Статья "Деятельностный подход в развитии культуры восприятия музыки посредством формирования метроритмических представлений"
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Глинкина Елена Геннадьевна

Целью работы является обоснование включения форм и методов метроритмического воспитания на основе деятельностного подхода в контекст уроков музыки в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod._statya.docx21.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Деятельностный подход в развитии культуры восприятия музыки                                                                      посредством формирования метроритмических представлений

В содержание любого учебного предмета, в том числе и музыки, включаются как основные научные понятия, факты, законы, методы, теории, так и виды деятельности, с помощью которых осуществляется процесс познания.

Изменения, происходящие в современном мире, ведут к становлению такого типа мышления и культуры, для которого чисто «знаниевое» образование оказывается недостаточно эффективным. Говоря о содержании обучения, традиционная дидактика основывается на методах, средствах, формах сообщения (передачи) учащимся «готовых» знаний, в то время как методологическим основанием современной дидактики выступает деятельностный подход к обучению.

Целью образования является подготовка человека к будущей деятельности в обществе, а содержание образования - как освоение общих методов и форм человеческой деятельности.

Изменение социально-экономического статуса России, усиление её интеграции в мировое образовательное пространство, делают все более актуальной проблему модернизации среднего образования. В нашей стране сегодня это особенно актуально, так как значительная часть учащихся практически всех уровней обучения явно испытывает потребность в упорядочивании музыкально-слуховых, образных и интеллектуальных представлений, в повышении уровня социальной и культурной компетентности.

Перспективность компетентностного обучения, понимаемого как обучение в действии, базируется главным образом на образовательных технологиях, которые преследует две задачи:

  • первая – успешно совершить определенные действия (решить проблему);
  • вторая – обучаться в процессе совершения этих действий и сделать полученные знания личностным достоянием.

Современное поколение учащихся нуждается не только в развитии, связанном с освоением какого-либо предмета, в частности, музыки, но и в средствах, помогающих корректировать их психологическое состояние, налаживать механизмы саморегуляции.

Сегодняшним учащимся помимо упражнений на освоение предлагаемых музыкальных метров и ритмических рисунков необходимы задания и упражнения, направленные на оздоровление и, тем самым, способные послужить целям коррекции их состояния. Для этого надо сознательно удерживать учащихся в сфере активного  внимания и не упускать важнейший принцип: ритм – это сама жизнь человека.

Данный подход призван способствовать формированию основ физического и духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к физической и музыкальной культуре как важнейшим компонентам гармоничного развития личности.

Задачи, которые решаются на основе внедрения деятельностного подхода к обучению, заключаются в следующем:

  • воспитать у обучающихся единый комплекс физических и духовных качеств: правильное телосложение, хорошее здоровье, выносливость, артистизм, психологическую уравновешенность;

  • повысить функциональные возможности обучающихся с помощью новаторских для школьной практики средств ритмики;

  • укрепить здоровье обучающихся; развить у них основные физические качества: координацию движений, работоспособность и двигательную активность;

  • развить индивидуальность, личность каждого ученика, её физическую, эмоциональную, образную, мыслительную, творческую и духовную сферы;

  • развить навыки общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения;

  • практически ознакомиться с многообразием мировой музыкальной культуры и усвоить полученные музыкальные знания в слуховой и танцевально-игровой практике.

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В рамках ФГОС определены три группы требований к его проектированию и реализации:

  • к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных);
  • к структуре основной образовательной программы;
  • к условиям реализации стандартов.

При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.

Смешанная модель обучения предъявляет новые требования к функции учителя и обучающегося. Тотальный контроль заменяется взаимной ответственностью за результат обучения. При этом учитель конструирует параметры образовательной среды, а обучающийся реализует свободу выбора образовательной траектории.

Знания, умения и навыки теперь становятся средством развития. Способы общения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ученика, не игнорированию его чувств и эмоций. Тактика строится на идеях сотрудничества. Позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития. Положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!» и «Ученик - полноправный партнер».

В.В.Давыдов, который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:

  • конечной целью обучения является формирование способа действий;
  • способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;
  • механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом, раскрытие заложенных в нем возможностей. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности происходит саморазвитие и самоактуализация его личности.

Деятельностный подход в образовании (в обучении и воспитании) – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, это методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания.

Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например, практическому общению. Психология учит, что акт деятельности всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность, то есть имеет определенную психологическую структуру.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства для её достижения, помогать ребенку в формировании умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Деятельностный подход на уроках музыки направлен на создание у детей средствами музыкального искусства целостного образа мира, построенного по законам любви, красоты и гармонии.

В искусстве человек выражает свое нравственно-эстетическое отношение к жизни, воплощая это в разных видах искусства разными средствами: в изобразительном искусстве – цветом, в литературе – словом, в хореографии – пластикой, в музыке – звуком. Все языки искусства связывает то, что они выразительны, то есть интонационны. «Взятые в совокупности, образные языки культуры являют собой как бы единый язык. В его основаниях лежат интонация и движение – два исходно данных человеку способа общения.  Интонационно-жестовый опыт связывает различные искусства и искусство в целом – с самой жизнью».

