Деятельностный подход в развитии культуры здоровья младших школьников.
методическая разработка по зож (3 класс) на тему

В работе раскрываются пути формирования культуры здоровья младших школьников  через их активную деятельность на уроках окружающего мира и во  внеурочное время. Практические работы, проекты и  исследования учащихся по темам раздела "Человек" окружающего мира (3 класс)  развивают социально значимые качества личности ребёнка, приучают к соблюдению правил сохранения и развития здоровья в повседневных поступках,формируют осознанное умение вести здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod_v_razvitii_kultury_zdorovya.docx97.9 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в развитии культуры здоровья младших школьников  

Содержание

1.    Пояснительная записка………………………………………………..2 - 3

1.2. Актуальность темы

1.2. Анализ психолого-педагогической и методической литературы

1.3. Новизна и особенности

 2. Цели и задачи разработки, ожидаемые результаты освоения раздела программы…………………………………………………………………..3-5

2.1. Педагогические цели и задачи

2. 2. Ожидаемые результаты освоения раздела программы «Человек»

3.  Обобщение и анализ собственного педагогического опыта ………...5- 22

3.1. Предпосылки создания педагогической модели развития культуры здоровья.

3.2. Педагогическая модель развития культуры здоровья.

3.3.. Система деятельности младших школьников  в разделе «Человек»

4 . Результаты апробации представленной разработки………………. . 22-24

5.  Заключение……………………………………………………………. 24-25

6 . Литература………………………………………………………………... 26

 1.  Пояснительная записка.

1.1.  Актуальность темы

Одной из важнейших задач в соответствии с ФГОС является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Только здоровый ребенок способен успешно овладеть школьной программой, а нарушения здоровья ведут к трудностям в обучении.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения дается определение понятия «здоровья» как «…состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней или физических дефектов»

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30-35% детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема развития культуры  здоровья детей сегодня очень актуальна.

Содержание раздела программы окружающего мира «Человек» (3 класс УМК «Планета знаний»)  не в полной мере реализует возможности формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Мы предлагаем развивать культуру здоровья младших школьников на основе деятельностного подхода.

1.2. Анализ психолого-педагогической литературы

Задача начальной школы заключается не только в получении ребенком основы знаний, но и в формировании отношения к окружающему миру, в умении самостоятельно мыслить и творчески работать, действовать и изменять себя..

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. В этот период ребенок учится самостоятельно рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности, обобщать и от мышления конкретными категориями переходит к более абстрактному мышлению.

Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия, памяти, внимания, превращая их в регулируемые, произвольные процессы.

Детям младшего школьного возраста присущи любознательность, эмоциональная отзывчивость, потребность в самоопределении, деятельностная активность.

Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задачопределяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

 Деятельностный подход опирается на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развит в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина.

Психологи утверждают «деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребѐнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».

Кандидат педагогических наук Дзапарова Н.К. конкретизирует понятие «культура здоровья младшего школьника», как совокупность сформированных, социально значимых качеств и повседневных поступков личности ребенка, основанных на деятельностно освоенном им пласте здоровьесберегающих знаний, а также осознанное умение вести здоровый образ жизни, реализовывать навыки развития и сохранения здоровья в деятельности.

1.3. Новизна и особенности учебной разработки

Новизна разработки заключается в создании и апробировании в разделе «Человек» педагогической модели развития культуры здоровья младших школьников, основанной на деятельностном подходе.

Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его нравственных ценностей, общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  1. Цели и задачи разработки, ожидаемые результаты освоения раздела программы
  1. Педагогические цели и задачи

Цель  разработки – обобщить организационно-педагогические, технологические способы, условия развития культуры здоровья и привития младшим  школьникам навыков деятельной активности как средства сохранения их здоровья.

Задачи:

1. Проанализировать и обобщить литературные источники по проблеме деятельностного подхода и  развития культуры здоровья.

2. Разработать педагогическую модель развития культуры здоровья на основе деятельностного подхода.

3. Обобщить собственный педагогический опыт использования педагогической модели развития культуры здоровья на основе деятельностного подхода

 в разделе окружающего мира «Человек».

4. Систематизировать формы, методы, используемые для развития культуры здоровья младших школьников.

5. Доказать эффективность работы по развитию культуры здоровья учащихся

на основе диагностики определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни.

2. 2.Ожидаемые результаты освоения раздела программы «Человек».

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
  • умение оценивать правильность поведения с точки зрения здорового             образа жизни;
  • понимание значение физкультуры и спорта, режима дня;
  • умение объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме,        и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения , физкультминуток и т.п.;
  • умение сохранять правильную осанку, здоровое состояние стопы.
  • различать полезную и вредную пищу.

могут быть сформированы:

  • понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями,
  • выбирать полезную пищу.

 ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
  • понимать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • знаниям  некоторых болезней и меры борьбы с ними;
  • представлению о темпераменте и его типах;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать свои действия при выполнении заданий учебника, практической работы, исследования;
  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении самонаблюдений;
  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках исследовательской  деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • устанавливать взаимосвязи и взаимообусловленности функций органов;
  • доказывать то или иное свойство изучаемого органа, его функции путем постановки несложных опытов, практической работы, самонаблюдений;
  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • находить необходимую информацию в учебнике;

Учащиеся могут научиться:

  • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
  • устанавливать причинно-следственные связи между опытами, экспериментами (под руководством учителя);

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать в поиске и сборе информации;
  • выполнять парные и групповые задания;
  • совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

  • оценивать, корректировать действия партнёра;
  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и исследований.

3.  Обобщение и анализ собственного педагогического опыта.

3.1. Предпосылки создания педагогической модели развития культуры здоровья.

Современные школьники отличаются любознательностью и большой информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается все больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно (благодаря телевизору, компьютеру, книгам). В результате у различных учеников оказываются разные знания и вопросы об окружающем мире. Поэтому задача учителя – привести все эти разрозненные знания в систему и  из них сложить целостную научную картину мира.         Содержание раздела «Человек» содержит общенаучные знания  и законы биологии, анатомии, физиологии, гигиены, психологии, истории, этики, эстетики. Интеграция элементов  этих наук создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о человеке как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Человек рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними.

В содержании раздела окружающего мира «Человек» акцент сделан не столько на описание строения тела,  сколько на функционирование человеческого организма. Объясняются только те процессы, которые доступны опытному, чувственному познанию ребенка. В тексте учебника приводится множество опытов, экспериментов которые дети могут осуществить на практике и которые позволят им понять суть происходящих в организме явлений. Все гигиенические вопросы даны в виде заданий, выполнив которые ученик сам сформулирует  правила здорового образа жизни. Эти особенности учебного материала мы учитывали, разрабатывая педагогическую модель развития культуры здоровья.

Однако использование на уроках «Окружающего мира» традиционных методов обучения не всегда помогает добиться решения поставленных учителем целей и задач в области развития культуры здоровья. Современная система образования требует от учителя использования  инновационных методов обучения для воздействия на личность школьника. Мы разработали педагогическую модель развития культуры здоровья.

3.2. Педагогическая модель развития культуры здоровья.

 Эффективной реализации педагогической модели, развивающей культуру здоровья младших школьников, содействует создание специальных педагогических условий:

- ценностная ориентация младших школьников на здоровье и здоровый образ жизни,

- обеспечение деятельностной активности младшего школьника как субъекта педагогического процесса здоровьесбережения,

- организация самоорганизующей здоровьесберегающей деятельности учащихся,

-педагогическое просвещение родителей как элемент взаимодействия семьи и школы по вопросам здоровьесбережения и развития культуры здоровья детей.

В модели развития культуры здоровья важны условия психологически комфортной учебной обстановки:

  • учет психолого-педагогических особенностей развития младших школьников,
  • создание условий, исключающих возникновение стрессовых ситуаций (понимание, уважение, открытость, взаимопомощь, сплоченность, ценность мнения каждого, поддержка права выбора своей позиции),
  • акцентирование внимания на учебных успехах школьника, вызывающее психотерапевтический эффект (учитель может выделить действительно успешный аспект работы, похвалить за старание в определенный период урока),
  • гармония отношений между учителем и учениками, от которых зависит развитие таких качеств характера детей, как познавательная активность, самостоятельность, мотивация, положительная самооценка, стремление к самоактуализации.

Модель развития культуры здоровья представляет систему здоровьесберегающего обучения, направленную на формирование знаний, развитие умений и закрепление навыков в области здоровьесбережения через деятельностный подход.

Этапы модели:

1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

2. Совместное открытие знаний через деятельность.

3. Преобразующая, самоорганизующая деятельность.

4. Подведение итогов.

Актуализация знаний и постановка проблемы предполагает связь нового формирующегося понятия с изученным  через создание проблемной ситуации, подводящий диалог.

Совместное открытие знаний через деятельность – это поиск решения поставленной проблемы,  деятельность под руководством учителя (самонаблюдение, эксперименты, опыты, исследования). Новые знания школьники должны не столько запоминать, сколько добывать в деятельности и усваивать способы их применения в жизни. На это направлена исследовательская деятельность, организуемая под руководством учителя.

К середине 3 класса учащиеся владеют следующими исследовательскими умениями: умение задавать вопросы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение наблюдать, проводить эксперимент под руководством учителя, умение делать выводы, имеют навыки работы с текстом.

Исследовательскую деятельность в учебном процессе мы  строим по этапам, сформулированным А.И.Савенковым.

В  разделе учебника  «Человек» авторы Игорь Владимирович Потапов, Елена Витальевна Саплина и Андрей Иванович Саплин предлагают учащимся практическую работу в форме самонаблюдения за своим организмом. Мы разработали общий алгоритм проведения самонаблюдения.

Алгоритм самонаблюдения

I.  Цель

Что я хочу узнать?

II. Определение смысла

1)  Какова идея?

2)  Что будем изменять? Каким образом?

Что на это должно реагировать?

3)  Как следить за этим?

III.  Оборудование

  1. Какие нужны приборы?

2) Какие требуются материалы?

IV.  Ход работы

Как нужно действовать (план)?

V.  Результаты

1)Что получено?

2) Наглядные представления

•  цифры ...        

 • факты.

•  таблица            

•  структурная схема, рисунок

VI.  Выводы

1)Насколько точны полученные результаты?

2) Сравнение результатов  с другими учащимися.

VII.  Осмысление результатов и выводы на будущее

1)  Что нужно сделать, чтобы результаты стали лучше?

2)  Можно ли продолжить исследование? Для чего? Как?

Преобразующая деятельность – это преобразование окружающей действительности или преобразование самого себя на основе применения и использования полученных знаний.

 Самоорганизующая деятельность заключается в способах самостоятельной постановки целей, планировании работы, самоанализе, самоконтроле, самооценке, осознании своего продвижения.

В практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим многие методы и формы работы предусматривают деятельность учащихся в парах, группах. Выполняя общее дело, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации, приобретают ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей. Внутри группы обязательно выбирается организатор или главный консультант, который помогает выдвигать версии всем членам группы, планировать деятельность и принимать совместное решение.

Оценивание групп можно проводить по следующим критериям:

Груп -пы

Охват материала по теме

Оригиналь-

ность идей

Дополнение

Поведение

Умение сотрудничать

Общий

балл

Можно проводить и индивидуальное оценивание внутри группы:

Фа

ми-

лии

Выдвиже-

ние идей

Вовлече

ние това-

рищей

в работу

Оригиналь

ность идей

Умение задавать

вопросы

Умение отвечать

на вопросы

Активное слушание

Об-

щий

балл

К преобразующей деятельности мы относим составление памяток сохранения здоровья, составление оздоравливающих физкультминуток. Для их составления мы использовали алгоритм. Приложение1, 2.

Подведение итогов - это результат деятельности (проведение опросов, тестирований учащихся и их родителей, творческих работ, наблюдений, организация мероприятий.

3.3. Система деятельности младших школьников  в разделе «Человек»

Тема «Человек – часть живой природы.

Практическая деятельность, заложенная в учебнике

Этапы развития культуры здоровья

Постановка проблемы

Открытие знаний под руководством учителя через деятельность

 Преобразующая, самоорганизующая деятельность

Практическая деятельность не предусмотрена.

Проблемный вопрос: Всегда ли окружающая среда – верный друг нашему здоровью?

Эксперимент: взяли пробы снега в парке вдали от дороги, около завода, у дороги.

После того, как снег растаял, ребята увидели большой осадок грязи от снега, взятого у дороги и у завода.

Вывод:

 В загрязнённом воздухе, в воде, снеге много болезнетворных бактерий.

Овощи, фрукты, грибы, ягоды, лекарственные растения выращенные у дороги, вблизи предприятий опасны для здоровья.

Составление памятки по сохранению здоровья в зависимости от окружающей среды.

Конкурс плакатов «Чистота окружающей среды – залог здоровья»

Сбор пословиц о здоровье.

Приложение 3

Устный журнал «Береги окружающий мир»

Записали в дневники и заучили экстренные телефоны медицинской, пожарной, газовой службы.

Тема «Кожа – первая одежда»

Практическая деятельность, заложенная в учебнике

Этапы развития культуры здоровья

Постановка проблемы

Открытие знаний под руководством учителя через деятельность

Преобразующая, самоорганизующая деятельность

На уроке организуется практическая работа в парах:

С помощью лупы рассмотри кожу своей руки. Что ты видишь на её поверхности. Запиши в рабочей тетради.

Погладь кожу. Расскажи, какая она на ощупь. Запиши в рабочей тетради.

3)Попробуй пальцами оттянуть кожу. Что с ней происходит? Запиши.

4)Отпусти оттянутую кожу.

Что ты наблюдаешь? Запиши.

Выполняя практическую работу, ребята узнают о свойствах и значении кожи.

Проблемный вопрос: Почему раны на коже называют «воротами для болезней» ?

Поиск информации о первой помощи и составление памятки оказания первой помощи под руководством учителя:

1 группа - при ранениях,  

2 группа- при ожогах,

3 группа - при обморожении .

Составление памяток самостоятельно по выбору:

уход за волосами  и ногтями;

как нужно правильно купаться и загорать.

Приложение 1.

По желанию детей была организована встреча с медицинской сестрой школы Горюновой Еленой Викторовной, которая показала ребятам приёмы оказания первой помощи и простейшие перевязки.

Тема «Скелет. Осанка и здоровье»

Практическая деятельность, заложенная в учебнике

Этапы развития культуры здоровья

Постановка проблемы

Открытие знаний под руководством учителя через деятельность

Преобразующая, самоорганизующая деятельность

Практическая работа:

1.Прощупай свои руки, ноги,туловище и голову.

Твёрдое – это кости.

2.Попробуй на ощупь определить, чем различаются кости и какое значение они имеют.

Проблема:

Как определить нарушения осанки?

Ребята провели исследование осанки. Нужно встать вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкнуть стопы, смотреть прямо вперед (голова должна касаться шкафа). Руки опустить. Если  ла-

донь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед.

Результат обследования: Ребята обратили внимание на осанку.

Мы предложили  родителям на собрании обратиться за консультацией к  медицинским специалистам.

Ребята заметили, что красивая осанка у девочек в классе, которые занимаются гимнастикой, танцами.

Разработали  физ-

культминутку

для поддержания и выработки правильной осанки-комплекс«Красивая осанка», стали

ежедневно её применять на уроках,

разработали рекомендации по сохранению осанки.

Приложение 2.

Ребята измерили массы своих портфелей и сравнили с нормой. У всех оказалось превышение веса портфеля.Гигиенических нормы по СанПиНу таковы: для учащихся 1-2 классов – 1,5-2 кг; для 3-4 классов – 2-2,3 кг; 5-6 классов – 2,3-3 кг; для 7-8 классов – 3-3,5 кг; для старшеклассников – 3,5-4,5 кг. Среди медиков существует мнение, что портфель школьника должен составлять не более 10 процентов от веса ребенка.

Организовали и провели акцию в начальной школе: «Портфель»- измеряли массу портфеля у всех желающих и давали советы по его ношению.

У ребят возник вопрос: «Какие ещё есть изменения в скелете, влияющие на здоровье человека?»

Ребята сами предложили провести практическую работу по определению плоскостопия.

Проблема: Как определить плоскостопие и как с ним «бороться»?

Самым простым методом определения плоскостопия является снятие плантограммы – отпечатка подошвенной поверхности стопы.

Оборудование: лист бумаги, вода, акварельные краски, фломастер.

Исследование: Встать мокрыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обвести фломастером и закрасить акварельной краской. На следе центр пятки соединить с центром третьего пальца. Если полученный отрезок не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет.

В обследовании участвовали  20 человек.

Оно привлекло внимание к состоянию наших стоп.

Ребята разработали рекомендации по предупреждению плоскостопия  и составили комплекс упражнений.

Приложение 2

Тема : «Мышцы».

Практическая деятельность, заложенная в учебнике

Этапы развития культуры здоровья

Постановка проблемы

Открытие знаний под руководством учителя

Преобразующая,

самоорганизующая деятельность

Практическая работа:

1.Измерь обхват руки выше локтя.

2.Сильно согните руку в локте и снова измерьте друг у друга обхват руки.

3.Сравните результаты. Объясните разницу.

Проблема:

Почему при однооб-

разной работе мышцы быстро устают?

Кто меньше устаёт при физических нагрузках?

Самонаблюдение:

1.Вытяни руки и подержи некоторое время. в этом положении. Сколько времени ты можешь держать руки в таком положении?

2.Сделай 15 приседаний подряд. Одинаковы ли твои ощущения после выполнения первого и последнего приседания?

Попробуй объяснить.

Ребята заметили, что дети, которые занимаются спортом более выносливы.

Третьеклассники изъявили желание организовать в классе соревнование по реслингу.

Победителями оказались ребята, посещающие спортивные секции.

Дети сделали вывод: «Занятия спортом помогают укрепить мышцы».

У ребят возник вопрос: «Все ли мышцы у человека развиваются?

Как в жизни мы используем мышцы лица?»

Третьеклассники придумали творческое  задание -  разыграть сценки пантомимы, где активно работают мышцы лица для выражения удивления, испуга, радости и грусти.

По инициативе ребят провели соревнование «Весёлые старты»

Тема «Кровеносная система»

Практическая деятельность, заложенная в учебнике

Этапы развития культуры здоровья

Постановка проблемы

Открытие знаний под руководством учителя через деятельность

Преобразующая, самоорганизующая деятельность

Практическая работа:

1.Прижми пальцы правой руки к левой в том месте, где начинается ладонь. Прощупай пульс у себя, а затем у друга.

2.Посчитай пульс за одну минуту сидя, после ходьбы, после бега. Сравни результаты, сделай вывод  и запиши.

 Вывод: Чем больше физическая нагрузка, тем пульс увеличивается больше.

Ппроблема:

 У кого быстрее восстанавливается пульс после физической нагрузки у тренированного человека или незанимающегося физкультурой?

Гипотеза: Мы предполагаем, у тренированного человека, занимающегося спортом, пульс восстанавливает-ся быстрее.

Ребята измерили  свой  пульс за 1 минуту в спокойном состоянии и после физических нагрузок (бег в течении 3-5 минут). Результаты соотнесли  с занятиями ребят в спортивных  секциях.

Вывод: Пульс меньше изменяется у ребят, которые систематически занимаются спортом. Восстанавливается пульс у них тоже быстрее.

Все ребята в классе приняли участие в школьном конкурсе плакатов  «Спорт – это здоровье».

С помощью родителей организовали соревнование «Мама, папа и я –спортивная семья»

Мозговой  штурм «Как укрепить здоровье», в результате которого ребята завели Дневник здоровья.

Тема «Дыхание»

Практическая деятельность, заложенная в учебнике

Этапы развития культуры здоровья

Постановка проблемы

Открытие знаний под руководством учителя через деятельность

Преобразующая, самоорганизующая деятельность

Практическая работа:

1.Посчитайте, сколько вдохов и выдохов вы делаете за 1 минуту в спокойном состоянии.

2.Сделайте 10 присяданий подряд. Посчитайте количество вдохов и выдохов за 1 минуту.

3.Сравните результаты. Сделайте вывод и запишите в тетрадь.

Проблема: Как изменяется дыхание при физических нагрузках у тренированного и нетренированного человека.

Практическая работа. Ребята подсчитали, сколько вдохов и выдохов они делают за 1 минуту в спокойном состоянии и после 20 приседаний. Результаты соотнесли с занятиями ребят в спортивных  секциях.

Вывод:  Тренированный человек, благодаря хорошо развитым дыхательным мышцам, дышит глубоко и ровно даже во время физических нагрузок. Его дыхание быстро успокаивается и у него не бывает одышки.

Ребята подобрали дыхательные  упражнения и на основе алгоритма составили физкультминутку для равития дыхательных мышц.

Приложение 2.

Прияли участие в выставке фотографий:«Мы выбираем здоровый образ жизни»

Тема «Питание»

Практическая деятельность, заложенная в учебнике

Этапы развития культуры здоровья

Постановка проблемы

Открытие знаний под руководством учителя через деятельность

Преобразующая, самоорганизующая деятельность

Практическая работа не заложена.

Проблема:

Влияет ли питание на здоровье человека?

Исследовательская работа.

Гипотеза: Питание влияет на здоровье человека.

Цель: Обобщить материал о правильном питании, доказать влияние питания на здоровье человека.

Методы: изучение литературы;

сбор и анализ этикеток от продуктов; составление списков полезной и вредной пищи; анкетирование; обработка результатов в форме графиков; сбор рецептов полезной пищи; эксперименты и опыты с едой.

Приложение 6.

В ходе работы ребята выработали рекомендации правильного питания(памятка), которые распространили среди младших школьников. Приложение 1.

С результатами исследования выступили перед учениками других классов, участвовали в конкурсе «Малая академия»  на школьном и  районном уровнях.

Разработали памятку ухода  за зубами.

Приложение 1.

Разработка меню дня с учётом здорового питания.

Тема «Органы чувств»

Практическая деятельность, заложенная в учебнике

Этапы развития культуры здоровья

Постановка проблемы

Открытие знаний под руководством учителя через деятельность

Преобразующая, самоорганизующая деятельность

Практическая работа:

1.Рассмотри какую-нибудь картинку. Какую окраску имеют предметы на ней? С помощью какого органа чувств ты это определил?

2.Закрой глаза и понюхай масло, уксус, духи. Какой орган чувств помог тебе узнать каждое вещество?

3.Какой орган чувств помогает тебе отличить холодные предметы от тёплых, гладкую поверхность от шероховатой?

С помощью чего мы чувствуем вкус? Почему плохо ощущаем вкус во время болезни?

Эксперимент.

Мы взяли кусочки фруктов и дали их ребятам, у которых  были завязаны глаза. По вкусу ребята быстро определили фрукты.

Вывод: с помощью специальных сосочков–рецепторов на поверхности языка мы можем определить вкус продуктов: солёный, сладкий, кислый, горький.

Во время болезни мы плохо чувствуем вкус продуктов, т. к.  во рту всё пересыхает от температуры.

Самостоятельное творческое задание.

Посиди в тишине с закрытыми глазами. Расскажи о своих ощущениях.

Теперь послушай музыку Э.Грига. Нарисуй, что ты себе представил под эту музыку.

 Ребята с удовольствием выполняют такие творческие задания и заметили, что рисование, слушание музыки помогают расслабиться, эмоционально отдохнуть, переключить своё внимание.

Разработали памятку бережного отношения к органам чувств на основе алгоритма. Приложение1.

Разработали физкультминутку для отдыха глаз.

Приложение 2.

Организовали яркий, красочный праздник для мам, который подарил много эмоций мамам и детям.

Тема «Нервная система»

Практическая деятельность, заложенная в учебнике

Этапы развития культуры здоровья

Постановка проблемы

Открытие знаний под руководством учителя через деятельность

Преобразующая, самоорганизующая деятельность

Практическая деятельность не предусмотрена.

Проблема: 

Какой у тебя темперамент.7

Как определить темперамент и как от темперамента  зависит характер человека?

На основе опросника Г. Айзенка ребята  провели анкету для определения типа темперамента. По ответам начертили диаграммы и определили  тип темперамента у каждого третьеклассника.

Вывод:  Тип темперамента в чистом виде встречается редко. Чаще встречаются люди, у которых есть черты 2-3 темпераментов, положительные и отрицательные черты характера есть в каждом типе темперамента.

Третьеклассники выработали  рекомендации в форме памятки, как управлять своими эмоциями

и уберечь себя от переутомления.

Приложение 1.

Каждый разработал  индивидуальный режим дня  с соблюдением основных гигиенических требований.

Организовали яркий, красочный праздник для мам, который подарил много эмоций мамам и детям.

Подбор фактов из рубрики «Это интересно»

 Самоорганизующей деятельностью учащихся в конце раздела становится выполнение проектов по темам «Как проходили Олимпийские игры в Древней Греции», «Лечебное питание», «Спортивные забавы на Руси», «Спорт в моём городе», «Знаменитые спортсмены», составление кроссвордов, ребусов, загадок об органах человека. Приложение 8 .

В результате мозгового штурма «Как укрепить здоровье» ребята предложили вести Дневник здоровья, где ежедневно отмечать выполнение основных правил  здорового образа жизни. По отметкам в Дневнике было виден рост ценностного отношения к здоровью, стремление к здоровому образу жизни. Ребята учились самооценке, самоанализу. Дневник здоровья помогал принять, осознанно выполнять правила здорового образа жизни, которые постепенно становились нормой жизни. В нём же ребята отмечали своё самочувствие и можно было проследить связь между соблюдением правил здорового образа жизни и самочувствием.

Дневник здоровья

Дата

За

рядка

Гиги

ена

Ходь

ба пеш

ком

Правиль

ное пита

ние

Двига

тельная

актив

ность

Про

гулки

Ре

жим

Самочувствие

3.03

+

+

+

+

+

+

+

Отлич

ное

4.03

+

+

-

+

+

-

+

хорошее

5.03

-

+

-

-

-

+

-

вялость

Деятельностное усвоение и активизация полученных знаний о здоровье, способах его развития и сохранения организуется посредством специальной учебной и внеклассной работы, а так же участия родителей.

Образец и првычки поведения родителей оказывает большое влияние на детей. Мы проводим просветительскую и агитационную  работу с родителями в следующих формах:

Тема:

Форма:

Советы специалиста гигиены обучения

Семинар-практикум

Семейное воспитание и здоровье наших детей Рекомендации для родителей по навыкам сохранения зрения и осанки

Встреча с врачами-специалистами

Значение режима дня

Беседа - диспут

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Соревнование силы, ловкости и быстроты

«В здоровом теле – здоровый дух»

Семейный праздник

      Самоорганизующая и преобразующая деятельность учащихся ориентирует ребят на выполнение правил здорового образа жизни, учит оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового  образа  жизни; понимать значение физкультуры и спорта, режима дня.

Поурочные результаты деятельностного подхода в модели развития культуры здоровья

№ урока

Тема урока (инвариантная часть)

Результаты преобразующей, самоорганизующей деятельности школьников

Формируемые качества культуры здоровья

1.

Человек- часть живой природы.Окру-

жающая среда и здоровье человека.

  Наблюдение:

Дети стали строже следить за режимом проветривания, чистотой кабинета и переодеванием сменной обуви.

Понимание зависимости здоровья от окружающей среды

2.

Кожа- первая «одежда».

Наблюдение:

Каждый принёс личное полотенце, чаще стали мыть руки на переменах, с мылом стали мыть руки перед едой.

Соблюдение личных правил гигиены.

3, 4

Как мы передвигаемся.

Скелет.

Мышцы.

Наблюдение:

Ребята стали обращать внимание на красоту осанки,  следить за посадкой за партой. Одна ученица записалась в танцевальный кружок. В перемену мальчики стали бегать  в спортивный зал заниматься на турнике. Двое детей сменили сумки на ранцы. Дети стали обращать внимание  на порядок в портфеле и перестали носить лишнее в ранце.

Родители стали следить за тем, что кладет ребенок в портфель, чтобы ничего лишнего не было. В кабинете нашли место, чтобы хранить часть школьных принадлежностей, которые не понадобятся до урока – сменную обувь, спортивную форму, некоторые тетради, альбом, папку по труду. Отдельные ребята с родителями  сменили красивую обувь на удобную  ортопедическую  обувь и стали использовать ортопедические стельки, позволяющие снизить лишнюю нагрузку на позвоночник, а значит, обезопасить  здоровье.

Понимание значения физкультуры, двигательной активности, соблюдение гигиенических требований

 для  здоровья.

5

Кровеносная система, её значение.

Трое мальчиков из класса, ранее не посещавшие спортивную секцию, записались  в школьную секцию.

Ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний о кровеносной системе.

6

Дыхание.

Включили в физкультминутки дыхательные упражнения.

Стали больше ходить пешком.

Умение оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового             образа жизни;

7

Питание (и выделение)

Увеличилось количество учащихся, получающих горячее питание в школе с 18 человек до 20.

Многие ребята(по опросу родителей) отказались от вредных продуктов: чипсов, лимонада.

Умение оценить полезную и вредную пищу, осознанно выбрать здоровое питание.

8, 9

Органы  чувств и нервная система.

Наблюдение:

Уменьшилось количество конфликтов, третьеклассники стали более работоспособны на уроках.

Умение объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме,        и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения.

10

Обобщение по разделу.

Активное участие на открытом уроке (с присутствием родителей, учителей школы)

Умение характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции; оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового             образа жизни.

На изучение темы «Органы  чувств и нервная система» отводятся три  урока. Однако я считаю целесообразнее отвести два урока на изучение темы «Органы  чувств и нервная система», а последний урок отвести на обобщение по разделу в форме компьютерной игры между группами учащихся. Использование ИКТ позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному,  при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.  Такой урок становится итогом изучения организма человека как единое целое,  ребята могут продемонстрировать свои знания и умения, ценностные установки. На этом уроке присутствовали родители, учителя школы. Приложение 4.

4. Результаты апробации представленной разработки

С целью определения эффективности созданной модели развития культуры здоровья была проведена диагностика уровня сформированности представлений младших школьников о своем здоровье, об отношении к физическим занятиям, о здоровом образе жизни в начале и после  изучения раздела ( анкета «Я и мое здоровье») Приложение 5.

После обработки результатов анкеты, были получены такие результаты:

1)  85 % учащихся неправильно дают определение понятию «здоровье» («когда у тебя ничего не болит»), т.е. определяют только состояние физического благополучия. И лишь 15 % учащихся дают полное определение (состояние физического, психического и социального благополучия).

2)  Отношение к состоянию своего        здоровья у учащихся не совсем адекватное:      

35 % учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 5 % учащихся – «не очень хорошее» и 60 % учащихся – «удовлетворительное». Хотя 55 % учащихся жалуются на какие-то болезни (болит голова, ноги, живот, простуда), 30 % учащихся чувствуют всегда усталость после уроков.

  1. Утреннюю зарядку выполняют только 25 % учащихся.
  2. К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно: 75 % учащихся занимаются «с полной отдачей», 45 % учащихся ходят в секции.
  3. Режим дня соблюдают только 55% учащихся.
  4. 25% учащихся не могли определить правильность своего питания.
  5. Все учащиеся смогли написать некоторые  правила сохранения своего здоровья.

Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов здорового образа жизни, сохранять свое здоровье, но делают это не всегда последовательно и не постоянно (лишь 25 % учащихся делают по утрам зарядку, 55 % учащихся – иногда, а 20 % учащихся не делают ее совсем, режим дня соблюдают 35%  учащихся не всегда).

Таким образом, на основе результатов анализа представлений младших школьников о здоровье, о здоровом образе жизни, всех учащихся можно разделить на три уровня: высокий уровень – 4 чел. (20 %), средний уровень 12 чел. (60%) и низкий уровень – 4 чел. (20 %).

Уровень представлений учащихся о своём здоровье, соблюдения здорового образа жизни ( до изучения раздела)

Для выявления изменения представлений детей о своем здоровье, о соблюдении здорового образа жизни в конце изучения раздела «Человек» детям еще раз была предложена анкета «Я и мое здоровье». Анализ результатов повторного анкетирования показал, что у детей произошла значительная переоценка отношения к своему здоровью и образу жизни. Дети приобрели знания о системах органов и их работе, осознали значение ведения здорового образа жизни для сохранения и укрепления   здоровья и приобщились к нему, больше написали правил сохранения здоровья. Поэтому к высокому уровню уже можно было отнести   12 чел. (60 %), к среднему уровню – 8 чел. (40%) и к низкому уровню –  0 чел.(0%)

Диаграмма представлений учащихся о своём здоровье, соблюдения здорового образа жизни (до изучения и после изучения раздела)

Результаты диагностирования подтверждают наше мнение о том, что деятельностный подход  положительно влияет на развитие культуры здоровья младших школьников.

После изучения раздела была проведена проверочная работа, с целью диагностирования предметных знаний. Приложение 5.

Диаграмма  предметных знаний учащихся по разделу «Человек»( результаты проверочной работы)

Обученность 100%,  качество обученности  90%.

5. Заключение

Основными результатами деятельностного подхода в развитии культуры здоровья считаем: - ценностная ориентация младших школьников на здоровье и здоровый образ жизни, развитие социально значимых качеств личности ребёнка, соблюдение правил развития и сохранения здоровья в повседневных поступках, осознанное умение вести здоровый образ жизни.

