Доклад на тему: "Технология проблемного - диалогического обучения на уроках в начальной школе как средство достижения нового качества образования"
статья

Елина Елена Вячеславовна

В данной работе раскрывается актуальность применения  технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе. К докладу прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_problemnoe_konferentsiya.docx21.24 КБ
Office presentation icon konferentsiya_problemnoe.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

         Технология проблемного - диалогического обучения на уроках в начальной    

                 школе как средство достижения нового качества образования

Работу выполнила:  Елина Елена Вячеславовна, учитель начальных классов                                               МБОУ Школа № 83 Промышленного района г.о. Самара

             В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников.    

  Одной из наиболее универсальных технологий является технология проблемно-диалогического обучения, автором которой является Елена Леонидовна Мельникова (Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва)).

           Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

        Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шалва Амонашвили).                   

         

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

      В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

               Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. 

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников.

Существуют три метода постановки учебной проблемы 

Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода из нее

               Сообщение темы с мотивирующим приемом 

 Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

             Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

              Побуждающий от проблемной ситуации диалог

 Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех                                                                                                                              педагогических действий:

создания проблемной ситуации;

побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:

 побуждения к формулированию учебной проблемы;

принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.  

Рассмотрим эти действия.

           Проблемная  ситуация – это центральное звено проблемного обучения.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

          Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого приема будет свой.

       В данной таблице приведены приемы создания проблемной ситуации и вопросы, побуждающие к осознанию противоречия.

          В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2.

       

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения.

Вопросы, побуждающие к осознанию противоречия:

Что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

     

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

       Вопросы, побуждающие к осознанию противоречия:

Вопрос был один? А мнений сколько? (Задание было одно? А как его выполнили? Почему так получилось? Что мы не знаем?)

     

 (ПРИЕМ  3 )В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие — между житейским  представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется прием 3. 

В сравнении с предыдущими он сложнее, так как выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское  представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

Вопросы, побуждающие к осознанию противоречия:

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

     В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4. 5, 6. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие — в сути задания.

       

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Вопросы, побуждающие к осознанию противоречия:

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

     

Прием 5 Учитель предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Вопросы, побуждающие к осознанию противоречия:

Вы смогли выполнить задание? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему?

     

Прием 6  сложный, поскольку выполняется в два шага.  Первый шаг:  учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания.

Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Вопросы, побуждающие к осознанию противоречия:

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему?

     После осознания противоречия переходят к формулированию учебной проблемы. Учитель предлагает выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?  (Проведем исследование)

Какова тема урока?

Итак, учебная проблема сформулирована. Следующий этап – поиск ее решения.

(Технология поиска решения учебной проблемы.)

         Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию.  

             Рассмотрим их подробнее.

Побуждающий к гипотезам диалог 

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей, остальные — ошибочными.

Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую («молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашенно: словом «так» и кивком головой.

Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»). Проверка гипотезы может быть либо устной, либо практической.

Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».

Подводящий к знанию диалог

 Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.

 Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений.

Основные выводы

              

              Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;                                                          - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.  

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Таким образом, проблемный диалог является эффективным средством реализации системно-деятельностного подхода, средством реализации стандартов второго поколения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного - диалогического обучения на уроках в начальной школе как средство достижения нового качества образования Работу выполнила учитель начальных классов МБОУ Школа №83 г.о. Самара Елина Елена Вячеславовна

Слайд 2

Актуальность технологии проблемного - диалогического обучения Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шалва Амонашвили).

Слайд 3

Понятие проблемно – диалогического обучения. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Слайд 4

Виды диалога Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик. На этапе постановки проблемы ученики осознают противоречие и формулируют проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы ученики формулируют тему. На этапе поиска решения выстраивают логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Слайд 5

Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся З Н А Н И Е Введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания Воспроиз-ведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

Слайд 6

Технология постановки учебной проблемы 1 метод : Сообщение темы с мотивирующим приемом; 2 метод : Подводящий к теме диалог; 3 метод : Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Слайд 7

1 метод Сообщение темы с мотивирующим приемом Прием «Яркое пятно». Окружающий мир. Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь? Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят верх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды, Они в пустыне пропадают где-то. Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды) Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?) Это Австралия. (Так какой материк будем сегодня изучать?)

Слайд 8

2 метод Подводящий к теме диалог Предлагается материал для сравнения (два столбика слов) медвежья разъезд вьюга объявление веселье подъезд ружьё подъём муравьи разъяснил Что заметили? ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ) Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки? Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ? Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.

Слайд 9

3 метод Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует последовательного осуществления 4-х педагогических действий: Создание проблемной ситуации; Побуждение к созданию противоречия проблемной ситуации; Побуждение к формулированию учебной проблемы; Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Проблемная ситуация – это центральное звено проблемного обучения.

Слайд 10

Проблемная ситуация – это центральное звено проблемного обучения Противоречиемежду двумя (или более) положениями 1 .Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения; 2 .Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. между житейским представлением учащихся и научными фактами 3 . Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. Тип проблемной ситуации с удивлением

Слайд 11

Проблемные ситуации с удивлением Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формированию проблемы 1.Одновременно объявить противоречивые факты, теории, мнения Что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо? Выбрать подходящее: 2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием. Вопрос был один? А мнений сколько? (Задание было одно? А как его выполнили? Почему так получилось? Что мы не знаем?) Какой возникает вопрос? (Проведем исследование) 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием. Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением или наглядностью Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какова тема урока?

Слайд 12

Тип проблемной ситуации с затруднением Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4 . Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 6 . Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Слайд 13

Проблемные ситуации с затруднением Приемы создания проблемной ситуации Побуждени е к осознанию противоречия Побуждение к формированию проблемы 4. Дать практическое задание не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Выбрать подходящее: 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему? Какой возникает вопрос? (Проведем исследование) 6.Шаг 1. Дать задание сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание ученики не выполнили. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему? Какова тема урока?

Слайд 14

Проблемная ситуация с одновременным предъявлением противоречивых фактов Учащиеся выполняют здания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам. 1) Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3 : 9 – 4 + 3 = 8 2) К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму: 9 – 4 + 3 = 2 Что вы замечаете? Почему получились разные ответы? Какое действие выполняли первым? А вторым? Определите тему урока – Порядок действий в выражениях.

Слайд 15

Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учащихся и научными фактами. Урок окружающего мира 1 класс «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?» В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром. А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.) Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации).

Слайд 16

Проблемная ситуация с противоречием: необходимость и невозможность выполнить задание Урок русского языка «Несклоняемые имена существительные». 4 класс. Учитель даёт невыполнимое задание Просклоняйте существительное «окно». (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен) Просклоняйте существительное «кино». (Ученики испытывают затруднение, возникновение проблемной ситуации).

Слайд 17

Проблемная ситуация с затруднением Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника» 4 класс. На доске изображение Найдите площадь. И в том и в другом случае у детей получается следующее: S = 5 х 4 = 20 кв.см S = 5 х 4 = 20 кв.см Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки. Площадь треугольника 10 кв.см. Дети осознают, что задание выполнено неправильно. Реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации. 4см 5см 5см 4см

Слайд 18

Технология поиска решения учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог Требует осуществления четырех педагогических действий: - побуждения к выдвижению гипотез; - принятия выдвигаемых учениками гипотез: - побуждения к проверке гипотез; - принятия предлагаемых учениками проверок. Подводящий к знанию диалог Представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Слайд 19

Побуждающий к гипотезам диалог Урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит». -Отгадайте загадки. - Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация : как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина. В результате выполнения задания у учеников получилось 2 гипотезы :

Слайд 20

Подводящий от проблемы к знанию диалог Урок русского языка в 4 классе Правило употребления предлогов О и ОБ – Что заметили? (Дети читают предложение.) Мы придумали загадки о листьях, об осени, о ягодах. Как вы думаете, почему перед существительными написаны разные предлоги? (Дети затрудняются ответить.) – На какие звуки начинаются слова в первом столбике? – Во втором, третьем? о мальчике [м ] об астре [ а] о ели [й* э ] о девочке [ д*] об Ольге [о] о ёжике [й* о ] о письме [ п*] об иволге [и] о юбке [й* у ] о Тане [т ] об укропе [у] о ягоде [й* а ] Дети делают вывод, формулируют правило.

Слайд 21

Заключение Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной здоровьесберегающей общепедагогической Проблемно – диалогическая технология наиболее полно отражает суть системнодеятельностного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования.

Основные цели:·         Осознание основных критериев современного урока·         Повышение интереса педагогов к современ...

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

Современные педагогические технологии как средство достижения нового качества образования

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:Информационно – коммуникационная технологияПроектная технологияТехнология развивающего обученияЗдоровьесберегающи...

Обновление содержания образования как средство достижения нового качества образовательных результатов

Презентация на тему: Обновление содержания образования как средство достижения нового качества образовательных результатов...

Тема: «Педагогические технологии в обучении как одно из условий достижения нового качества образования».

Выступление на  педагогическом совете по теме: «Педагогические технологии  в обучении как одно из условий достижения нового качества образования»....

Доклад на тему: «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе».

         XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много з...