Необходимо понимать, что ребенок откликается на впечатления от окружающей его жизни, на происходящие с ним события с помощью всех органов чувств, то есть воспринимает мир максимально целостно. Поэтому на музыкальных занятиях важно, чтобы слуховые впечатления дополнялись зрительными, словесно-речевыми, двигательными.

На современном этапе только дидактического способа передачи знаний, умений, навыков явно недостаточно. Содержание музыкального образования ориентировано на другие технологии преподавания, которые основаны на деятельностном и игровом подходах.

Игровая деятельность для детей – это начальная ступень познания жизни. Игра предполагает свободу действий и противостоит всякой «отрепетированности».  Даже в подражание ребенок старается привнести что-то своё, с удовольствием реализует свои способности, радуясь и наслаждаясь самим процессом. Результатом игровой деятельности является не просто самовыражение, а саморазвитие личности.

В книге «Игры учащихся – феномен культуры» С.А.Шмаков пишет: «Игра многомерна. Она – деятельность и познание, развлечение и творчество, подражание и общение, отдых и тренинг. Игра - всегда художественный образ и драматургическое действие, т.е. некая фабула, интрига, диалоги, монологи, движения, действия и атрибутика…»

У игры и музыкального искусства много общего. Так эстетик Г. Рид трактует игру как художественное творчество ребенка, а игровую деятельность – как механизм формирования его эстетической культуры. Рид называет игру универсальным методом воспитания через искусство. «Игровой метод, если его правильно понимать, должен координировать и направлять игру, а это значит превратить игру в искусство. Игра – это прежде всего вид неформальной деятельности, способный превращаться в художественную деятельность и таким образом оказывать влияние на органичное развитие ребенка»

Использование деятельностного подхода в музыкальном образовании направлено на широкое комплексное развитие личности, её эмоциональной, образной, мыслительной, творческой, духовно-нравственной и эстетической сферы.

Для игровой и художественной (музыкальной) деятельности общими аспектами являются:

  • Необычность, таинственность, возвышенность, сочетание реального и нереального, перевоплощение, фантазия;
  • Вдохновенность, увлекательность, заинтересованность, динамичность;
  • Вариационность, импровизационность;
  • Образность, артистизм, сюжет, роли, герои, интрига, драматургия действия;
  • Основная мысль, художественная идея, главная тема;
  • Ассоциативность, символичность;
  • Индивидуальное творчество, свобода самовыражения;
  • Познание человека и мира, познание народа;
  • Сотворчество, коммуникативность;
  • Эмоциональность, выразительность, интонационность, выражение чувств и настроений;
  • Эстетическое удовольствие, наслаждение процессом, благотворное влияние на психику.

Таким образом, деятельностный игровой подход не только естественен для преподавания музыкального искусства, но именно он дает возможность органичного введения детей в его специфику, предлагает разнообразные и доступные способы освоения средств музыкальной выразительности.

В начальных классах деятельностный игровой подход практически применим ко многим дидактическим материалам, основанным на разных видах детского фольклора (игровые песни, считалки, дразнилки и т.д.). Эти жанры изначально связаны с движением, ритмом, ролевой и сюжетной игрой.

Освоение деятельностного игрового метода учитывает динамику развития детей и делится на несколько этапов:

I – включение детей в игровую деятельность методом «Эха» или «Зеркала»: копирование действий учителя, повторение движений за педагогом.

II – подключение творческих задач, поиски других новых способов художественного воплощения музыкальных образов: сотрудничество и сотворчество с учителем.

III – межличностное и коллективное художественное общение, включающее элементы соревновательности, состязательности в мастерстве, выразительности, оригинальности выполняемых игровых действий.

Освоение художественной (музыкальной) деятельности предполагает взаимосвязь следующих направлений:

  • От наблюдения и созерцания – к исполнению;
  • От речи – к пению;
  • От движения – к пантомиме, танцу, игре на музыкальных инструментах;

В итоге: от подражания – к творчеству.

Процесс обучения сегодня предоставляет учащимся множество возможностей открытия для себя разных способов реальной жизнедеятельности в мире бесконечного разнообразия звуков, красок, жестов, форм, образов, сюжетов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства для её достижения, помогать ребенку в формировании умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в развитии культуры здоровья младших школьников.

В работе раскрываются пути формирования культуры здоровья младших школьников  через их активную деятельность на уроках окружающего мира и во  внеурочное время. Практические работы, проекты и...

Развитие культуры речи как средство формирования коммуникационной компетентности

В статье рассказывается о задачах и содержании работы над культурой речи у младших школьников, о требованиях к речи учащихся и кратко описана работа по данной теме....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Одна из основных задач музыкального воспитания в детс...

Статья Формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки в школе.

СтатьяФормирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки в школе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».Технологическая карта м...

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством нейропсихологических игр и упражнений »

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредс...