Формирование ценностно-смысловых компетенций младших школьников как средство достижения нового качества образования
статья по орксэ ( класс) на тему

Пимкина Татьяна Михайловна

Выступление на городском семинаре учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ценностно-смысловых  компетенций младших школьников как средство достижения нового качества образования

«Миссия взрослых людей по отношению к ребенку состоит

в том, чтобы через культуру, образование поднимать ребенка

к духовным знаниям, взращивать в нем духовные помыслы и дать

ему способ спасения себя в этом мире и мира вокруг себя»

                                                                                                    Николай Рерих

В настоящее время в обществе отмечается повышение интереса к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Ни для кого не секрет, что те радикальные преобразования, которые произошли в жизни нашего общества, не были основаны на каких-либо моральных принципах или правилах. В итоге – поменялись ценностные ориентиры, попирается доброе и светлое, что передавалось из поколения в поколение и действительно являлось достойным почитания: искренние, чистые отношения между людьми, уважительное отношение к старшему поколению, любовь к родителям и трогательная забота о них. Для многих незначащими словами становятся понятия: любовь, дружба, семья, милосердие, сострадание, патриотизм, нравственность.

Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования. Это идеологический фундамент нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого «Концепция духовно-нравственного воспитания». Она задаёт те ценностные ориентиры, которые продиктованы социальными запросами, предъявляемыми обществом системе образования, школе.

Поэтому ведущей задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначена цель современного отечественного образования, которая заключается в социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Главная задача российской системы образования – создание условий для качественного обучения. Формирование ключевых компетенций было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования. Одной из ключевых компетенций школьников является ценностно-смысловая компетенция.

Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Ценностно – смысловая компетентность - это:

•        восприятие ценности семьи в своей жизни;

•        понимание ценности дружбы со сверстниками; авторитет педагога;

•        справедливость, честность;

•        оптимизм;

•        аккуратность

•        самокритичность;

•        нравственная устойчивость;

•        верность данному слову;

•        доброта, чуткость, сострадание;

•        трудолюбие.

Следовательно, достижению нового качества образования способствует понимание и принятие общечеловеческих ценностей, таких как:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.

Ценность красоты и гармонии – это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновение в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны,  государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Формирование ценностных установок личности, их развитие, изменение, трансформация в личностную позицию, поступки происходит на всех этапах личностного развития. Особое значение в этом процессе имеет младший школьный возраст, когда интенсивное развитие социального опыта ребенка обусловливает формирующиеся основы направленности личности, характер личностной позиции ребенка, нравственные установки, отношение к окружающему миру.

Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда в процессе учебной и внеучебной деятельности закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости,  раскрывается сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. В сознании младшего школьника начинает формироваться система ценностей, которым он следует.

Таким образом, можно говорить о создании основы ценностно-смысловой сферы личности. Следует отметить, что на выбор ценностей младшими школьником и в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого, их собственный социально-нравственный опыт, примеры из художественной литературы, кинофильмов, телепередач, мнение и выбор детского сообщества, близких друзей.

На младшего школьника оказывают мощное, но не всегда позитивное влияние  СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и т. д.. Различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности несут разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Поэтому первостепенная задача педагога, родителей — не просто дать набор ценностей, а помочь ребенку их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их практически.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Сегодня на школу, на нас, педагогов, возлагается особая миссия – воспитание духовно- нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этой идеей продиктовано введение в младшей ступени школьного образования нового предмета  «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ), который  нацелен на формирование мировоззрения и ценностных ориентиров  ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, воспитывать толерантную личность.

В школе всегда был и есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. Это и классные часы, посвящённые нравственному воспитанию, и экскурсии, и встречи с людьми, чей жизненный путь – пример для подражания и воспитания лучших качеств личности. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.

Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской этике.

Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, что проявляется в формировании:

– основ российской гражданской идентичности,

– ценностей многонационального российского общества;

– гуманистических ценностей;

– толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;

– уважительного отношения к Российской многонациональной культуре.

Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.

Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический оттенки.

Знакомство  четвероклассников  с основами религий и этики помогает им быстрее и проще адаптироваться  к современному миру, способствовать социализации ребёнка в обществе, расширяет их кругозор и подсказывает, как вести себя в других городах и странах, обогащать свой жизненный опыт.

Данный курс помогает ученикам составлять свое собственное мнение, понимать важность основных нравственных норм и ценностей,  уважать чужие мнения и верования. А это та база, которая формирует целостную, компетентностную личность.

В нашей школе курс ОРКиСЭ представлен двумя модулями, выбор которых осуществлен родителями обучающихся, - «Основы православной культуры» и «Основы мировых религий».

В деле преподавания курса, какой бы модуль не был выбран родителями школьников, на педагогов ложится большая ответственность за каждое сказанное слово. И от того, как на уроке ОРКСЭ будет подан материал, во многом зависит правильность сделанных ребятами выводов.

В процессе изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» учителя широко применяют современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые, ролевые игры, коллективно-групповая, проектная деятельность, составление словаря терминов, галереи образов), систематически используют компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

Возможности курса используются также и для организации внеурочной деятельности обучающихся в системе воспитательной работы школы.

Таким образом,  нравственные качества человека будущего общества закладываются  сегодня именно благодаря урокам ОРКСЭ, основанным на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования.

Основные цели:·         Осознание основных критериев современного урока·         Повышение интереса педагогов к современ...

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Основной задачей развития школьного образования в настоящее время заключается - обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.В настоящее врем...

Современные педагогические технологии как средство достижения нового качества образования

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:Информационно – коммуникационная технологияПроектная технологияТехнология развивающего обученияЗдоровьесберегающи...

Доклад на тему: "Технология проблемного - диалогического обучения на уроках в начальной школе как средство достижения нового качества образования"

В данной работе раскрывается актуальность применения  технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе. К докладу прилагается презентация....

Обновление содержания образования как средство достижения нового качества образовательных результатов

Презентация на тему: Обновление содержания образования как средство достижения нового качества образовательных результатов...

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»...