Результатом формирования культуры здоровья можно считать социальный проект «Организация игр для первоклассников» после изучения раздела «Человек» в четвёртой четверти третьего класса. Третьеклассники, понимая важность двигательной активности для развития и  для отдыха от учебных занятий,  организовали игры с первоклассниками на переменах, во время прогулок в группе продлённого дня. Проект имел социальную направленность,  так как помогал первоклассникам подружиться, проявить себя, адаптироваться к школьным условиям и главное, приучал к здоровому образу жизни. Приложение 7.

Полученные результаты социального проекта:

-образовалась в школе иная атмосфера: дети стали более организованными и собранными;

-сокращены конфликтные ситуации между детьми;

- увеличилась двигательная активность детей;

- улучшилась работоспособность на уроке.

В ходе организации и  проведения проекта улучшилось психическое, физическое и социальное  здоровье учащихся–участников проекта -  первоклассников и третьеклассников.

На основе социального проекта «Организация игр для первоклассников» в четвёртом классе ребята разработали исследовательский проект «Значение подвижных народных игр для первоклассников».

Ребята доказали, что народные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания и здоровья детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Нужно изучать  народные подвижные игры, в которые для здоровья очень полезно играть на свежем воздухе, общаться со сверстниками в реальном мире, нежели сидеть за компьютером.

С исследовательскими работами «Правильное питание» и «Значение подвижных народных игр для первоклассников» ребята приняли участие в районном конкурсе  «Малая академия» и эти работы были высоко оценены.

Название работы

 Год, класс

Название конкурса

Результат

Коллективная исследовательская работа  по окружающему миру

«Правильное питание»

2012-2013 уч.г.

3 класс

Районный конкурс «Малая академия»

Диплом  2 степени в конкурсе исследований  «Малая академия»

Коллективная исследовательская работа  социальной направленности «Значение народных игр для первоклассников»

2013-2014 уч.г.

4 класс

Районный конкурс «Малая академия»

Диплом  1 степени в конкурсе исследований  «Малая академия»

Приложение 9

С презентацией «Правильное питание» ребята успешно приняли участие в районном семинаре «Реализация комплексной программы «Здоровье».

9. Список литературы.

1.Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. – М., 1998.

2.Деятельностный подход в обучении http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm

3.  Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.

4. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Е.В. Саплина, А.И.Саплин  Обучение в 3 классе, методические рекомендации - М.: Астрель, 2011.

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М.: Вако, 2004.

6.Кривобок Е.В., О.Ю.Саранюк Исследовательская деятельность младших школьников. – «Учитель»  Волгоград -2011.

7. Ломовцева Н.И., Иванова Л.В. Если хочешь быть здоров – правильно питайся! // Начальная школа. – 2008. - №4.

8.  Осьмина С.Л., Шабанова М.И. Твое здоровье. //  Начальная школа. – 2008. - №9.

9.Педагогические особенности формирования культуры здоровья младших школьников ertaciya-pedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya-kultury-zdorovya-mladshih-shkolnikov#ixzz2xGRcDtG39. Потапов И.В., Е.В. Саплина, А.И.Саплин  10.Окружающий мир 3 класс, часть 2- М.: Астрель, 2011.

11. Потапов И.В., Е.В. Саплина, А.И.Саплин  Окружающий мир 3 класс,

часть 2, рабочая тетрадь - М.: Астрель, 2011.

12. Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 1-4 классы УМК «Планета знаний»- М.: Астрель, 2011.

13. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -  Самара: Учебная литература 2006.

 14. Свалова О.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся. // Начальная школа. – 2009. - №2.

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// М.: Народное образование. – 1998.

16. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. – 2006. -  №2.

17. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,

18.Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru

19. Хамзин X. Сохранить осанку сберечь здоровье.- М.: Знание, 2001.

20. Хилалутдинова А.М. Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников. //  Начальная школа. – 2008. - №7.

21. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. //  Начальная школа. – 2008. - №9.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников

В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир по...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ЭТА СТАТЬЯ РАССКАЗЫВАЕТ,КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОСОЗНАННО И ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ, СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ С ТЕКСТОМ БОЛЬШОГО ОБЪЁМА,ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ....

«Системно-деятельностный подход для формирования ключевых компетенций младших школьников»

« Единственный путь, ведущий  к знанию - это деятельность»     Б. Шоу.Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта  обще...

Деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников

Обобщение опыта работы по теме самообразования....

Культура здоровья младшего школьника и её развитие на основе использования современных образовательных технологий

Кризисные явления в обществе опосредовано способствовали изменению мотивации к учёбе, снижению творческой активности детей, ухудшили физическое и психическое развитие, вызвали...

Выступление по теме :" Системно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

Статья "Деятельностный подход в развитии культуры восприятия музыки посредством формирования метроритмических представлений"

Целью работы является обоснование включения форм и методов метроритмического воспитания на основе деятельностного подхода в контекст уроков музыки в общеобразовательной школе....