основой  рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности  организма, а значит является средством сохранения и укрепления здоровья школьников.

Блок №4 « Просветительско – воспитательная работа с учащимися, направленная  на формирование  ценности здоровья  и здорового образа жизни.

Для реализации этого блока мы используем программы «Уроки здоровья», «Моё здоровье», «Культура здоровья» и другие. Классные часы и беседы посвящены теме здоровья.

Блок №5 «Организация системы  просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и  родителями».

Для реализации этого блока  проводим различные консультации с родителями по сохранению и укреплению здоровья школьников, проводим дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники, походы.

Блок №6 «Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья».

Для оценки  состояния здоровья и функционального состояния школьников используем анкеты, тесты собеседования.

На педсоветах регулярно  анализируем и обсуждаем данные  о состоянии здоровья школьников, пропуски по болезни и пути их решения.

 Апробированы  различные формы и технологии профилактики и укрепления  здоровья. В нашей школе ведётся специальная работа по формированию культуры здоровья. Школа работает в разных направлениях по укреплению и сохранению здоровья: это и создание благоприятных условий жизни учащихся, соблюдаются гигиенические требования к условиям жизни учащихся в организации учебного процесса, повышается объём двигательной активности, сокращение домашнего задания.

Что же такое здоровье?

Согласно  официальному определению  ВОЗ «Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие».

Можно ли измерить здоровье? Нет, напрямую измерить количество здоровья нельзя, но можно измерить адаптационный потенциал  человека или обратную его величину, то есть  цену адаптации.

Чтобы более подробно разобраться  в путях повышения  здоровья школьников, я хочу подробнее рассмотреть факторы, которые оказывают прямое влияние на здоровье учащегося.

(Смотри схему «Классификация факторов, влияющих на состояние здоровья школьника» №1, 2)

Все перечисленные факторы  могут быть разделены на три категории:

- Неизбежные (НФ) с ними необходимо считаться, но нет способа изменить:

- Корректируемые (КФ) – действие которых  можно  в некоторых случаях регулировать;

- Устранимые (УФ) - негативное действие которых можно  снизить, нейтрализовать, исключить.

Смысл  здоровьесберегающей  деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемые факторы,  и устранять устранимые факторы.

Все эндогенные факторы  относятся к группе неизбежных факторов. Мы обязаны их учитывать, но не имеем возможности  на них воздействовать.

Среди экзогенных факторов  к неизбежным относятся  внешкольные факторы  групп А  (Экологические) и  Б (Экономические), тогда как группа В социальные относятся корректируемым факторам.

Все внутришкольные  факторы относятся к корректируемым  и устранимым факторам, то есть именно на них  и должно  быть  направлено наибольшее усилие работников системы образования.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО

позволили не только выявить  факторы (школьные факторы риска — ШФР),

 которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и

 проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся:

Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий).

 1.) Интенсификация учебного процесса.

  2.)Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

        

3)Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе
     физкультурно – оздоровительной работы.

        

4) Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления   здоровья.

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют:

•   комплексно и системно;

•  длительно и непрерывно (в течение 10—11 лет, ежедневно).

Даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное

воздействие оказывается значимым. Важно отметить, что негативные влияния

ШФР приходятся на время интенсивного роста и развития организма ребенка,

 т.е. на период, когда дети особенно чувствительны к любым

неблагоприятным воздействиям, а значит способны оказывать неблагоприятное

 воздействие.

Таким образом, комплекс школьных факторов риска действует непрерывно,

 длительно и систематично. Известно, что сила воздействия на организм

человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек

осознает это влияние как нечто неизбежное, неуправляемое, неизменное. Это

в полной мере относится к комплексу школьных факторов риска, которые

ребенок не в силах изменить, минимизировать или исключить.

Опасность влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и

состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливаются в течение нескольких лет. 

                                                                                                                                 

Мониторинг формирования  и развития культуры  здоровья учащихся

Показатель качества образования

Ответственные за процедуру измерения и анализ полученных данных

Инструментарий

(источники данных)

Циклограмма

1. Анализ физического здоровья учащихся.

- врач

- классный руководитель

- изучение медицинских карт

- профилактические осмотры

- анализ заболеваемости

- ежегодно

2.Сформированность мотивации на сохранность здоровья и стремление к здоровьесберегающей деятельности.

- Зам. дир. по УР, ВР, классный  руководитель

- учитель физ - ры

- наблюдение

- анкетирование

- анализ деятельности

- ежегодно

3. Уровень саморегуляции и самоорганизации

Зам. директора по УР, классный руководитель

- анкетирование

- тестирование

- наблюдение

Срезы 1,5,7,9,11 кл.

4. Уровень адаптации

Классный руководитель

- наблюдения

- тестирования

- собеседование

- анализ продуктов деятельности

Срезы 1,5,7, 9, 10 кл.

5. Общий благополучный эмоциональный фон. Положительное отношение к миру, направленность на успех.

- педагоги

- диагностика тревожности

- наблюдение

По плану

                                       

                                                                                     

                        ЗДОРОВЬЕ

           

ФИЗИЧЕСКОЕ                        ПСИХИЧЕСКОЕ                    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

                           

__________________________________________________________________________

          Причины, влияющие на здоровье детей

Экология -20% 

                                                  Наследственность – 20%                                       

                Медицина- 10%   

                                         Образ жизни – 50%

__________________________________________________________

                                                                                                Схема №4

             Составляющие здоровья детей

1. Правильная духовная ориентация.

2. Правильное питание

3. Достаточная физическая активность.

4. Хороший психологический климат в семье и школе.

5. Внимательное отношение к своему здоровью.

6. Хорошие взаимоотношения со сверстниками и окружающими.

Анализ функционального напряжения и школьной адаптации

               учащихся младших  классов.

Состояние психического и физического здоровья детей, успешность их адаптации  к школе, во многом определяется  степенью функциональной зрелости организма ребёнка и его здоровьем. Однако не менее значительное воздействие  на психическое здоровье школьников и процессы адаптации  к учебной деятельности оказывают такие факторы, как соответствие методик и технологий обучения  возрастным и функциональным возможностям школьников, а так же соблюдение гигиенических норм и правил организации учебного процесса, обеспечивающих профилактику  учебных перегрузок и  утомления.

Существенное влияние на психическое здоровье , характер адаптации и уровень учебной мотивации оказывают также такие факторы , как психологический климат в классе и дома. Слишком авторитарный  стиль общения  учителя, завышенные неадекватные требования со стороны родителей, снижают уверенность ребёнка в себе. При этом падает учебная мотивация, нарастает тревожность, появляется негативное отношение к школе, что может привести к  прогрессирующей невротизации, ухудшению  психического здоровья.

В условиях современной школы важно учитывать  влияние  внутришкольных факторов, поскольку постоянное усложнение и интенсификация программ создаёт предпосылки для формирования психологического дискомфорта, а также школьного стресса, школьных неврозов и приводит к ухудшению  психического здоровья школьников.

По данным  физиолого  – гигиенических  исследований  к концу учебного года утомление школьников нарастает. Однако наблюдается также и эффект тренировки, в результате которого, даже при спадах работоспособности к концу дня и недели происходит её рост   от начала к концу года и от класса к классу.

Подобная динамика умственной работоспособности указывает на  благоприятное течение  долговременной адаптации здоровых учащихся  к  учебной нагрузке.

Утомление на уроке естественное  следствие учебной деятельности  и играет определённую биологическую роль для организма. Прежде всего-  это защита от переутомления, т.е. истощения организма, и кроме того утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале  развития утомления  свидетельствуют снижение внимания и репродуктивность труда  (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение выполнения рабочих операций); проявление двигательного беспокойства, нарушение ритма дыхания и сердцебиения, ухудшения самочувствия. На протяжении  всех лет обучения наиболее трудными для учащихся  являются такие периоды, как последняя неделя декабря и середина февраля. В эти  периоды должна быть снижена учебная нагрузка, никаких контрольных работ, и увеличить активный отдых школьников.

Мной представлены результаты обследования учащихся в начале и конце учебного года. Были использованы анкеты, которые по поведенческим реакциям позволили оценить напряжённость функциональной системы организма, психическое здоровье, адаптацию школьников к обучению и уровень школьной мотивации.

1) Степень напряжения адаптации оценивалась по анкете №2.

«Карта наблюдения за состоянием ребёнка в школе»

2) Степень функционального напряжения  организма школьников по анкете №3

«Карта наблюдений за состоянием  ребёнка»

3) Уровень мотивации школьников оценивается по анкете №4

«Расскажи о школе» (заполняется родителями  по ответам детей)

Основными показателями психологической адаптации ребёнка к школе является  формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Одним из основных индикаторов трудности  процесса адаптации к школе являются изменения в поведении. Могут наблюдаться  чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, или наоборот  заторможенность, депрессия, нежелание идти в школу.

(Смотри диаграмму №1)      «Степень напряжения адаптации»

На основании анализа анкеты  было выделено три степени напряжения адаптации школьников к учебной нагрузке:

- высокая

- средняя

- низкая

Высокая степень напряжения характеризует неблагоприятную адаптацию, средняя  степень адекватную адаптацию, но с некоторым напряжением и низкая степень  - благоприятную, эффективную адаптацию.

В начале и в конце  учебного года  у большинства учащихся  низкая и средняя степень напряжения адаптации. У этих детей адаптация протекает благоприятно, с адекватной реакцией организма на   обучение в школе. В течение всего года эти учащиеся успешно справляются с учебной нагрузкой.

Высокая степень  напряжения адаптации в конце учебного года выявлена у 2% учащихся. У этих детей в конце учебного года адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они  плохо справляются с  учебной программой.

(Смотри диаграмму №2) « Функциональное напряжение организма»

На основании анализа анкеты было выведено три степени  функционального напряжения:

- отсутствие напряжения

- умеренное напряжение

- перенапряжение

Отсутствие напряжения свидетельствует о  хорошем психологическом и соматическом состоянии ребёнка; умеренное – о функциональном напряжении организма; а перенапряжение о неблагополучном состоянии ребёнка. При  умеренном  функциональном напряжении  организма отмечается закономерная усталость, снижение  работоспособности, нарушение общего  самочувствия, не переходящие  в комплекс нервно – психических расстройств и срыва адаптации.

(Смотри  диаграмму №3) «Школьная мотивация»

 Школьная мотивация и степень её сформированность играет  важнейшую роль  в успешности овладения ребёнком  учебной программы. Наличие у школьника мотива, хорошо  выполнять все предъявляемые школой требования,  показать себя с лучшей стороны, заставляет его  проявлять активность в отборе и запоминании  необходимой информации. При низком уровне  учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

На основании анкеты было выделено три уровня школьной мотивации:

- высокий

- средний

- низкий

Результаты показали, что у большинства учащихся сохраняется  достаточно высокий уровень мотивации к обучению и даже возрастает к концу учебного года. Эти дети хорошо себя чувствуют в школе. Они отличаются   высокими познавательными мотивами, стремлением  наиболее успешно выполнять все требования предъявляемые школой.

Учащиеся с низким уровнем  мотивации к обучению  испытывают определённые трудности в обучении: плохо справляются с учёбой,  имеют проблемы  в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями.

Таким образом, в конце учебного года большинство учащихся  начальных классов характеризуются,  благоприятным  течением адаптации, отсутствием значительного  функционального напряжения организма и  достаточным уровнем  учебной мотивации. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев режим дня школьника рациональный, условия обучения  и внешкольная нагрузка  соответствуют возможностям  ребёнка.

(Смотри диаграмму №4)

По существующему положению, учащиеся 1 классов перед поступлением в школу в обязательном порядке подвергаются диспансерному обследованию с участием врачей – специалистов. Иногда это не соответствует действительности.

В справке написано – здоров, а от родителей узнаёшь, что ребёнок болен и  очень серьёзно.

Данные на основании, которых составлена диаграмма, получены из  анкет родителей. Как показывает анализ данных, первое место в структуре  потологической распространённости принадлежит  нарушениям осанки и другим отклонениям  в опорно -  двигательной системе организма. Наиболее выраженные  функциональные нарушения: сутулость, крыловидные лопатки, ассиметрия плеч и др.

На втором месте это  заболевания нервной системы, их можно отнести к психическому здоровью, и кариес. Заболевание кариесом  нельзя рассматривать, как  незначительные нарушение здоровья, так как этот признак свидетельствует о наличии в организме  постоянного источника хронической инфекции. Этот фактор, отрицательно влияет на  состояние иммунного статуса организма.

На третьем месте  - ЛОР  заболевания. К ним относятся ангины, тонзиллит, отит и др.

Анализ данных по состоянию здоровья детей  позволяет корректировть свою работу, уделяя максимум внимания здоровьесбережению.

           

                         

Анкета №1

  Пожалуйста, выскажите свое отношение к занятиям физической культурой и спортом. Ваше

мнение важно знать, чтобы улучшить программу школьных уроков физкультуры, сделать эти уроки

более интересными и полезными.

Оцените в баллах от 1 до 5 свое согласие с каждым из 30 утверждений.

Выберите вариант оценки и отметьте его крестиком или другим значком.


Утверждения

Оценки

1.

Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что они помогают укреплять мое здоровье


2.

Занятия физкультурой и спортом помогают мне развивать волю и целеустремленность


3.

Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движения доставляют мне радость

4.

В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической

Культурой.






культурой

5.

Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку.

б.

Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни

7.

В спортивной секции есть все условия для общения с интересными людьми

8.

Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем

9.

Интерес к физической культуре у меня не пропадает и во время школьных каникул

10.

Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством

11.

Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом

12.

Я думаю, что все оздоровительные мероприятия - физкультминутки, подвижные перемены, спортивный час - должны содержать разные игры и развлечения

13.

Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно среди молодежи

14.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой

15.

Занятия физическими упражнениями мне приятны, улучшают мое настроение и самочувствие

16.

Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно

17.

На занятиях физическими упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину

18.

Во время каникул мне нравится много двигаться и заниматься физическими упражнениями

19.

Даже в каникулы я заставляю себя уделять время занятиям физическими упражнениями

20.

Чтобы занятия физкультурой и спортом во время каникул не прерывались, мня обязательно кто-то должен контролировать

21.

Я стараюсь  накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей жизни

22.

Возможность общения с друзьями во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет мне большое удовольствие

23.

На соревнованиях мне нужна только победа

24.

Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие

25.

Мне нравится, что в занятиях физкультурой есть элементы соперничества

26.

Мне  хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы

27.

Уроки физической культуры привлекают  меня играми и развлечениями

28.

Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья

29.

Активный отдых в выходные дни. прогулки и подвижные игры - это моя привычка

30.

Физкультура, спорт, подвижные игры на досуге и в каникулы помогают «не оставаться радостным,6одрым, веселым

Ключ для обработки результатов Анкеты №1

Мотив

N° вопроса

Балл

№ вопроса

Балл

Сумма баллов

Самосохранение здоровья

1


16



Самосовершенствование

2


17



Двигательная активность

3


18



Долженствование (внутренний аспект)

4


19



Оценка окружающих (внешнял стимуляцил)

5


20



Приобретение практических навыков

6


21



Общение

7


22



Доминирование

8


23



Физкультурно-спортивные  








 интересы

9


24



Соперничество

10


25



Удовольствие от движений

11


26



Игра и развлечение

12


27



Подражание

13


28



Привычка

14


29



Положительные эмоции

15


30



Мотив определяется так:

•    «ведущий*, если сумма баллов для него составляет 8 и более;

•   «средневыраженный», если сумма баллов составляет

от 5 до 7;

 «малозначимый», если сумма баллов составляет меньше 5.

Измерение показателей  физического здоровья

1.Бег скоростной    (дистанция 30,60,100)

2.Челночный бег      (3р  х 10м)

3.Бег на выносливость (1000м или 6 минут)

4.Тест на перекладине (количество раз за 30 секунд)

5. Прыжок с места

6. Гибкость

7. Быстрота реакции (тест «падающей линейки»)

                     Анкета №2

            Напряжённость адаптации

Карта наблюдения за состоянием ребёнка в школе

(для классного руководителя)

 

Показатели поведения и состояния ребёнка

                                                           

1.Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания детям, перебивает учителя и на реагирует на его замечания, часто переспрашивает                

2.Быстро нарастает утомление, ребёнок становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя.

3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем.

. 4. На контрольных работах чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, руки становятся холодными и потными, не понимает задания, задаёт много вопросов, делает ошибки

в заданиях, которые, казалось бы, хорошо знает

5. На уроке не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не удерживает её или быстро забывает, отвлекается, требует дополнительного контроля, более детального индивидуального объяснения. При  выполнении задания задаёт много вопросов.

6. На переменах агрессивен, драчлив, неуправляем, не реагирует на замечания взрослых.

7.Приходит в школу не готовым, забывает учебники, тетради, ручки, карандаши.

Результаты анализа анкеты №2  

наблюдений за поведением ребёнка в школе.

(напряжённость адаптации)

Ф.И.учащегося

1.

2.

3.

4.

.

.

.

-Количество детей, имеющих суммарный балл 14 и меньше ___%

- Количество детей, имеющих суммарный балл больше 14___   %

- Количество детей, имеющих суммарный балл менее 7___       %

Анализ и сопоставление этих двух анкет  позволяет  увидеть

первые проявления  изменения состояния, признаки

функционального неблагополучия  организма и напряжения

адаптации.

 Эта анкета позволяет оценить успешность адаптации ребёнка к обучению и выявить  отклонения в

состоянии ребёнка, свидетельствующие о нарушении адаптации и значительном напряжении

организма. Анкета заполняется учителем.

В анкете каждого ребёнка  определяется суммарный балл по всем показателям.

При суммарном балле менее 7 – состояние ребёнка не вызывает тревоги, адаптация благоприятная.

 При суммарном балле от 7 до 14  у ребёнка наблюдается  напряжение адаптации, в этом случае нужно обратить внимание на проблемы ребёнка, проанализировать режим, нагрузку, трудности.

При суммарном балле  более 14 баллов у ребёнка наблюдается выраженное напряжение адаптации, в этом случае необходимо обратить внимание  на состояние здоровья , нормализовать режим,  снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы  ребёнка вместе с родителями, психологом, разработать программу помощи ребёнку.

Как показывают исследования, высокая степень напряжения адаптации наблюдается у небольшого  числа детей. Это дети,  у которых  психологическая адаптация  связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные  формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, как правило они плохо справляются  с учебной программой. Неблагоприятно протекает адаптация  у значительной части детей, занимающихся по чрезмерно насыщенным и интенсифицированным  учебн7ым программам, а также в тех случаях,  когда условия обучения  существенно превышают  функциональные возможности  организма ребёнка и  особенно его нервно – психической сферы.

Среди детей с неблагоприятной адаптацией могут быть ученики с пограничными состояниями, с нарушениями  психоневрологической  сферы, а также дети, имеющие трудности   уже в первом классе, наконец,  это могут быть просто перегруженные дети, занимающиеся в других школах. Так или иначе,   плохое поведение  - это сигнал  для тревоги, повод разобраться  в причинах трудностей адаптации ребёнка к обучению.

                               Анкета №3

        Карта наблюдений за состоянием ребёнка

                          (для родителей)

Показатели поведения и состояния ребёнка

1.Ребёнок под разными предлогами неохотно идёт в школу

2.Долго собирается в школу,  постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписание уроков, требует постоянного контроля родителей.

3. Настроение преобладает пониженное, неустойчивое, повышенная плаксивость.

4. После школы вялый, сонливый или наоборот, чрезмерно возбуждённый, раздражительный, агрессивный.

5.Частые жалобы на усталость, головные боли, головокружение, тошноту.

6. К вечеру чрезмерно возбуждён, отказывается ложится спать, долго не может уснуть.

7. Сон беспокойный с неприятными сновидениями, страхами. Часто просыпается, вскрикивает, зовёт родителей.

8. Отмечается подёргивание век, различных групп мышц, заикание, боязнь темноты, вредные привычки(кусает ногти, сосёт палец, шмыгает носом)

9. Дома постоянно возбуждён не может организовать свою деятельность, бесцельная беготня, капризы, упрямство, неадекватная реакция на бытовые ситуации)

10. Болезненно или наоборот безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя.

11. Отказывается делать уроки, ставит массу условий, не может организовать себя, часто не помнит домашнее задание. Самостоятельно работать не может, требуется постоянный контроль родителей.

В каждой анкете подсчитывается суммарный балл.

Если суммарный балл  меньше 15, то состояние  ребёнка  не вызывает

тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, напряжение

            отсутствует. Если суммарный балл от15 до 20, то у ребёнка наблюдается

умеренное напряжение организма. В таких случаях надо обратить внимание

на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить

трудности, которые возникают у учащихся.Если суммарный балл больше

20, то это свидетельствует о значительном функциональном и

эмоциональном напряжении, ухудшение психологического состояния.

Если же суммарный балл больше 20 у большинства учащихся, тогда

следует искать причину  в школьной нагрузке, в организации учебного

процесса, в тактике работы учителя.

Педагог должен знать  и учитывать особенности таких детей. Например ,

отношения к школьным оценкам, эмоциональную неустойчивость в новых

ситуациях, трудности организации деятельности.

           Методика комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного процесса.

1.Тесты для оценки физического развития; двигательной активности и подготовленности, напряжённости, школьной мотивации.

2. Анкеты для опроса учащихся  об образе жизни, школьной мотивации, формах досуга.

3. Анкеты для опроса учащихся об уровне их знаний , навыков и умений в сфере  здорового образа жизни.

4. Анкеты для опроса  родителей  о состоянии здоровья, условиях жизни, поведении детей.

5. Алгоритмы  обработки результатов тестирования физического развития учащихся

6. Алгоритмы  обработки результатов тестирования моторного  развития учащихся

7. Алгоритмы  обработки результатов тестирования напряж1ённости учащихся.

8. Алгоритмы  обработки результатов анкетирования состояния здоровья учащихся.

9. Алгоритмы  обработки результатов анкетирования условий и образа жизни учащихся.

10. Алгоритмы  обработки результатов анкетирования учащихся  об уровне из знаний, навыков в сфере здорового образа жизни.

Требования к методике

1. Объективность

2. Комплексность (учёт широкого спектра факторов, способствующих и препятствующих решению  задач сохранения и укрепления  здоровья учащихся)

3. Информативность и надёжность

4. Доступность для педагогического и мед. персонала.

Использованные методы и способы технических решений

1. Анкетирования

- учащихся (состояние физического и психического здоровья, напряжённость, круг интересов, двигательная активность, режим дня, условия проживания и обучения, предпочитаемая досуговая деятельность)

- родителей (анамнез учащегося, социально – экономический статус семьи, поведение ребёнка)

- классных руководителей (поведение ребёнка  в школе, динамика поведения в течении недели, контакты с родителями проблемных учащихся)

- медицинского работника ( динамика заболеваемости детей, наследственные и хронические заболевания)

2.Тестирования

- физическое развитие (по стандартным методикам)

- двигательной подготовленности – в рамках школьных уроков физкультуры по стандартизованному  комплексу тестов

3. Наблюдение

- за поведением детей в процессе учебной деятельности – осуществляет классный руководитель.

4. Беседы

- с учащимися

- с родителями

                                 Анкета ЗОЖ

1.Какие из перечисленных условий жизни, ты считаешь наиболее важными

Для счастливой жизни?

-  Иметь много денег

-  Быть здоровым

-  Иметь интересных друзей

-  Быть самостоятельным ( самому решать что делать и обеспечивать себя)

-  Много уметь и знать

-  Иметь любимую работу

-  Быть красивым, привлекательным

-  жить в счастливой семье

2.Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?

- Регулярные занятия  спортом

-  Знания о том, как заботится о своём здоровье

- Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.)

- Возможность лечиться у хорошего врача

- Деньги, что бы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал

-  Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни

(соблюдение режима дня, регулярное питание, занятие физкультурой)

3. Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?

                                      Ежедневно               Несколько раз в неделю           Редко или никогда

     1. Утренняя зарядка

     2. Завтрак

     3.Ужин

     4.Прогулка на свежем воздухе

     5.Сон не менее 8 часов

     6. Занятия спортом

      7. Душ, ванна

4. Можно ли сказать, что ты заботишься о своём здоровье?

Да, конечно                    Скорее да, чем нет                   Скорее нет, чем да             Нет

5.Интересно ли тебе узнать, как заботиться о своём здоровье?

1 Да, очень интересно                                        3  Скорее да, чем нет

2 Скорее нет, чем да                                            4 Не интересно

6. Откуда ты узнаёшь о том , как заботиться о здоровье?

Дома       В школе        От друзей          Из книг           Радио                 Телевидение

7.Какие мероприятия  по охране и укреплению здоровья  проводятся  в твоём классе? Какие ты считаешь интересными и полезными?

- Уроки, обучающие здоровью

- Лекции о том, как заботиться о здоровье

- Показ фильмов, о том, как заботиться о здоровье

- Спортивные соревнования

- Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья

-  Праздники, вечера на тему здоровья

        Письмо родителям младших школьников

          Уважаемые родители!

Ваши дети на уроках в школе знакомятся с основными правилами здоровьесбережения. Учеников учат бережно относиться к общественному имуществу, соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своём дворе, подъезде.

                         Пожалуйста:

1. Поговорите с Вашим ребёнком, для чего очень важно соблюдать чистоту и порядок в общественных местах.

2. Обратите внимание Вашего ребёнка на состояние вашего двора, дома, подъезда  и их стен.

3. Научите Вашего ребёнка:

- соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своём дворе, доме, подъезде;

- не мусорить в общественных местах, дворе, подъезде;

- не писать, не рисовать на стенах домов, подъезда, не пачкать их;

- следить, что бы младшие дети не совершали эти действия;

Выполняет ли Ваш ребёнок эти требования.

4. Организуйте генеральную уборку подъезда. Вымойте окна, очистите стены от рисунков и надписей, повесьте, если это возможно, цветы.

5. Личным примером научите Вашего ребёнка не мусорить в лесу при прогулках за грибами, ягодами, не бросать обёртки, банки, бутылки.

6.Чтобы Ваш ребёнок всегда выглядел опрятно, научите его;

- чистить зубы ежедневно не менее 2 раз в день;

- ежедневно мыться под душем;

- содержать в порядке ногти;

- ухаживать за своей одеждой и обувью;

- Менять ежедневно нижнее бельё, колготки, носки;

- стирать ежедневно свои носки, носовые платки;

- всегда иметь при себе чистый носовой платок, зеркальце, расчёску;

-  не реже одного раза в неделю мыть волосы;

- содержать в порядке свою причёску;

Мы благодарим Вас  и просим продолжать обучение вашего ребёнка основным правилам  личной и общественной гигиены.